Ростовский производитель одежды стал в «Охотный ряд»
Производитель и федеральный ретейлер одежды АО «Элис Фэшн Рус» за первые полгода 2023 года открыл 16 новых магазинов в разных регионах России, из них 8 собственных и 8 партнерских. Два из них появились в Москве в знаковых для столицы торговых центрах «Охотный ряд» и «Афимолл Сити». Всего сегодня работают 147 собственных точек и 73 франчайзинговых. В ближайшие два месяца компания планирует открыть еще 12 новых точек и зайти в новый для себя город — Казань.
В «Афимолл Сити» точки открылись на месте ушедших зарубежных брендов. Например, в «Охотном ряду» вместо Massimo Dutti.
— Зарубежные бренды уходят, а ELIS становится ярче и открывается на их месте. Можно сказать, импортозамещение, — говорит коммерческий директор АО «Элис Фэшн Рус» Вячеслав Мушников.
Аренда площади для открытия магазина в премиальных торговых центрах дороже, чем в обычных локациях, но финансовых рисков компания не боится.
— Сейчас спрос вполне покрывает все затраты, а торговые центры идут навстречу российским брендам, и нам, в частности, ставят вполне адекватную арендную плату, чего несколько лет назад не было. Я вижу не риск, а чувствую повышенную ответственность, — отмечает Вячеслав Мушников. — Мы должны перестроить свои внутренние процессы так, чтобы оперативно обслуживать посетителей и быть готовыми к большому трафику людей, свойственному крупным локациям. Магазины в премиальных ТЦ отличаются форматом работы. На таких площадках обороты в два раза выше, чем в обычном ТЦ, поэтому мы ускоряем процесс подсортировки, выдачи, обслуживания. Скорость прохождения операций быстрее в 2 раза.
Ассортимент, по словам собеседника N, в столичных и региональных магазинах не отличается:
— Сказать, что в московских ТЦ премиальный ассортимент, а в Иваново нет, не могу. У нас во всех магазинах один ассортимент.
Помимо магазинов в Москве компания «Элис Фэшн Рус» открыла собственные магазины в Перми, Тюмени, Ханты-Мансийске, Санкт-Петербурге. В Ханты-Мансийске магазин Elis открылся впервые.
— Ханты-Мансийск стартовал успешно. В два раза превысил наши ожидания и то, что мы прогнозировали, — рассказал Вячеслав Мушников.
Помимо этого под брендом ELIS открылись 8 франчайзинговых магазинов — в Москве, Сочи, Кургане, Абакане, Ставрополе, Усть-Каменогорске, Симферополе.
Компания будет усиливать свое влияние в городах-миллионниках. В ближайшие полгода «Элис Фэшн Рус» планирует открыть еще 8 собственных магазинов и 6 партнерских. Сразу два магазина появятся в Казани. Это новый для компании город. Также точки отроются в Перми, Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре, Новосибирске. Компания откроет новые магазины и за рубежом.
— Есть несколько договоренностей об открытии магазина в Баку, — говорит Вячеслав Мушников. — Скоро мы едем туда на большую выставку, там определимся с партнерами и выберем торговый центр. Помимо этого наши франчайзи сейчас запускают магазины в Казахстане. Мы проводим открытую экспансию на российском рынке и в странах СНГ. У нас успешно работает магазин в Ереване. Есть точки в Грузии, Казахстане, Киргизии и Белоруссии. Ведутся переговоры об открытии новых магазинов. Мы видим возможности для роста сейчас, поэтому развиваем и популяризируем бренд, повышаем узнаваемость и хотим обеспечить население страны одеждой российского производства. Стремимся быть современными, актуальными. Чтобы быть в числе лучших, постоянно работаем над концептом магазина и айдентикой бренда.
