«Потребуется привлечь еще двух-трех донских поставщиков»
По словам агроменеджера завода PepsiCo в Азове Юрия Марченко, с вводом новых линий по производству картофельных чипсов и других снэков компания в нынешнем году собирается получить больше сырья от ростовских картофелеводческих хозяйств — почти в 1,5 раза
В минувшем октябре на заводе PepsiCo в Азове были введены новые производственные линии, позволяющие в два раза увеличить производство картофельных чипсов и других снэков. Около трети поставок картофеля на завод приходится на Ростовскую область и Краснодарский край. Агроменеджер компании Юрий Марченко сообщил, что в нынешнем году планируется закупить у ростовских производителей 30 тыс. тонн картофеля, что на 7 тыс. тонн больше прошлогоднего объема. N: —Насколько выросли потребности в сырье в связи с запуском новой очереди?
Ю.М.: — Мы удвоили производственные мощности до 58 тыс. тонн в год, и это не могло не отразиться на потребностях завода в сырье — в первую очередь в картофеле и масле для производства чипсов, в муке, отрубях и солоде для производства экструдированных продуктов. Плановая потребность одной линии по производству картофеля составляет 80 тыс. тонн сырья в год. С удвоением мощностей потребность в картофеле в течение ближайших нескольких лет возрастет до 160 тыс. тонн. Уже в текущем году мы планируем закупить на 56 тыс. тонн картофеля больше, чем в прошлом году. Также планируем увеличить закупки растительного масла (до 9 тыс. тонн) и муки (до 2 тыс. тонн).
N: — Какую продукцию получаете от местных поставщиков?
Ю.М.: — Картофель и растительное масло для производства чипсов, а также муку и отруби для производства экструдированных продуктов — сухариков и кукурузных снэков.
N: — Какие требования ваша компания предъявляет к здешним поставщикам? Каков минимальный объем поставки?
Ю.М.: — В первую очередь мы заинтересованы в партнерах, нацеленных на продолжительное сотрудничество и имеющих необходимый опыт в агропроизводстве. Базовые требования к ним — это желание работать в соответствии со стандартами компании PepsiCo и успешное прохождение проверки финансовой состоятельности и благонадежности. На данный момент мы не ставим ограничений по первоначальному объему поставок на завод, но следует понимать, что с развитием программы минимальный экономически обоснованный объем поставок будет составлять около 1 тыс. тонн, а наиболее удобный формат сотрудничества для столь крупной компании, как наша, — от 3 до 10 тыс. тонн.
N: — Картофель на азовский завод поставляли 18 фермерских хозяйств, 9 из которых расположены в Ростовской области. Сколько их сейчас и какова доля закупок в Ростовской области?
Ю.М.: — В 2014 году мы планируем получить от хозяйств, расположенных в ЮФО, около 57 тыс. тонн картофеля, и более половины этого объема — 30 тыс. тонн — мы получим от хозяйств Ростовской области. Это на 7 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. На сегодняшний день мы по-прежнему работаем с 9 хозяйствами из Ростовской области, но планируем расширение их числа. В общей сложности около трети поставок картофеля на завод — это поставки из Краснодарского края и Ростовской области.
N: — Каковы условия сотрудничества с фермерскими хозяйствами?
Ю.М.: — Условия сотрудничества с поставщиками мы не раскрываем. Что касается объема заказа, то в нынешнем году есть пример контракта всего на 100 тонн, но это совершенно нетипичная ситуация. По завершении этого контракта мы планируем продолжить сотрудничество с этим хозяйством, но уже в значительно больших объемах — около 2–3 тыс. тонн.
N: — Вы же закупаете определенные сорта картофеля? Насколько хорошо они растут в Ростовской области?
Ю.М.: — Да, требуются специальные сорта картофеля с повышенным содержанием крахмала, который придает чипсам характерный хруст, и небольшим количеством сахаров. Это около 10 различных сортов картофеля. На наших заводах в России мы перерабатываем только те сорта картофеля, которые внесены в Госсортреестр РФ и соответствуют стандартам компании с точки зрения получения наилучшего качества чипсов. Сейчас на территории Ростовской области активно выращивается только 3 сорта, но начиная с этого года их будет уже 6. Мы открыты для сотрудничества и готовы работать с хозяйствами Ростовской области, которые имеют возможность заниматься выращиванием картофеля на орошении — иначе на юге получить урожай невозможно.
N: — Каковы преимущества сотрудничества с вашей компанией?
Ю.М.: — С 1996 года наша компания запустила специальную агропрограмму, направленную на повышение качества и урожайности картофеля у поставщиков в России. Для поставщиков картофеля программа «Агро» подразумевает авансирование посевных работ и материалов, долгосрочную аренду сельскохозяйственной техники с последующим переходом права собственности к сельхозпроизводителю, инвестиции в строительство современных овощехранилищ с системой климат-контроля, консультации и помощь по внедрению передового опыта, а также обучающие семинары для работников сельского хозяйства. Средняя урожайность у поставщиков картофеля компании PepsiCo составляет 25 тонн с гектара, что почти вдвое выше, чем средняя по стране — 13 тонн с гектара. Для того чтобы помочь хозяйствам в соблюдении технологии производства и корпоративных стандартов, мы закрепляем специалистов-агрономов за каждым хозяйством, поставляющим для нас картофель. Еще наша компания занимается поддержкой аграрного образования. Мы сотрудничаем с ведущими аграрными вузами страны, в том числе с ДГТУ и ДонГАУ. Наша компания выделяет стипендии студентам, гранты, средства на оснащение научной базы университетов необходимым современным оборудованием. Так, в прошлом году были выделены институциональные гранты ДГТУ в размере более 700 тысяч рублей для приобретения оборудования в учебные лаборатории (тепловые насосы, холодильные установки). В рамках реализации программы академической мобильности на конкурсной основе было выделено 18 грантов на поездки для студентов старших курсов, аспирантов, молодых преподавателей РГАУ, КубГАУ, ДонГТУ.
N: — Какие сложности возникают при работе с местными поставщиками?
Ю.М.: — Мы ставим очень жесткие стандарты качества, которым должны соответствовать все наши поставщики. Новые хозяйства, с одной стороны, хорошо представляют, с какими требованиями им придется столкнуться, а с другой — видят, каких результатов достигают наши постоянные партнеры.
N: — Планируете ли сотрудничество с новыми поставщиками из Ростовской области?
Ю.М.: — Поскольку мы планируем существенно увеличить поставки картофеля ростовских производителей на завод, то нам потребуется привлечь еще 2–3 новых поставщиков. И мы уже активно работаем в этом направлении.
N: — Какова география продаж продукции азовского завода?
Ю.М.: — В основном продукция завода реализуется в Южном федеральном округе, Поволжье и центральных областях России. Часть продукции уходит за Урал, а также на экспорт в страны СНГ и Грузию.
N: — Каковы итоги работы прошедшего года?
Ю.М.: — Открытие новых линий — это ответ на возрастающий спрос на продукцию компании, однако судить о результатах пока рано.