Табачники хотят содержать дистрибьюцию за счет китайцев
В августе «Донской табак» начнет совместный выпуск и продажи сигарет китайской Hongta Group. Владелец «ГРУППЫ АГРОКОМ» (куда входит «Донской табак») Иван Саввиди отмечает, что основная идея сотрудничества — содержание дистрибьюторской сети табачников. Впрочем, бизнесмен не исключает и вариант продажи донской фабрики китайцам.
— Производство сигарет китайской Hongta Group на мощностях «Донского табака» начнется в августе, это будет продукция формата king size, super slims и compact super slims, в планах — совместное производство объемом до 2 млрд сигарет в год и продажи по всей стране, — заявил директор табачного бизнес-комплекса «ГРУППЫ АГРОКОМ» Сергей Сапотницкий (цитата по корпоративному журналу «АГРО.com»). Мощности «Донского табака» (39 млрд сигарет в год) недозагружены и позволяют работать по контракту: в 2011 году компания произвела 33 млрд сигарет.
— Когда мы пошли на интеграцию с китайцами, то основной идеей было не привлечение их в уставной капитал или возможная продажа. Мы в некоторой степени отдаем свои каналы сбыта и производственные мощности китайцам, — объяснил N председатель совета директоров «ГРУППЫ АГРОКОМ» Иван Саввиди. — Если нам удастся часть затрат на содержание сети дистрибьюции переложить на них, то эффективность нашего продукта будет гораздо выше. А если со временем китайская компания будет полностью содержать наши каналы сбыта, то это будет суперэффект.
По словам бизнесмена, китайцы получат представленность в России в течение 2 месяцев — в некоторых регионах у «Донского табака» до 75–90% представленности на полках. Создание подобной дистрибьюторской структуры обойдется в сумму больше $ 1 млрд, считает г-н Саввиди.
Информация о планируемом сотрудничестве «Донского табака» с Hongta (8% китайского табачного рынка) в российской медиасреде появилась в июне (см. N, № 982). Тогда эксперты рынка отмечали, что, возможно, это первый шаг к продаже донской фабрики китайцам.
Иван Саввиди на прошлой неделе отметил, что еще несколько лет назад не рассуждал бы о продаже «Донского табака», но ситуация с подконтрольным ему ростовским аэропортом (за контроль над ним борется холдинг «Ренова») заставляет задумываться о любых возможностях развития ситуации. И в этом случае китайская табачная монополия с преемственностью трудовых династий и развитием науки о табаке видится лучшим вариантом:
— Я бы не хотел, чтобы предприятие, которому я отдал более 30 лет, было развалено, чтобы в Ростове исчезла культура переработки табака. Сейчас я трезво понимаю, что если возникнет такая ситуация, когда в моих руках оно развалится, а в их — нет, то я продам.
Ситуация на российском табачном рынке сложная. Г-н Саввиди согласился, что «табачная отрасль загоняется в угол, в ней очень много проблем, рынок чрезмерно глобализован, хотя вступил в другую фазу — распада». По его словам, с учетом ужесточения правил игры на российском рынке, разницы акцизов на табачные изделия внутри Таможенного союза (в России они выше, чем в Белоруссии и Казахстане) отечественный рынок может ожидать наплыва контрафакта и продукции, произведенной мультинациональными игроками в Белоруссии и Казахстане, — эта продукция уже появилась на рынке.