«Спорткомплекс — реализация моей мечты»
Владелец ГК «Чайка», продающей смазочные материалы Shell в России, Андрей Чайка инвестирует в строительство спорткомплекса в Левенцовском микрорайоне Ростова; на возврат вложений он не рассчитывает, называя проект проявлением социальной ответственности. Помимо этого владелец ГК с годовой выручкой более 1 млрд руб. намерен развивать складское направление: в планах «Чайки» — строительство в Ростове 10–12 тыс. кв. м собственных площадей.
N: — По данным «СПАРК-Интерфакса», основной актив вашей компании ООО «Чайка» в 2015 и 2016 гг. демонстрировал выручку на уровне 1 млрд руб. Удалось ли нарастить продажи по итогам прошлого года?
А.Ч.: — И выручка, и чистая прибыль в прошлом году увеличились примерно на 10%. ООО «Чайка» входит в одноименную группу компаний. С этого юрлица началась история всего бизнеса. Оно считается крупнейшим из шести предприятий всей группы, которая представлена в разных регионах страны: сегодня у нас шесть филиалов. Основная сфера деятельности — продажа смазочных материалов Shell. Кроме того, есть сопутствующие услуги: склады, автопарк, сервис.
N: — Какова ваша норма прибыли?
А.Ч.: — Начиная с 2010 года этот показатель планомерно идет вверх.
N: — Как вы оцениваете долю компании на российском рынке смазочных материалов?
А.Ч.: — В России мы крупнейший дистрибьютор смазочных материалов Shell; более того, «Чайка» — крупнейшая среди тех компаний, которые продают смазочные материалы этого производителя в Европе. Если говорить о российском рынке в целом, назвать свою долю не сможет ни один участник, поскольку неизвестна его емкость.
N: — Кто ваши основные конкуренты?
А.Ч.: — Все дистрибьюторы крупнейших мировых брендов, эти компании у всех на слуху: Mobil, Castrol, Total. А также «ЛУКОЙЛ» — он один из крупнейших игроков среди тех, кто выпускает импортозамещающие продукты.
N: — Что вы считаете главными конкурентными преимуществами «Чайки»?
А.Ч.: — Наше главное преимущество — профессиональная и сильная команда. В группе много людей, работающих больше 10 лет. Важно и то, что мы постоянно учимся — благодаря своим партнерам, компании Shell.
Мне близок принцип Генри Форда, который считал, что руководитель должен окружить себя настоящими специалистами, которым нужно создать отличные условия для продуктивной работы.
Еще одно серьезное преимущество — надежный партнер, который уже очень давно — более 125 лет — находится в России. Еще во время ВОВ топливо Shell поставлялось нашим военным — для техники и самолетов. Это очень мощная компания и сильный партнер, с которым комфортно работать.
N: — Как повлияли на работу компании кризис и ослабление рубля?
А.Ч.: — Смазочные материалы, которые мы продаем, производятся в России, на заводе компании в г. Торжке. Но производитель везет сюда из Европы присадки, которые требуют растаможивания, и несет другие затраты. В итоге в кризис страдает именно его прибыль.
Как правило, в сложной ситуации крупные производители идут на уступки: дают дистрибьюторам хорошие условия, интересные цены, позволяя конкурировать на рынке и не ослаб¬лять позиции. Они глобально смотрят на весь мировой рынок. А российский рынок, насколько мне известно, для любого производителя СМ очень привлекателен. Кроме направления downstream — chemicals и lubricants, retail, которыми мы занимаемся, — есть и upstream с заказчиками в виде крупнейших компаний, которые занимаются разработкой и добычей нефти и газа. Одним из таких проек¬тов является «Сахалин-2». И это совсем другие инвестиции. Shell работает с такими проектами, и довольно успешно.
В сложное время компания как дистрибьютор больше страдает от того, что «проседает» какая-то отрасль, в которой работают наши клиенты. Например, автосервисы сократили продажи после ослабления рубля, сельхозпроизводителям стала менее доступна техника, договоры лизинга стали заключаться реже. Конечный потребитель начал сокращать издержки.
N: — Что представляет собой автопарк компании?
А.Ч.: — Сейчас у нас около 20 крупногабаритных фур. Парк постоянно обновляется. Предпочтительнее для нашей ГК — бренды Scania, Man и Mercedes.
N: — Каковы складские мощности ГК «Чайка»?
А.Ч.: — Собственные склады компании находятся за пределами Ростова. У нас в собственности около 30 тыс. кв. м. Используем для своих нужд и сдаем в аренду.
Часть услуг хранения мы даем на аутсорсинг — тем, кто предлагает нам весь спектр: от ответственного хранения до логистики. В свое время мы использовали только собственную логистическую компанию; на сегодняшний день соотношение 50/50. Возможно, со временем станет 80/20.
N: — Планируете наращивать собственные мощности хранения?
