г. Ростов-на-Дону
02 июля 2025 06:52:36
78.42
92.74

«Платежеспособность в Крыму не ниже, чем в других регионах»

Михаил Сичинава, совладелец сети супермаркетов «Ассорти», пришедшей в Крым минувшим летом, видит на полуострове возможности для роста: платежеспособный спрос оказался выше, чем предсказывали аналитики, в продуктовом ритейле есть свободные ниши.


Универсамы ростовского ритейлора «Ассорти», входящего в ГК «Миллениум», стали первой российской продуктовой сетью в Крыму: с июня открыты 7 супермаркетов, к концу 2015 года их число должно превысить 30. Совладелец группы Михаил Сичинава говорит, что привлечь аудиторию позволило активное продвижение сети, новый для региона уровень сервиса и широкий ассортимент в отделах выпечки и кулинарии. Бизнесмен подчеркивает, что вопреки данным аналитиков уровень благосостояния на полуострове оказался не ниже, чем в других регионах на юге и в центральной части России. N: — Каковы первые итоги работы сети «Ассорти» в Крыму?

М.С.: — С середины июня мы запустили 7 супермаркетов, все они работают в Симферополе. Сначала мы постарались создать базу и закрепиться именно там, поскольку это крупнейший в регионе транспортный узел — через него идут практически все людские и товарные потоки. Через Симферополь осуществляются авиа- и ж.-д.-перевозки, есть и морское сообщение — с Керчью и Феодосией.

До конца года мы откроем на полуострове еще как минимум 5 супермаркетов: в Алуште, Ялте, Евпатории, Севастополе и Феодосии. В каждом из городов у нас уже есть подходящие предложения аренды.

В 2015 году продолжим развитие в Крыму такими же темпами: план до конца следующего года — довести количество торговых точек до 30–32. Ситуация на местном рынке позволяет строить такие планы: наше предложение уже востребовано. В будущем я не исключаю выхода на этот рынок нашей второй сети — «Ассорти-Экспресс» — мини-маркетов с товарами импульсного спроса. Они особенно актуальны для маленьких городов. Но этим мы займемся не раньше 2016 года.

N: — Каков бюджет на развитие сети супермаркетов на полуострове?

М.С.: — На запуск одного магазина в Крыму требуется 4–4,5 млн руб., то есть в общей сложности мы вложим 50–55 млн руб. до конца года. Рассчитываем на окупаемость в течение 4–5 лет — это сопоставимо с показателями в других регионах. Инвестируем главным образом заемные средства. У нас несколько партнеров, в том числе кубанский Крайинвестбанк.

Все помещения мы берем в аренду; ставки на полуострове примерно на 15–20% ниже, чем в Ростове. Помимо арендной и заработной платы основные статьи расхода — освоение современных технологий продаж и закупка оборудования, торгового и производственного. В каждом супермаркете работают кулинарный отдел и пекарня. Местному населению эта продукция очень нравится — наличие этих отделов способствует привлечению покупателей. Кроме того, мы много инвестируем в рекламу.

N: — Какие именно каналы продвижения используете?

М.С.: — Заказываем промоакции с раздачей печатной продукции, размещаем рекламу на билбордах. Привлекаем промоутеров для работы в супермаркетах: они помогают покупателям узнать о преимуществах предлагаемых нами продуктов. В каждом универсаме организуем дегустации — собственной кулинарии, продукции «ТАВРА» и др. Работаем с несколькими PR-партнерами, включая украинские компании.

N: — В недавнем интервью создатель «Магнита» Сергей Галицкий заявил, что уровень благосостояния в Крыму в последнее время снизился настолько, что его компания пока «не попадает своими продуктами в их цену». Как можете прокомментировать это утверждение?

М.С.: — Изначально мы думали ровно так же, как господин Галицкий. Ожидали, что покупательная способность в Крыму будет ниже, чем в других регионах присутствия «Ассорти»: об этом говорили все исследования, все поступавшие к нам выкладки аналитиков. Но практика показала, что платежеспособность в Крыму не ниже, чем на юге и в цент­ральных регионах России. Средний чек в наших крымских универсамах — 230 руб. — такой же, как и на остальной территории страны.

N: — Что можете сказать о конкуренции?

М.С.: — Безусловно, это конкурентный рынок. На нем уже работают сети магазинов «Сельпо», «АТБ-маркет», «Яблочко», Fozzy Group.

