«Рынок сельхозтехники находится под давлением»
По словам Дмитрия Удраса, сооснователя промышленного союза «Новое Содружество» (туда входят ГК «РСМ», «Эмпилс», «Эмпилс-цинк»), говорить о возвращении объемов производства сельхозтехники на «Ростсельмаше» к уровню 2021 года преждевременно. Низкие цены на зерно вкупе с высокими запасами и существенной экспортной пошлиной не добавляют оптимизма крестьянам. Это, а еще сокращение субсидирования покупки сельхозтехники, высокий валютный курс, непредсказуемость санкций негативно сказывается на платежеспособном спросе.
В 2023 году «РСМ» увеличил объемы производства комбайнов и тракторов по сравнению с провальным 2022 годом, но не восстановил их до уровня 2021 года из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Она сохраняется и сегодня, поэтому в текущем году «РСМ» не планирует увеличивать объемы производства тракторов на новом тракторном заводе. Одним из основных направлений инвестиционной стратегии компании остается расширение и диверсификация продуктовой линейки. Производство дорожно-строительной техники на тракторном заводе начнется в 2026 году с выпуска погрузчиков разных типов, в 2027 году планируется начать выпуск экскаваторов. На рынке ДСТ, большую часть которого занимает импорт, «РСМ» рассчитывает предложить технику с лучшим соотношением цены и качества. Группа продолжает инвестировать в производство, в частности готовит запуск второго этапа завода по выпуску автоматических и механических коробок передач, мостов, редукторов для комбайнов, тракторов и дорожно-строительной техники. Лакокрасочный завод «Эмпилс», входящий в «Новое Содружество», работает стабильно, продолжает модернизацию складских мощностей. «Эмпилс-цинк» снизил объемы производства из-за сокращения экспорта в страны Европы. Компания планирует осваивать новые рынки.
N: — Каковы финансовые результаты работы ГК «РСМ» в 2023 году? Какова динамика консолидированной выручки и чистой прибыли по сравнению с 2022 годом? Что в наибольшей степени оказывало влияние на них?
Д.У.: — По предварительным данным, выручка по группе компаний «Ростсельмаш» составила 110 млрд руб. за 2023 год. Относительно 2022 года она выросла на 24%, при этом совокупное падение североамериканского компонента составило 19%. Этот актив был продан в конце декабря. В наибольшей степени на прирост выручки повлияло увеличение объемов реализации.
N: — Сделка по продаже Buhler не предусматривает возможности выкупа актива через какой-то период?
Д.У.: — Акции Buhler проданы без возможности обратного выкупа.
N: — Как изменилась доля экспорта в выручке 2023 года по сравнению с 2021 и с 2022 годами? Есть ли сегодня возможность вернуть объемы экспорта к периоду до введения санкций и ограничения продаж в Восточной Европе (15% от выручки)?
Д.У.: — Мы сохранили долю экспорта в 2023 году на уровне 2022 года (11%. — N). Значительное место в поставках техники по-прежнему занимает Казахстан. По итогам 2023 года наши поставки в страну выросли по отношению к 2022 году. Наибольший рост достигнут в сегменте самоходных косилок. Высокая динамика продаж достигнута на рынках Молдовы, Кыргызстана, Белоруссии. Дальнейшее развитие экспортного направления планируется на Ближнем Востоке, в странах Африки, Азии.
N: — Сейчас пишут о том, что многие турецкие, китайские и банки ОАЭ стали хуже проводить деньги российских компаний. Вы замечаете это? Насколько остро стоит вопрос с расчетами во внешнеэкономической сфере?
Д.У.: — Начиная с 2024 года мы видим негативные тренды в транзакционных операциях с банками из дружественных стран, таких как Турция, Китай, другие. Из-за риска так называемых вторичных санкций выросло число возврата платежей. По Китаю за I квартал 2024 года было до 15% возвратов, по Турции — до 30%. Банки-корреспонденты ужесточили внутренние проверки, что сказывается на сроках исполнения платежей из РФ. Вместо трех дней сегодня они доходят до 3 недель и более. Также ужесточены требования банков-корреспондентов к качеству и полноте информации, содержащейся в платежных инструкциях плательщика, выросли количество и объем дополнительных запросов по уточнению платежей.