«Охотный ряд» и «Афимолл» — это ТЦ, которые представляют самые разные бренды, при этом основное предложение — магазины среднего ценового сегмента, и основной трафик покупателей ориентирован именно на них. Уровень цен ELIS вполне соответствует позиционированию этих московских ТЦ, говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс:
— У ELIS уже более 20 магазинов в Москве, поэтому ее вовсе нельзя назвать региональным новичком, это вполне значительная сеть. Риски в Москве заключаются не в ценовой конкуренции, а в маркетинговой. В ТЦ Москвы приходится конкурировать с целым спектром устойчивых брендов, у которых при аналогичных ценах более высокие известность и авторитет. И дело не только в рекламных бюджетах. Эти компании имеют длительный столичный опыт жесткой конкуренции за московских покупателей с ведущими международными сетями. Они системно и четко управляют бренд-коммуникацией через социальные сети, коллаборации, специальные события, визуальный мерчендайзинг, витрины, influencer-маркетинг. В Москве бренды давно конкурируют не столько в поле «у кого лучше продукт», сколько в поле «у кого ярче маркетинг».
Несмотря на уход международных брендов, пустые площади в столице не простаивают. На их место претендуют известные локальные сети, оставшиеся международные игроки, активны компании из Турции и Китая, также динамично развивается формат крупных мультибрендовых магазинов — универмагов, отмечает Анна Лебсак-Клейманс:
— На фоне нестабильной экономической ситуации, роста закредитованности населения и роста цен покупатели будут очень рационально подходить к тратам на одежду, и борьба за внимание покупателей будет нарастать.
Согласно графику трат Сбериндекса, медианный показатель снижения потребительских расходов на одежду и обувь за последний год составляет около 10%. 49% покупателей ответили, что переориентировались на покупку более дешевых одежды и обуви.
Основатель и гендиректор девелоперской группы компаний «Инпром Эстейт», управляющей торговыми центрами различного формата, Игорь Коновалов также отмечал, что российский бизнес старается занять в торговых центрах лучшие торговые локации, появляющиеся после ухода зарубежных брендов. В первую очередь бизнес старается занять места в ТЦ с хорошим трафиком, эффективным пулом арендаторов и профессиональным управлением.
Немало российских брендов появилось и в «Горизонте» — крупнейшем ТЦ Ростова-на-Дону. В 2022 году на его площадку зашел целый ряд отечественных магазинов и брендов — Charuel, You Wanna, SodaModa, Charuel, Akhmadullina Dreams, The Hills и другие.
По данным Fashion Consulting Group, среди компаний-лидеров, заявивших планы по количеству открытий новых магазинов на местах ушедших международных брендов, — Melon Fashion Group, Gloria Jeans, Familia и «Спортмастер». Melon Fashion Group откроет около 500 магазинов до 2025 года. Gloria Jeans уже приближается к выполнению плана по запуску 205 магазинов. Familia с 2022 года расширяет сеть на 149 магазинов, «Спортмастер» — на 96.
— Все эти компании показывают очень неплохие результаты по эффективности открытий: количеству посетителей, количеству чеков и по оборотам. Бренды, которые заменяют ушедших международных конкурентов, не только переезжают в новые локации, но и улучшают качество сервиса за счет более свободного пространства и красивой презентации коллекций, рассчитывая привлечь к себе новых покупателей, — говорит Анна Лебсак-Клейманс.
Отметим, что Gloria Jeans, как и ELIS, занимает локации ушедших зарубежных брендов в историческом центре Москвы. Самая масштабная — 5 тыс. кв. м в «Галерее Актер» на пересечении Тверской улицы и Пушкинской площади. Ранее здесь работал глобальный бренд H&M. В интервью N учредитель и глава Gloria Jeans Владимир Мельников сказал, что магазины, открытые на площадках ушедших из России западных брендов, торгуют лучше: «У них площадь больше, чем была наша средняя, в 3,2 раза, а продают они больше в 2,8 раза».
Комментируя перспективы открытия магазинов в отдаленных регионах России, Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что нужно учитывать следующие факторы: размер населенного пункта, уровень дохода населения и его занятости, уровень развития социальной и торговой инфраструктуры:
— Чем выше и лучше эти факторы, тем перспективнее открытие в таком регионе. При этом операционная эффективность магазина, расположенного в географическом отдалении, будет также зависеть от развитости логистической инфраструктуры компании.
Справка
АО «Элис Фэшн Рус» управляет тремя производственными площадками в Ростовской области, а также фабриками в г. Вольске Саратовской области и г. Любани в Беларуси. По данным «СПАРК-Интерфакса», АО «Элис Фэшн Рус» владеют граждане РФ (58,9%) и ООО «Центр маркетинга» (41,1%). Компания имеет сеть собственных и франчайзинговых магазинов, развивает направление электронной и оптовой торговли.