Чтобы привлечь покупателей, мы предложили более качественный сервис и иной, чем у других ритейлоров, подход. Стали сразу презентовать продукцию, пошли через систему производства, а не просто торговли. Она более сложная, но в то же время более результативная. Перебросили в Крым из Ростова опытных технологов. Многих потребителей привлекли именно предложениями отделов выпечки и кулинарии. У наших конкурентов это тоже есть, но мы предложили совершенно иной ассортимент. В пекарне представили 70–80 позиций, в кулинарном отделе — около 500. Как и в Ростове, в Симферополе организовали на базе одного из магазинов кулинарный цех: он обеспечивает продукцией все торговые точки. Людям нравится, что мы ведем работу по предзаказам. Можно заехать утром и, оставив часть суммы, заказать блюда, а вечером — по пути домой — забрать их.

Когда мы входили на этот рынок, проводили акции, продавая товары со скидками. И сейчас на некоторые группы держим более демократичные, чем у конкурентов, цены. Особенно это касается мясной продукции российского производства и хлебобулочных изделий.

Каждый месяц трафик растет. Сегодня один супермаркет «Ассорти» в Крыму посещает 1000–1100 человек в день — так же, как и в среднем по России.

N: — Каковы основные требования к торговым площадям? Ощущаете ли дефицит?

М.С.: — Предложений в Крыму достаточно. Среди наших основных требований — площадь от 400 до 1500 метров. Мы стараемся открывать магазины неподалеку от жилых комплексов, в спальных районах или вблизи них. Учитываем пешеходный трафик, но при этом стараемся выбирать площадки, у которых можно спокойно припарковаться. «Ассорти» — супермаркеты в шаговой доступности от дома. Они созданы для тех, кто не готов специально собираться и ехать за продуктами.

N: — Есть ли сложности в работе с паромной переправой в процессе доставки грузов?

М.С.: — Мы доставляем товары большими автомобилями через порт Новороссийск и малотоннажными — через порт Кавказ. Конечно, это не лишенный проблем путь, хоть администрация переправ и старается... Есть не зависящие от них вещи, например штормы. И конечно, время от времени возникают проблемы. Но за несколько месяцев работы мы приловчились: арендуем в Симферополе склады с холодильниками — около 2500 кв. м с учетом офисов. Пока этого достаточно, чтобы хранить продукцию и избегать перебоев со снабжением.

N: — Перед запуском сети вы лично отправились в Крым. Летаете на полуостров сейчас?

М.С.: — Такой необходимости нет. Я, безусловно, владею ситуацией, но оперативным управлением занимается команда ростовских менеджеров. Кроме того, в Крыму работают наши аудиторы. Местные жители составляют 99% персонала — около 300 человек. Подобрать квалифицированный персонал оказалось несложно.

N: — Какими темпами развивается сеть за пределами Крыма?

М.С.: — Сейчас у нас 110 супермаркетов «Ассорти» в Ростове и Ростовской области и еще 135 в других регионах на юге и в Цент­раль­ной России. Если говорить об упрочнении позиций в других регионах, в последнее время мы активно открывались в Краснодарском крае, сейчас там открыто 7 универсамов сети; еще 17 работает в Ставропольском крае. Буквально 2 месяца назад начал работу большой супермаркет в Абхазии, в Гаграх, первый за пределами России. Он оказался очень популярен среди отдыхающих: в их числе много туристов из южных регионов, где уже работают «Ассорти», — люди сразу реагируют на знакомую вывеску. В планах — открытие еще двух торговых точек.

N: — Продолжаете ли развивать мини-маркеты «Ассорти-Экс­пресс»?

М.С.: — Безусловно. Сейчас у нас 315 работающих магазинов. Еще около 50 готовятся к открытию. До конца года у нас будет около 400 торговых точек.

Мы стали активнее открывать «Ассорти-Экспрессы» в Центральной России и в Черноземье: Воронежской, Тамбовской, Липецкой и Белгородской областях. Кроме того, развиваемся на Северо-Западе: расширяем сеть в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Движение в восточную часть страны — перспектива следующего года. В целом задача на следующий год — открыть не менее 300 мини-маркетов.

В последние годы доля ритейлорского подразделения в общем обороте ГК растет. Сейчас это примерно 35/65, еще пару лет назад дистрибьюция приносила около 75% выручки.