N: — Какова инвестпрограмма «РСМ» на этот год, помимо запуска трех новых заводов какие еще крупные направления инвестиций предусмотрены?
Д.У.: — Да, в первом квартале 2024 года мы запустили три новых предприятия: по производству сельхозтехники в городе Таганроге; по производству мостов и трансмиссий; по производству тракторов. В текущем году «Ростсельмаш» собрал первые прототипы дорожно-строительной техники — фронтальный и телескопический погрузчики. Сейчас машины проходят испытания.
Основными направлениями инвестиционной стратегии компании остаются: расширение и диверсификация продуктовой линейки; выход в смежные продуктовые сегменты; разработка и модернизация аграрных решений (электронных систем); импортозамещение и расширение производства в РФ; развитие производственного потенциала и реинжиниринг технологических процессов.
В числе стратегически важных проектов — запуск второго этапа завода по выпуску автоматических и механических коробок передач, мостов, редукторов для комбайнов, тракторов и дорожно-строительной техники; строительство на таганрогской площадке литейного завода. Еще один проект, реализуемый в Таганроге, — строительство современного испытательного полигона для сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники.
N: — С 2021 года вы приступили к модернизации кузнечно-прессового производства «Феррум» в Белой Калитве. Расскажите, как изменятся мощности и ассортимент предприятия.
Д.У.: — Этот проект предполагает глубокую модернизацию текущего производства и создание новых мощностей. Его стоимость — более 1,5 млрд рублей. Модернизация продлится до конца 2025 года. Ключевая цель — обеспечение технологической безопасности компании за счет увеличения собственной сырьевой базы для производства продуктовой линейки «Ростсельмаш». В частности, заготовки будут поступать на завод трансмиссий, мостов и редукторов «Ростсельмаш», который занимается выпуском большого объема продукции — от шестерней и валов до готовых изделий.
В настоящее время «Феррум» производит ограниченный по массово-габаритным показателям перечень элементов. Вес поковок достигает 15 кг, которые в основном идут на тракторы «Ростсельмаш» 2000-й серии. В разработке находится продукция для тракторов серий 1000 и 3000. Реконструкция позволит значительно расширить номенклатурный ряд кузнечного производства, включив в него поковки весом 30-60 кг. Это отвечает целям компании по развитию производства трансмиссий, в том числе для комбайновой группы техники.
N: — На каком этапе сейчас проект строительства окрасочного производства, реально ли реализовать этот проект без европейских партнеров?
Д.У.: — Мы приостановили реализацию проекта из-за отсутствия в России и дружественных странах требующегося нам промышленного оборудования.
N: — Те формы и способы поддержки промышленности, которые сегодня предлагают власти (докапитализация ФРП до 2030 года на 300 млрд рублей, продолжение программы субсидий для крестьян и др.), достаточные? Чего не хватает?
Д.У.: — В настоящее время ФРП предоставляет льготные займы на реализацию промышленных инвестиционных проектов по ставкам 3%, 5% и 7% годовых в размере от 5 млн руб. до 5 млрд рублей на срок до 7 лет, в том числе по программам совместных займов с региональными фондами развития промышленности. Если сравнивать с банковскими ставками кредитования на уровне более 15%, то займы фонда являются привлекательным инструментом для привлечения финансирования по промышленным проектам. Для «Ростсельмаша», который реализует большое количество стратегически значимых инвестпроектов, важен доступ к длинным и дешевым деньгам. В ноябре 2023 года ФРП скорректировал ставки по льготным кредитам на два процентных пункта в сторону увеличения, что было продиктовано значительным повышением ключевой ставки Банка России. Мы надеемся, что изменение текущей ситуации с ключевой ставкой позволит фонду снизить ставки до прежних значений.
