Премиум-электроды и экспорт дали НЭЗу 60-процентный рост
Благодаря слабому рублю и усилению позиций в высоком ценовом сегменте Новочеркасский электродный завод (НЭЗ) выручил в 2015 году 7,4 млрд руб., увеличив этот показатель в 1,6 раза. Другой производитель электродов полагает, что экспортные возможности, а также курс на импортозамещение позволят НЭЗу расти и в этом году. Аналитик отмечает, что спрос на графитированные электроды — ключевую продукцию завода — стабилен и обеспечен распространением производства электростали.
По итогам 2015 года входящий в «Группу ЭНЕРГОПРОМ» Новочеркасский электродный завод на 60% увеличил выручку и в 13 раз — чистую прибыль. Гендиректор группы Иван Косарев объяснил динамику ростом курсов валют и усилением позиций в высоком ценовом сегменте.
— В 2015 году предприятие активно работало над увеличением своей доли в сегменте премиумных графитированных электродов типа Ultra High Power больших диаметров. Данная продукция характеризуется более высокой отпускной ценой и маржинальностью, что, в свою очередь, привело к улучшению экономических показателей, — отметил топ-менеджер ГК. — Ослабление рубля также повлияло на финансовый результат: значительная часть продукции экспортируется.
По данным г-на Косарева, сейчас экспорт продукции НЭЗа в общем объеме продаж близок к 40%.
— Мы не ограничиваемся рынком России, хотим быть по-настоящему глобальной компанией, — заявил он. — Развиваем экспорт графитированных электродов в Европу, на Ближний Восток и в другие страны мира. В настоящий момент у нас более 200 компаний-заказчиков в 36 странах, и мы постоянно продолжаем испытания на новых печах. В то же время российский рынок остается основным, позиции на нем мы планируем укреплять.
Глава ГК добавил, что в этом году НЭЗ также рассчитывает увеличить выпуск и продажи графитированных электродов; конкретные финпоказатели он называть не стал.
По мнению Алексея Шураева, заместителя по маркетингу гендиректора московского электродного завода «ГрафитЭл», слабый рубль и поставки на рынки других стран позволят электродным заводам и дальше демонстрировать положительную динамику.
— С 2009 года наше предприятие сокращало выпуск графитированных электродов — теперь это не наш целевой рынок; стратегия развития ориентирована на рынок материалов конструкционного назначения. В прошлом году мы нарастили продажи на внутреннем рынке и связываем это в том числе с импортозамещением и ослаблением рубля. Я согласен с тем, что в 2016 году производители электродов могут рассчитывать на рост выручки благодаря импортозамещению и увеличению экспорта, — отметил собеседник N. — Что касается НЭЗа, он объективно обладает самым современным оборудованием и наиболее опытными технологами в сфере электродного производства в России. Конкуренция на рынке есть, но импорт электродов в Россию в количественном выражении существенно сократился, что значительно укрепило рыночные позиции новочеркасского завода.
Аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев затруднился оценить емкость рынка электродов в России, однако отметил, что производство графитированной продукции является наиболее перспективным.
— Графитированные электроды используются для выпуска стали в электродуговых печах. И если рынок обычных электродов для сварки сужается из-за появления более современных технологий сварки, то рынок графитированных электродов растет по мере распространения производства электростали, — отметил эксперт.