«Важнее стабилизировать объемы производства поставляемого картофеля и улучшать его качество»
По словам директора завода «Фрито Лей» в Азове Натальи Неустроевой, для решения этой задачи PepsiCo планирует закупать в хозяйства машины для мытья картофеля, изучать и внедрять новые схемы внесения удобрений, средств защиты картофеля от болезней и вредителей.
Сейчас увеличение числа поставщиков не является приоритетом Азовского завода PepsiCo. Поставщики из Ростовской области — на втором месте по объемам поставок картофеля. В то же время для нового продукта — сухариков — муку поставляют из других регионов. Отказавшись от совместных программ с региональными вузами (в Ростове это был ДГТУ), PepsiCo сделала ставку на собственные образовательные проекты, в частности запустила корпоративный акселератор для развития лидерских компетенций молодых специалистов. Он подразумевает одновременно создание собственного стартапа, и работу в бизнес-подразделениях компании, проект действует на базе центрального офиса в Москве.
N: — Какой объем инвестиций запланирован в Азовский завод на 2020 год, каковы основные направления инвестиций?
Н.Н.: — Как у крупной публичной компании у нас есть определенные ограничения в раскрытии своих планов на будущее, но зато мы с удовольствием рассказываем о реализованных нами проектах. В 2019 году мы расширили производство снеков в Азове — запустили пятую линию для производства сухариков «ХрусTeam», которые ранее производились только в центральном регионе на подмосковном заводе в Кашире. Благодаря этому общие производственные мощности выросли на 3 тыс. тонн в год и составили более 60 тыс. тонн готовой продукции в год.
Инвестиции в расширение производства — это ответ на увеличивающийся спрос на снековую продукцию PepsiCo на рынках России и соседних стран, способствующий укреплению лидирующих позиций компании в этом сегменте рынка.
N: — Какова была загрузка производственных мощностей завода в 2019 году?
Н.Н.: — Фактическая производительность предприятия — это коммерческая информация.
N: — Какое сырье вы приобретаете сегодня и в каком объеме? Какая часть поставок приходится на местных поставщиков?
Н.Н.: — Ежегодно компания закупает более 350 тыс. тонн картофеля. Ростовская область занимает второе место по объему производства картофеля для заводов PepsiCo. Сегодня завод сотрудничает с 26 российскими хозяйствами, поставляющими нам картофель, 9 из них располагаются в Ростовской области. Также у локальных поставщиков мы приобретаем растительное масло для производства наших снеков.
N: — Среди поставщиков сырья для «ХрусTeam» и Cheetos есть поставщики из Ростовской области?
Н.Н.: — Муку для ХрусTeam и Cheetos мы покупаем у российских поставщиков, однако хозяйств из Ростовской области среди них пока нет.
N: — Стоит ли перед PepsiCo задача расширять число поставщиков сырья из Ростовской области?
Н.Н.: — Увеличение количества поставщиков — это не приоритетная задача. Гораздо важнее стабилизировать объемы производства поставляемого картофеля и улучшать его качество, а также совершенствовать технологии выращивания необходимых сортов. PepsiCo уже с 1996 года проводит соответствующую агропрограмму. В текущем году мы планируем ряд мер в рамках данной программы. Они включают оснащение всех хозяйств мойками картофеля, изучение различных схем внесения минеральных удобрений, изучение и внедрение современных схем защиты картофеля от болезней и вредителей, изучение всех основных сортов, чтобы определить, можно ли их выращивать в условиях Ростовской области.
N: — С какими объективными и субъективными сложностями сталкиваются местные производители сырья? Что затрудняет их вхождение в состав ваших поставщиков?
Н.Н.: — Основной проблемой для поставщиков картофеля в Ростовской области остается непредсказуемость погодных условий в регионе. К такой ситуации мы готовимся, например увеличиваем количество техники для сбора урожая и для ухода за картофелем.
N: — Ранее PepsiСo сообщала о реализации образовательных программ в Ростовской области совместно с местным вузом. Сейчас они продолжаются?
Н.Н.: — С 2008 года PepsiCo реализовывала программу поддержки российского аграрного образования и за более чем 10 лет инвестировала в нее более 1 млн долларов США. Основной задачей программы было повысить интерес к сельскохозяйственным специальностям среди молодежи. Были организованы конференции, научные школы, языковые курсы, выдавались стипендии талантливым студентам и гранты молодым ученым. В число партнерских вузов входил ДГТУ. Сейчас в таком виде программа уже не поддерживается. Для работы со студентами и молодыми специалистами PepsiCо запустила собственные инициативы. Программа PepsiCo Go — это программа стажировок в компании, позволяющая молодым специалистам получить те навыки, которым не обучают в вузах. Корпоративный акселератор BreakOut был запущен в прошлом году для развития лидерских компетенций молодых и амбициозных специалистов. Он подразумевает одновременно создание собственного стартапа и работу в бизнес-подразделениях компании.
PepsiCo Go действует в подразделениях компании по всей России. Break Out — корпоративный акселератор, который проходит в центральном офисе компании, в нем участвуют не только ребята со всей страны, но и представители других стран.
N: — PepsiCo в январе заявила о том, что планирует переходить на возобновляемые источники электроэнергии на заводах в США, в какой перспективе то же самое произойдет на Азовском заводе?
Н.Н.: — Вероятно, возобновляемые источники энергии — это наше будущее. Но PepsiCo исторически предпринимала усилия в области сбережения ресурсов и защиты окружающей среды. Это направление работы всегда было одним из основных приоритетов компании.
Хочу отметить, что завод в Азове стал первым «зеленым» заводом PepsiCo в России. Предприятие в Азове было построено в 2009 году с соблюдением строгих экологических требований. Завод получил серебряный LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) сертификат, в рамках сертификации, проводимой организацией US Green Building Council. На сегодняшний день завод также сертифицирован по международным стандартам серии ISO 14001 «Система экологического менеджмента» и OHSAS 18001 «Система профессиональной безопасности и охраны здоровья». На заводе используется ряд технологий, позволяющих экономить газ, тепло— и электроэнергию, воду. Например, вторичное тепло компрессорной станции используется для отопления котельной; на складах используются только светодиодные лампы с низким энергопотреблением; отходящие от печей фритюра газы подогревают воду, использующуюся в производстве; на территории завода установлены резервуары сбора дождевой воды, которая впоследствии идет на полив заводской территории; установлена система рециркуляции воды, используемой для мойки картофеля, а также датчики присутствия в помещениях общего пользования, которые автоматически выключают свет, когда в помещениях нет персонала, и т. п.
Мы гордимся тем, что стали первым в стране производителем, который начал покупать и широко использовать упаковочный картон с сертификатом FSC (Forest Stewardship Council) — сырье для этого картона поставляется из ответственно управляемых лесных участков, что позволяет не наносить вреда природе.
Справка
Наталья Неустроева закончила Ивановский химико-технологический университет, кандидат химических наук. Работает в PepsiCo 13 лет. Ее карьера в компании начиналась с позиции специалиста по системе качества и пищевой безопасности. В 2007-2010 годах участвовала в проекте строительства и запуска Азовского завода в роли менеджера по качеству и пищевой безопасности. В 2012 году назначена на должность директора завода.
Завод PepsiCo в Азовском районе Ростовской области был запущен в 2009 году. Сегодня на нем установлены пять линий, которые производят картофельные чипсы под маркой Lay's, сухарики «ХрусTeam» и кукурузные снеки Cheetos. Общая мощность предприятия — более 60 тыс. т продукции в год. Финансовые показатели завода компания не раскрывает.