Помимо льготных займов считаем важным дополнить существующие меры поддержки рядом других. Например, грантовое финансирование проектов по производству комплектующих в сфере сельскохозяйственного машиностроения или льготный лизинг на приобретение оборудования.
Серьезным подспорьем для промышленности являются программы поддержки спроса. В этой связи можно отметить программу «ППРФ 1528» (субсидирование кредитных организаций при выдаче льготных кредитов крестьянам на покупку сельхозтехники. — N), которая позволяет приобретать в кредит технику, включенную в число значимых отраслей. В прошлом году ставка кредита не превышала 5%, в текущем — 10%.
Считаем необходимым докапитализировать программу субсидирования по «ППРФ 1432» (предусматривает субсидии для крестьян при покупке сельхозтехники) до 20 млрд руб. В 2024 году общая потребность производителей превысила выделенный бюджет в 2,5 раза.
N: — В прошлом году вы выходили с инициативой распространить льготы для компаний IT-отрасли в части снижения налога на прибыль и снижения страховых взносов на производителей специализированной техники. Какой отклик она получила?
Д.У.: — Действительно, мы неоднократно выходили с инициативой льгот для машиностроения, аналогичных IT-сектору, однако поддержки не получили.
N: — Остались еще какие-то крупные узлы для комбайнов и тракторов, которые вы закупаете сегодня за рубежом? Целесообразно ли локализовать это производство?
Д.У.: — В 2022-2023 годах «Ростсельмаш» выполнил колоссальный объем мероприятий, позволивших кардинально снизить зависимость производства от поставок из-за рубежа. Выпускаемые сегодня модели — полностью переработанная техника с максимальной долей отечественных компонентов, в т. ч. нашего производства. Число поставщиков из недружественных стран сведено к нулю. Например, до 2021 года мы работали с 3 компаниями из США и с 77 — из Европы. Сегодня ни с одной не работаем.
К сожалению, еще остается ряд деталей и узлов, производство которых не налажено или недостаточно развито в России. Их мы вынуждены пока закупать за рубежом, но заказы отданы в страны из числа дружественных. Параллельно ведем работы, которые позволят перенести выпуск данных компонентов на собственные мощности или мощности других российских предприятий.
N: — Областное правительство недавно опубликовало сведения об объемах производства ГК «РСМ» в единицах продукции. И судя по этим данным, в 2023 году «РСМ» не вернулся к объемам производства комбайнов в 2021 году. В частности, в 2021 году было выпущено 6040 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, в 2022 году был спад, в 2023-м — 5147 единиц. На ваш взгляд, в 2024 году удастся восстановить объемы? Что сейчас происходит с рынком?
Д.У.: — 2021 год был рекордным во всех отношениях: благоприятная ценовая конъюнктура на рынке зерна, рекордный объем рынка зерноуборочных комбайнов и целевого для «Ростсельмаша» сегмента тракторов с шарнирно-сочлененной рамой от 300 л. с. В 2022 году произошел резкий спад, вызванный санкционным давлением, необходимостью перестройки логистических цепочек поставки компонентов и запчастей, проведением импортозамещения и прочим. В 2023 году относительно предыдущего года рынок уборочной техники продемонстрировал рост во всех сегментах.
Говорить о восстановлении устойчивой положительной динамики преждевременно, рынок находится под давлением динамично изменяющихся факторов. Низкая цена на зерно вкупе с его максимально высокими запасами, накопленными в результате рекордных урожаев последних лет, наличие существенной экспортной пошлины не добавляют оптимизма рынку. На платежеспособном спросе аграриев негативно сказываются изменения приоритетов Программы субсидирования процентной ставки кредитования по «ППРФ 1528». Сельхозтоваропроизводители также ощущают на своем бизнесе воздействие высокого валютного курса, непредсказуемости развития санкционного давления на РФ, разрыва логистических связей. Несмотря на то что потенциальная потребность в уборочной технике остается на высоком уровне, чему способствуют дефицит парка и его возрастная структура, восстановление объемов до рекордного уровня 2021 года в текущем сезоне не произойдет.
