г. Ростов-на-Дону
26 ноября 2024 13:23:17
103.79
108.87

«Я работаю сам со своей семьей, как Фидель Кастро»

Собственник волгодонской сети супермаркетов «Артемида-Дон» Александр Смольянинов считает, что он, как и Фидель Кастро, работает под девизом: «Отступать некуда». Предприниматель лично вовлечен во все бизнес-процессы, поэтому его сеть успешно конкурирует в неравной борьбе с федералами. Компании удалось существенно скорректировать ассортимент, увеличив долю отечественной продукции.

«Артемида-Дон» сократила в этом кризисном году товарооборот на 3%. Компании удалось существенно скорректировать ассортимент, увеличив долю отечественной продукции. Она развивается  за счет собственной переработки и кулинарии, где добилась больших успехов. В этом году компания стала победителем во всероссийском конкурсе торговых предприятий в номинации «Домашняя кулинария». Региональная сеть постоянно наращивает производительность труда на складах, в цехах, магазинах.

N: — В последние полгода рос­товские предприниматели из сферы торговли говорят о сущест­венном сокращении товаро­оборота. А что у вас? А.С.: — В нашей рознице товарооборот в денежном выражении за январь — август сократился на 3%. В натуральном измерении падение составило около 10–12%, что объясняется подорожанием товаров. Очень сильно снизился объем продаж фруктов (в кг) — на 40%, а овощей — вырос на 5%. Импортозамещение уже заметно. По сравнению с прош­лым годом импорта продаем в два раза меньше.

N: — Где закупаете фрукты? А.С.: — Привозим фрукты из Молдавии, Сербии, Грузии, Армении, Азербайджана. Хотя на ростовской таможне и мышь не проскользнет, их московские коллеги пропускают санкционные товары. Например, мы закупили в Молдавии персики по 64 руб. за кг, везли их собственным транспортом, но нам пришлось продавать их по 45 руб. Объясняю почему. Раньше машина шла быстро — через Украину, теперь — в объезд через Венгрию, Словению, Польшу, Белоруссию. Если везем фрукты из Азербайджана, то в Ростове долго идет таможенный досмотр, который занимает 2–3 дня. В любом случае на дорогу уходит 10 дней, поэтому остается мало времени на продажу. А тут еще на рынке появляются контрабандные испанские персики. Из-за непредсказуемости рынка мы вынуждены терпеть убытки. Например, много контрабандной продукции можно найти на оптовом рынке. В сентябре пошел сезон яблок. Мы их продаем всего по 39 рублей за кг. Самые дешевые яблоки можно купить в Белоруссии, но они долго не хранятся. Возим гранаты и яблоки из Азербайджана.

N: — В связи с антисанкциями наши фермеры стали выращивать фрукты? А.С.: — В Ростовской области — нет, здесь вырастили больше овощей. Однако в некоторых регионах юга России посажены новые сады. Этим предпринимателям удалось получить от государства компенсации в размере 75% от вложенных инвес­тиций. Планируем в этом году начать закупку яблок у них, чтобы заложить на зиму 800 т. В Крыму яблок мало, в Молдавии была засуха. Я считаю, что весной они вырастут в цене минимум в 2 раза. Из местных продуктов популярны арбузы, продаем их по 30 т в день. Мы закупаем их в Цимлянске по 2,7 рубля за кг, а продаем всего по 5 рублей. В этом году продали их в 2 раза больше, чем в прошлом. Виноград сильно подорожал, поэтому его продали в 2 раза меньше.

N: — С крымскими поставщиками работаете? А.С.: — Мы работали с ними всю зиму. Сейчас перевозка оттуда обходится дорого, а по сравнению с прошлым годом — неурожай фруктов. Например, стоимость перевозки товаров из Грузии в 2 раза ниже.

N: — Антисанкции существенно повлияли на ассортимент магазинов? Раньше вы говорили, что закупаете океаническую рыбу с борта судна в Норвегии, Ирландии. А.С.: — Мы будем покупать селедку — дальневосточную и с Фарерских островов (немного), но последняя будет очень дорогая. Скумбрию закупим на Дальнем Востоке. В целом рыба за год подорожала на 100%. Для переработки заложили примерно 60% цимлянской рыбы. Рыба у нас самая вкусная за счет современного оборудования. Недавно мы модернизировали свои холодильники. Коптильни тоже хорошего качества, импортные. В этом году уже продали 200 т копченого карася. Хотим заготовить больше, но никто не хочет его ловить.