А.Ч.: — Мы разрабатываем проекты складов в Ростове. Здесь нам нужно около 10–12 тыс. кв. м. Сейчас мы формируем отдельную логистическую компанию — самостоятельную структуру, которая будет нам же оказывать услуги. В состав группы она входить не будет.
N: — Почему вы приняли решение инвестировать 1 млрд руб. в спортивный комплекс с детской футбольной академией и комплексом бассейнов в ЗЖМ?
А.Ч.: — Это реализация моей мечты. Мне давно хотелось сделать именно частный проект спорткомплекса, где могли бы располагаться ФОК, бассейны, футбольные поля, футбольная академия, создать хорошие условия для занятий различными видами спорта.
Место в Левенцовке перспективное — микрорайон молодой. А наш спорткомплекс в большей степени социальный, чем коммерческий, и в основном рассчитан на молодые семьи.
У нас будет первый комплекс такого рода — частный на 100% и одновременно социальный. Мы много путешествуем и видим, что во многих зарубежных странах это давно существует и работает как проявление социальной ответственности бизнеса.
Возможно, появятся инвесторы, которые пожелают поучаствовать в этом интересном деле, — мы будем только рады.
Очень важным является создание футбольной академии в Ростове-на-Дону, основная цель которой — создание здоровой личности в физическом, психологическом и социологическом смысле. Только полноценно развитая личность может достигать больших результатов.
Уже сейчас разрабатываются основы физической, технической, тактической и других видов подготовки юных спортсменов, т. к. только правильно выстроенная система подготовки ведет к хорошим результатам и великим достижениям.
Академия будет иметь филиалы, в частности в селе Песчанокопском, так как в селе необходимо развивать спорт, выращивать своих воспитанников, занимать их спортом, здоровым образом жизни.
N: — Каков срок окупаемости спорткомплекса в Ростове?
А.Ч.: — Сама концепция этого не предполагает. Основная задача — сделать качественный, красивый комплекс, который будет функционировать долгие годы.
Естественно, чтобы содержать детскую футбольную академию — тренеров, обслуживающий персонал, — нужно, чтобы присутствовали какие-то коммерческие моменты. От этого никуда не деться. Никто не подарит нам отопление, свет и пр. Столько тратить невозможно. В коммерческой части запланирован фитнес-центр; он окупится не раньше чем через 10 лет.
Мы выйдем на строительную площадку в конце апреля. Участок подготовлен, техусловия мы практически получили. Есть некоторые сложности со светом.
Окончание всех работ планируется в 2020–2021 гг.
N: — Будете ли использовать банковское финансирование?
А.Ч.: — Это в большей степени социальный проект — трудно представить, что его, как обычный бизнес, прокредитуют банки.
При этом я уверен, что, когда в таких проектах участвует частное лицо, государство должно делать предложения о помощи. Сейчас мы прорабатываем вопросы привлечения кредитов, но с дальнейшим субсидированием процентной ставки. Такое льготное кредитование существует под соцпроекты.
Помимо этого есть варианты льготного субсидирования техприсоединения, получения техусловий. В общем объеме стоимости проекта на их долю приходится примерно 10–15%.
Кроме того, у нас высокая аренда. Мы используем землю на правах аренды с возможностью дальнейшего выкупа.
Есть специальные фонды, которые участвуют, если в такие проекты вкладываются большие личные средства, — и в вопросах выкупа земли, и в отношении снижения стоимости аренды. Считаю, что государство могло бы субсидировать ставку аренды после реализации проекта: например, компенсировать 50%, когда все уже будет построено, со стороны местных властей было бы разумно. В любом случае, этому проекту быть, так как это реализация мечты!
N: — Управлять фитнес-клубом будете сами или привлечете оператора?
А.Ч.: — В данный момент рассматриваем как вариант самостоятельного управления, так и предложения управляющих компаний. Мы разработали хорошую концепцию, привлекли московского подрядчика с большим опытом строительства фитнес-центров. Сделаем его отличным от всех прочих, но при этом очень доступным. Людям должно быть интересно приходить туда снова и снова.
N: — Есть ли в России бизнесмены, чье проявление социальной ответственности вам импонирует?
А.Ч.: — Мне очень нравится, как выстроена система у Галицкого, начиная с любви к родине и заканчивая созданным им бизнесом и футбольной академией. При этом — я уверен — он сталкивается с кучей проблем, но преодолевает их и идет вперед, несмотря ни на что. Любое его интервью я читаю с большим интересом. Недавно, мы встретились с ним на игре наших команд «Чайка» и «Краснодар-2» во втором дивизионе ПФЛ, он поблагодарил меня за вклад в развитие спорта, дал напутствие и пожелал удачи в непростом, но важном деле. Было приятно — это дополнительный стимул для движения вперед.
N: — Примерно год назад вы рассказывали в интервью, что Курбан Бердыев предлагал вам возглавить ФК «Ростов» и работать вместе с ним. Есть ли в ваших текущих планах деятельность, связанная с работой клуба?
А.Ч.: — На сегодняшний день никаких связей с ФК «Ростов» нет.