N: — По информации областного правительства, самоходных косилок в 2023 году «РСМ» выпустил даже немного больше, чем в 2021 году (356 в 2023 против 354 в 2021). Почему на них спрос восстановился?
Д.У.: — Это скорее отложенный спрос на фоне низкой базы 2022 года.
N: — Насколько планируете нарастить объемы производства тракторов в 2024 году по сравнению с 2023-м? Как складывается ситуация на рынке, она позволяет заметно наращивать объемы производства?
Д.У.: — Наращивание объемов производства тракторов в 2024 году не планируется. На текущий момент рынок находится в состоянии неопределенности. Помимо геополитических и, как их следствие, экономических рисков на рынок сельхозтехники РФ и отрасль АПК оказывает существенное влияние ряд факторов. О них мы говорили выше.
N: — Когда начнется выпуск дорожно-строительной техники (ДСТ) на новом заводе? «Росспецмаш» сообщает, что объемы отечественного производства экскаваторов, телескопических и фронтальных погрузчиков небольшие (до 10% от рынка), но конкуренция очень высокая со стороны китайских производителей, т. к. их цены зачастую ниже себестоимости. Как вы будете с китайцами конкурировать?
Д.У.: — Выпуск первой опытно-промышленной партии фронтальных и телескопических погрузчиков запланирован на 2025 год, а производство начнется с 2026 года. В 2027 году мы планируем начать производство экскаваторов-погрузчиков и гусеничных экскаваторов. Сегодня на рынке ДСТ России представлено огромное количество производителей из Китая. Они предлагают технику в различных ценовых сегментах: от бюджетного (максимально простые технические решения и сомнительная надежность) до бизнес-сегмента (современные технические решения, но и более высокая стоимость). «Ростсельмаш» нацелен на конкуренцию с современными моделями техники за счет лучших потребительских характеристик техники, которые должны являться более выгодным предложением по соотношению цена — качество.
N: — На каких производителей вы ориентировались, создавая завод по производству тракторов и дорожно-строительной техники, кого вы брали в пример? Если покупали технологии, то у кого?
Д.У.: — Мы ориентировались на собственный опыт и наработки.
N: — Каких работников вам сегодня особенно не хватает на «РСМ»? Наверное, «РСМ» как никто другой ощущает дефицит трудовых ресурсов в Ростовской области. На ваш взгляд, решение этой проблемы по силам крупному предприятию или нужна уже помощь властей, какая?
Д.У.: — Нашей компании требуются сотрудники разных специальностей и профессий. Открытие новых производств, большой пакет проектов по новой технике обусловили востребованность конструкторов, технологов, инженеров и иных специалистов. Из рабочих нам нужны станочники разных профилей: токари, фрезеровщики; операторы станков с ЧПУ, слесари механосборочных работ, сварщики на полуавтоматических машинах и другие.
Конечно, в решении данной проблемы мы находимся в постоянном диалоге с правительством. Но главный упор делается на конструктивное сотрудничество с вузами и ссузами. Например, в Таганроге, где у нас в феврале был открыт завод, в марте был оборудован и заработал учебно-тренировочный центр подготовки специалистов. В Ростове основным социальным партнером по подготовке рабочих кадров остается колледж технологий машиностроения.
Наш главный проект в подготовке специалистов — Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш», который мы создали совместно с Донским государственным техническим университетом. Уже к концу 2023 года в ИПМ «Ростсельмаш» было запущено 14 новых образовательных программ для опережающей подготовки инженерных кадров. 55 студентов уже трудоустроены в научно-технический центр. В этом году ожидаем 39 выпускников, обучение которых качественно и количественно было адаптировано к специфике «Ростсельмаша».