Изменился ассортимент сыров. Теперь появилось много российских марок. Количественно ассортимент сети остался примерно таким же — 26 тыс. наименований.

N: — Что больше всего мешает развитию бизнеса? А.С.: — Сильно подорожавшие деньги. Хорошо, что Центробанк не увеличил ключевую ставку. Если кредиты еще подорожают, то среднему бизнесу станет очень тяжело работать. Сейчас мы берем краткосрочные кредиты под 14–17% годовых. Из-за того что у банков стало много невозвратов, они пристальнее присматриваются к заемщикам, на оформление кредита теперь уходит по 2–3 месяца. Например, фермерам стало сложнее получить или переоформить льготное кредитование. В случае его доступности Ростовская область могла бы производить примерно в 5 раз больше овощей. Желание у фермеров есть, но нет практики получения кредитов.

N: — Допустим, Ростовская область увеличила объем выращенных овощей, но ведь овощехранилищ не хватает? А.С.: — Для этого используют неприспособленные хранилища, подвалы, сараи. Однако у донского села есть более острые проблемы — это нехватка денег на солярку и удоб­рения, а также дефицит воды. Цимлянское водохранилище серьезно обмелело из-за большого количества нефтетанкеров, идущих через Волго-Донской канал. В результате вода не попадает в оросительные каналы, хотя в области есть шикарная поливная система, позволяющая накормить 30–40% России донскими овощами. Из-за обмеления водохранилища у Волгодонска начинаются проблемы с водопроводом и канализацией. На мой взгляд, если не решить этот вопрос, вскоре будет страдать вся Ростовская область.

N: — В последние годы вы делали ставку на кулинарию. Продолжаете развивать это направление? А.С.: — Да. Во всех магазинах, где площадь зала составляет не менее 300 кв. м, есть мини-пекарни.

Активно развиваем засолку овощей и фруктов. В этом году ее объем увеличили на 40%. Уже засолили арбузы и замочили яблоки.

Заканчиваем реконструкцию мясного цеха, начали делать 8 видов сырокопченой колбасы. Раньше был только один. Собственные колбасные изделия в нашей сети стоят примерно столько же, сколько продукция «ТАВРА», но объем продаж на 20% выше. За счет улучшения качества на 30% увеличились продажи разделанных кур. Ежемесячная реализация кур гриль выросла с 3 т до 15 тонн, мы заняли 80% рынка Волгодонска. Наши повара разработали рецепты приготовления кур гриль, в мае мы провели конкурс-дегустацию. Победитель получил хорошую премию, его рецептура используется во всей сети. Кроме того, «Приосколье» поставляет нам хорошую курицу весом 1,6 кг на выгодных условиях.

Мы стали работать по принципу известных брендов. Новую продукцию сначала продаем без наценки, потом делаем наценку и строго следим за качеством.

N: — То есть вы захватываете рынок, вытесняя мелких игроков? А.С.: — А кулинария есть только у нас и у гипермаркетов «Магнит». Даже в Ростове кулинарией занимаются лишь два супермаркета: «Тихий Дон» и «Кооператор Дона». У нас побывали представители ростовского Департамента торговли и сказали, что ростовская кулинария не идет ни в какое сравнение с нашей.

В начале июня на прошедшей в Москве Неделе российского ретейла наша сеть победила в номинации «Домашняя кулинария» профессионального конкурса RUSSIAN RE­TAIL AWARDS. Призеров конкурса определяло национальное жюри, состоящее из экспертов в области крупноформатной торговли. Мы обошли известную сеть супермаркетов домашней еды «Бахетле» за счет качества и цены — наша продукция в 5 раз дешевле.

N: — За счет чего удается успешно конкурировать с крупными сетями? А.С.: — Мы постоянно работаем над повышением производительности труда. Заставляем персонал работать интенсивно. Через прилавки продаем только горячий хлеб, кулинарию, разливные пиво и вино. Раньше там было кусковое мясо — людям это нравилось. Сейчас мы вынуждены продавать все только фасованное, упакованное. Благодаря этому продажи достигли уровня прошлого года, выйти на уровень 2013-го пока не удалось.

За последние два года мясо сильно подорожало. В 2013 году закупочная цена была 90 руб. за кг, в 2014-м — 140 руб., сейчас — от 150 до 190 руб. Наш мясной цех работает с 04.00 до 24.00. До 08.00 они завозят продукцию в магазины, второй рейс завозки — к 13.00. Точно так же работаем с курицей. Молоко по магазинам развозим ночью, успеваем развезти к открытию магазинов. Мы занимаем около 70% молочного рынка Волгодонска. По хлебу — 30%.