N: — Как повлияли продуктовые санкции на работу супермаркетов и дистрибьюторского подразделения ГК «Миллениум»? Замещение каких товаров потребовало наибольших усилий?

М.С.: — Не могу сказать, что компания серьезно пострадала. Как дистрибьютор мы даже в определенном смысле рады санкциям: наконец-то наш потребитель ощутит все преи­мущества российской продукции. Если говорить о возможностях импортозамещения, пока не испытывали проблем с поставками. Предложение даже избыточно. Да, мы торговали, например, европейскими сырами, но они составляли не очень большую долю всего ассортимента. Сейчас перешли на продукцию российских и белорусских поставщиков, которой более чем достаточно. С Латинской Америкой пока не работаем: такой потребности просто нет.

Если говорить о нашем ритейле, то до введения эмбарго мы скрепя сердце торговали теми же польскими яблоками. И хотя мы не заказывали лабораторных исследований, всем было понятно, что перед прохождением столь длинного логистического пути все фрукты проходят обработку. Проигрывают они местной продукции и по вкусовым качествам, но, к сожалению, сильно выигрывают по цене.

После вступления в силу эмбарго мы закупаем яблоки, персики, нек­тарины и груши в Ростовской области, Краснодарском крае и Абхазии. Вкус у них гораздо лучше, но наши производители все еще проигрывают в оформлении, упаковке и т. д. Надеюсь, с течением времени этот недостаток будет устранен.

N: — Как складываются отношения дистрибьюторского подразделения ГК с торговыми сетями?

М.С.: — Мы работаем практи­чески со всеми сетевыми ритейлорами — и федеральными, и транснациональными, — включая «Ашан», «МЕТРО» и пр. Все вместе они занимают около 20% в обороте ГК. Требования к сотрудничеству у всех довольно жесткие, но в целом справедливые.

N: — Какова маржинальность этого направления?

М.С.: — Как и прежде, 1,5–2%. Удерживать ее нелегко: конкуренция не ослабевает, расходы растут. Главная статья — технологии в широком понимании: программное обеспечение, обучение персонала и т. д. Кроме того, безудержно растут налоговая составляющая и расходы на топливо.

Конкуренция с другими дистрибьюторами очень высокая. В разных товарных группах у нас разные конкуренты. Например, в мясной — «Черкизовский», «Микоян», «Останкино». В оптовом подразделении нет алкоголя, мы продаем его только в рознице, поскольку изначально формировались как неалкогольная компания.

N: — С одной стороны, ваша компания — дистрибьютор, с другой — ритейлор. Не задумывались ли вы о собственном производстве или, по крайней мере, о выпуске под private label с учетом собственных данных о потребительских предпочтениях?

М.С.: — У нас уже есть продукция под private label, просто она не доминирует в своих товарных группах. Это крупы и сахар: у нас есть собственный небольшой цех для фасовки. Кроме того, заказываем воды и некоторые аксессуары, например зажигалки. Конечно, мы задумываемся о расширении продукции под private label, но пока эти проекты довольно сырые. Могу лишь сказать, что речь идет о не скоропортящихся продуктах питания.

Просмотров: 5676

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
«Платежеспособность в Крыму не ниже, чем в других регионах»
Группа компаний «ЮгСтройИнвест» сдала сразу 5 домов в трех микрорайонах Ростова: «61 Квартал», smartpolét и «Левобережье». Ключи от своих квартир получили 1448 семей.
Крупные компании
«Платежеспособность в Крыму не ниже, чем в других регионах»
В ходе рабочей поездки в Зерноградский район врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь посетил молочно-товарную ферму ведущего агропредприятия региона — СЗАО «СКВО» в хуторе Путь Правды Зерноградского района.
Крупные компании
«Платежеспособность в Крыму не ниже, чем в других регионах»
Специалисты по экотехнологиям, входящие в состав жюри национальной экологической премии «Экотех-Лидер 2025», посетили Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ). Их визит состоялся по приглашению Трубной Металлургической Компании (ТМК). Члены конкурсной комиссии оценили систему комплексного менеджмента водных ресурсов, внедренную на ТАГМЕТе.
Крупные компании
«Платежеспособность в Крыму не ниже, чем в других регионах»
Выручка АО «Тагмет» по итогам 2024 года снизилась на 8%, до 63,18 млрд рублей, компания получила убыток 4,8 млрд рублей против прибыли 134 тыс. рублей годом ранее.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.