N: — По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ЗАО «Эмпилс» в 2023 году выросла на 12,5%, до 5,47 млрд рублей. А чистая прибыль выросла гораздо больше — в 1,7 раза, до 366,88 млн рублей. За счет чего произошел такой существенный прирост чистой прибыли?
Д.У.: — Это связано с особенностями бухгалтерского учета и форматом отчетности. Если отбросить внереализационную составляющую, прибыль от продаж продукции по сравнению с прошлым годом выросла пропорционально.
N: — Какая доля выручки «Эмпилса» по итогам 2023 года приходится на производство индустриальных красок, какая — на производство декоративных? К какому соотношению вы стремитесь?
Д.У.: — Основная компетенция компании «Эмпилс» на сегодня — это производство лакокрасочных материалов строительно-отделочного назначения. По итогам 2023 года в общем объеме продаж готовых покрытий (без учета полуфабрикатных лаков и смол) доля продукции промышленного назначения составила около 30% в денежном выражении. При этом рынок индустриальных покрытий предоставляет благоприятные возможности для дальнейшего развития предприятия и рассматривается в качестве перспективного направления. Так что было бы правильнее говорить не об изменении соотношения, а о росте продаж как декоративных, так и индустриальных покрытий.
N: — Какова инвестпрограмма «Эмпилса» на текущий год?
Д.У.: — «Эмпилс» последовательно реализует масштабную программу модернизации производственных и логистических мощностей. На 2024 год запланировано завершение строительства автоматизированного резервуарного парка для хранения жидкого сырья общим объемом 2,9 тыс. тонн. Он насчитывает 12 емкостей от 60 до 300 кубических метров. Также в этом году начинается строительство современного складского комплекса для хранения сырьевых компонентов. В него входят отапливаемые и неотапливаемые боксы общей площадью 10,3 тыс. кв. м. Параллельно на предприятии проходит ремонт административных, бытовых помещений и лабораторий, а также благоустройство территории. В частности, на производственной площадке скоро появится еще один парк с зелеными насаждениями площадью 1,3 гектара.
N: — Охарактеризуйте ситуацию с поставками сырья для производства «Эмпилса» и «Эмпилс-цинка», ощущаете дефицит в связи с санкциями и затруднением поставок? Какое сырье в дефиците?
Д.У.: — Если говорить о ЗАО «Эмпилс», то компания, как и другие производители лакокрасочной продукции, столкнулась с необходимостью поиска альтернативных поставщиков сырья и выстраивания новых логистических цепочек. В настоящее время «Эмпилс» продолжает производственную деятельность в штатном режиме, отгружая продукцию клиентам в полном объеме.
N: — Аналитики фиксируют сокращение экспорта ЛКМ из России за 2 прошедших года на 23%. А какова была доля экспорта в объеме продаж «Эмпилса» в 2021 году и какая сейчас? Она сокращается? По каким причинам?
Д.У.: — Если говорить о продукции ЗАО «Эмпилс», то доля экспорта компании в 2023 и 2021 годах практически не изменилась и составляет более 20% в тоннаже от общего объема продаж продукции строительно-отделочного назначения. При этом в 2023 году экспорт ЛКМ в рублях вырос на 11% относительно показателей 2021 года, так что приведенная вами тенденция не характерна для «Эмпилса».
N: — Каковы результаты работы ООО «Эмпилс-цинк» в 2023 году? Какова была динамика выручки и объемов производства по сравнению с 2021 и с 2022 годами?
Д.У.: — По итогам 2023 года бюджетные показатели по выручке и объемам производства выполнены, прибыль и рентабельность продаж — в плановых значениях. Если же сравнивать абсолютные цифры 2023-го с 2022 годом, то снижение составило около 30%. Сокращение, прежде всего, обусловлено уменьшением объема экспорта продукции относительно высокой базы 2022 года.