N: — Федеральные торговые сети не предпринимают таких усилий, как вы? А.С.: — В федеральных сетях работают наемные высокоподготовленные менеджеры, их рабочий день начинается с 10 часов, а я еще работаю сам со своей семьей, как Фидель Кастро, — отступать некуда. Федералы находятся в более выгодных условиях: им поставщики дают лучшие цены, депутаты их законодательно поддерживают. Региональным сетям остается только наращивать производительность труда в цехах, складах, магазинах.

N: — Вы готовы к приходу магазинов «Пятерочки» в Волгодонск? А.С.: — «Пятерочка» обычно наращивает количество магазинов, потом начинает проводить мощные акции. В Волгодонске это еще предстоит. Мы готовы к конкуренции. 42% наших товаров мы производим сами, или импортируем, или закупаем у фермеров.

N: — Рентабельность работы вашей сети растет или падает? А.С.: — Она стоит на месте. Возможно, по итогам года немного упадет из-за увеличения стоимости кредитов.

N: — Здания всех магазинов у вас по-прежнему в собственнос­ти? Аренду не рассматриваете? А.С.: — Теперь мы рассматриваем аренду, т. к. кредиты подорожали. В Волгодонске много коммерческой недвижимости, поэтому есть возможность договориться о выгодной цене. Раньше у нас были завышенные требования к помещениям магазинов. Мне предлагали много вариантов недвижимости в районных центрах, но нас интересовали помещения общей площадью минимум 600 кв. м. Сейчас мы согласны и на 350 кв. м, поскольку уровень жизни покупателей снизился.

N: — Сколько у вас сейчас магазинов и где планируете открываться в ближайшее время? А.С.: — Новый, 28-й по счету, универсам открылся 1 октября. Его общая площадь — 350 кв. м, помещение взяли в аренду. Скоро начнем перенос колбасного и мясного цехов за город, на их месте откроем магазин площадью 700 кв. м. Рассчитываем, что это произойдет в феврале 2016 года. Ищем помещения в аренду в Зимовниках, Котельниково, Морозовске, т. е. в радиусе 100–120 км от Волгодонска. В перспективе — крупные села. Конечно, население в поселках бедное, но у нас есть готовая инфраструктура: собственные производственные цеха, распределительный центр, транспорт, а также приличные контракты, причем некоторые из них лучше, чем у федеральных сетей. В течение 2 лет планируем открыть примерно 10 магазинов.

Просмотров: 5920

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
«Я работаю сам со своей семьей, как Фидель Кастро»
Один из ведущих застройщиков на юге России — ГК «ЮгСтройИнвест» ввела в эксплуатацию шестимиллионный квадратный метр жилья. Рекордная цифра пришлась на квартал у реки «Левобережье» в Ростове — дом Park Resident.
Крупные компании
«Я работаю сам со своей семьей, как Фидель Кастро»
Руководство Трубной металлургической компании (ТМК) назначило Виктора Новикова управляющим директором Таганрогского металлургического завода («Тагмет», входит в ТМК). На этом посту г-н Новиков сменил депутата Законодательного Собрания Ростовской области Сергея Билана, который, как сообщили в компании, стал вице-президентом ТМК. Г-н Билан руководил «Тагметом» с 2016 года.
Крупные компании
«Я работаю сам со своей семьей, как Фидель Кастро»
В Ростове новоселов встретил новый, эстетичный квартал «Персона», расположенный в 10 минутах от центра, рядом с парком Авиаторов и «Новым Ростовом». Сразу три дома — весь кластер 2 — построил в срок лидер строительной отрасли ГК «ЮгСтройИнвест».
Крупные компании
«Я работаю сам со своей семьей, как Фидель Кастро»
Агрохолдинг «Степь» (зарегистрирован в Ростове, ведет бизнес на Дону, Ставрополье и Кубани) вошел в актуальный рейтинг-лист устойчиво развивающихся российских компаний по версии RAEX. 1 ноября рейтинговое агентство актуализировало соответствующий ESG-рейтинг. Южный агрохолдинг стал в нем единственным представителем своей отрасли. В компании сообщили о смещении акцентов в своей повестке устойчивого развития в сторону развития человеческого капитала, работы с молодежью.