Объемы потребления оксида цинка на российском рынке в 2022-2023 годах и прогноз на 2024 год относительно стабильны, у ключевых потребителей (шинных компаний) прошли процессы смены иностранных собственников, отработаны проблемные вопросы снабжения и логистики, возникшие из-за санкционного давления.
Действующее производство «Эмпилс-цинк» имеет стабильную загрузку мощностей, продукция предприятия востребована потребителями, компания имеет широкую географию поставок. Цинковые белила (или оксид цинка) применяются при производстве шин и РТИ, пластмасс, электрокабелей, керамической плитки, добавок к кормам для животных, в сельском хозяйстве (как элемент удобрений для почвы), в лакокрасочной и нефтяной промышленности (в качестве антикоррозионного компонента).
N: — В 2021 году областные власти сообщали, что доля экспорта в объемах «Эмпилс-цинка» занимала до 30%, а с запуском нового завода может вырасти до 40%. Но в 2022 году «Эмпилс-цинк» потерял европейский рынок. Какова была динамика экспорта в 2023 году? Какие направления экспорта стали основными? Когда удастся восстановить объемы экспорта (в денежном и натуральном выражении) до уровня 2020-2021 годов?
Д.У.: — За 2023 год доля экспорта сократилась до 14% в общем объеме поставок, при этом сохранились поставки цинковых белил на европейский рынок — в Сербию. Также в 2023 году продукция экспортировалась в Белоруссию, Узбекистан, Алжир. Проводится оценка возможностей рынков стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в текущем году осуществлены первые поставки в Китай и Казахстан.
О восстановлении объемов экспорта до уровня 2020-2021 годов говорить пока не приходится. Освоение новых рынков — процесс длительный и затратный, у крупных потребителей процессы омологации (испытаний и одобрения новых материалов, поставщиков) могут занимать до нескольких лет. При этом рынок АТР очень непростой, конкуренция здесь высокая, а химическая отрасль в странах Азии — одна из самых развитых в мире. С другой стороны, у «Эмпилс-цинка» есть успешный опыт работы с мировыми производителями автомобильных шин. Системы менеджмента качества компании сертифицированы по международным стандартам ISO 9001:2015 и автомобильной промышленности ГОСТ Р 58139-2018 (IATF 16949). Сегодня задачи развития новых экспортных направлений являются одними из приоритетных направлений работы предприятия.
N: — Определены ли планы в отношении участка «Эмпилс-цинка» в центре Ростова? Участок еще не продан?
Д.У.: — Не продан, вопрос высвобождающихся площадей будет рассмотрен после ввода в эксплуатацию нового завода.
Справка
Дмитрий Александрович Удрас, совладелец и гендиректор промышленного союза «Новое Содружество», гендиректор ПАО «Ростсельмаш». Родился 28 января 1971 года в Свердловске. В 1994 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «прикладная математика и физика». В 1992 году совместно с Константином Бабкиным и Юрием Рязановым стал соучредителем производственного объединения «Содружество», впоследствии преобразованного в промышленный союз «Новое Содружество». Ключевыми активами союза являются ГК «Ростсельмаш» и ЗАО «Эмпилс». В 2005 году стал генеральным директором ООО «Новое Содружество». Член федерального совета всероссийской политической партии «Партия дела». Женат, воспитывает троих детей.
Промышленный союз «Новое Содружество» был создан в 1992 году тремя предпринимателями: Константином Бабкиным, Дмитрием Удрасом и Юрием Рязановым. Ключевыми активами холдинга являются ГК «Ростсельмаш», лакокрасочное производство «Эмпилс», цинкобелильное «Эмпилс-цинк». Продуктовая линейка группы «РСМ» включает более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, в том числе зерно— и кормоуборочные комбайны, трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудование и др. ЗАО «Эмпилс» — один из крупнейших российский производителей лакокрасочных покрытий, ООО «Эмпилс-цинк» — крупнейший отечественный производитель цинковых белил. Сегодня «Эмпилс-цинк» реализует инвестпрограмму по переносу производства из центра Ростова в промзону на Западном.