«Платежеспособность в Крыму не ниже, чем в других регионах»
Михаил Сичинава, совладелец сети супермаркетов «Ассорти», пришедшей в Крым минувшим летом, видит на полуострове возможности для роста: платежеспособный спрос оказался выше, чем предсказывали аналитики, в продуктовом ритейле есть свободные ниши.
Универсамы ростовского ритейлора «Ассорти», входящего в ГК «Миллениум», стали первой российской продуктовой сетью в Крыму: с июня открыты 7 супермаркетов, к концу 2015 года их число должно превысить 30. Совладелец группы Михаил Сичинава говорит, что привлечь аудиторию позволило активное продвижение сети, новый для региона уровень сервиса и широкий ассортимент в отделах выпечки и кулинарии. Бизнесмен подчеркивает, что вопреки данным аналитиков уровень благосостояния на полуострове оказался не ниже, чем в других регионах на юге и в центральной части России. N: — Каковы первые итоги работы сети «Ассорти» в Крыму?
М.С.: — С середины июня мы запустили 7 супермаркетов, все они работают в Симферополе. Сначала мы постарались создать базу и закрепиться именно там, поскольку это крупнейший в регионе транспортный узел — через него идут практически все людские и товарные потоки. Через Симферополь осуществляются авиа- и ж.-д.-перевозки, есть и морское сообщение — с Керчью и Феодосией.
До конца года мы откроем на полуострове еще как минимум 5 супермаркетов: в Алуште, Ялте, Евпатории, Севастополе и Феодосии. В каждом из городов у нас уже есть подходящие предложения аренды.
В 2015 году продолжим развитие в Крыму такими же темпами: план до конца следующего года — довести количество торговых точек до 30–32. Ситуация на местном рынке позволяет строить такие планы: наше предложение уже востребовано. В будущем я не исключаю выхода на этот рынок нашей второй сети — «Ассорти-Экспресс» — мини-маркетов с товарами импульсного спроса. Они особенно актуальны для маленьких городов. Но этим мы займемся не раньше 2016 года.
N: — Каков бюджет на развитие сети супермаркетов на полуострове?
М.С.: — На запуск одного магазина в Крыму требуется 4–4,5 млн руб., то есть в общей сложности мы вложим 50–55 млн руб. до конца года. Рассчитываем на окупаемость в течение 4–5 лет — это сопоставимо с показателями в других регионах. Инвестируем главным образом заемные средства. У нас несколько партнеров, в том числе кубанский Крайинвестбанк.
Все помещения мы берем в аренду; ставки на полуострове примерно на 15–20% ниже, чем в Ростове. Помимо арендной и заработной платы основные статьи расхода — освоение современных технологий продаж и закупка оборудования, торгового и производственного. В каждом супермаркете работают кулинарный отдел и пекарня. Местному населению эта продукция очень нравится — наличие этих отделов способствует привлечению покупателей. Кроме того, мы много инвестируем в рекламу.
N: — Какие именно каналы продвижения используете?
М.С.: — Заказываем промоакции с раздачей печатной продукции, размещаем рекламу на билбордах. Привлекаем промоутеров для работы в супермаркетах: они помогают покупателям узнать о преимуществах предлагаемых нами продуктов. В каждом универсаме организуем дегустации — собственной кулинарии, продукции «ТАВРА» и др. Работаем с несколькими PR-партнерами, включая украинские компании.
N: — В недавнем интервью создатель «Магнита» Сергей Галицкий заявил, что уровень благосостояния в Крыму в последнее время снизился настолько, что его компания пока «не попадает своими продуктами в их цену». Как можете прокомментировать это утверждение?
М.С.: — Изначально мы думали ровно так же, как господин Галицкий. Ожидали, что покупательная способность в Крыму будет ниже, чем в других регионах присутствия «Ассорти»: об этом говорили все исследования, все поступавшие к нам выкладки аналитиков. Но практика показала, что платежеспособность в Крыму не ниже, чем на юге и в центральных регионах России. Средний чек в наших крымских универсамах — 230 руб. — такой же, как и на остальной территории страны.
N: — Что можете сказать о конкуренции?
М.С.: — Безусловно, это конкурентный рынок. На нем уже работают сети магазинов «Сельпо», «АТБ-маркет», «Яблочко», Fozzy Group.
Чтобы привлечь покупателей, мы предложили более качественный сервис и иной, чем у других ритейлоров, подход. Стали сразу презентовать продукцию, пошли через систему производства, а не просто торговли. Она более сложная, но в то же время более результативная. Перебросили в Крым из Ростова опытных технологов. Многих потребителей привлекли именно предложениями отделов выпечки и кулинарии. У наших конкурентов это тоже есть, но мы предложили совершенно иной ассортимент. В пекарне представили 70–80 позиций, в кулинарном отделе — около 500. Как и в Ростове, в Симферополе организовали на базе одного из магазинов кулинарный цех: он обеспечивает продукцией все торговые точки. Людям нравится, что мы ведем работу по предзаказам. Можно заехать утром и, оставив часть суммы, заказать блюда, а вечером — по пути домой — забрать их.
Когда мы входили на этот рынок, проводили акции, продавая товары со скидками. И сейчас на некоторые группы держим более демократичные, чем у конкурентов, цены. Особенно это касается мясной продукции российского производства и хлебобулочных изделий.
Каждый месяц трафик растет. Сегодня один супермаркет «Ассорти» в Крыму посещает 1000–1100 человек в день — так же, как и в среднем по России.
N: — Каковы основные требования к торговым площадям? Ощущаете ли дефицит?
М.С.: — Предложений в Крыму достаточно. Среди наших основных требований — площадь от 400 до 1500 метров. Мы стараемся открывать магазины неподалеку от жилых комплексов, в спальных районах или вблизи них. Учитываем пешеходный трафик, но при этом стараемся выбирать площадки, у которых можно спокойно припарковаться. «Ассорти» — супермаркеты в шаговой доступности от дома. Они созданы для тех, кто не готов специально собираться и ехать за продуктами.
N: — Есть ли сложности в работе с паромной переправой в процессе доставки грузов?
М.С.: — Мы доставляем товары большими автомобилями через порт Новороссийск и малотоннажными — через порт Кавказ. Конечно, это не лишенный проблем путь, хоть администрация переправ и старается... Есть не зависящие от них вещи, например штормы. И конечно, время от времени возникают проблемы. Но за несколько месяцев работы мы приловчились: арендуем в Симферополе склады с холодильниками — около 2500 кв. м с учетом офисов. Пока этого достаточно, чтобы хранить продукцию и избегать перебоев со снабжением.
N: — Перед запуском сети вы лично отправились в Крым. Летаете на полуостров сейчас?
М.С.: — Такой необходимости нет. Я, безусловно, владею ситуацией, но оперативным управлением занимается команда ростовских менеджеров. Кроме того, в Крыму работают наши аудиторы. Местные жители составляют 99% персонала — около 300 человек. Подобрать квалифицированный персонал оказалось несложно.
N: — Какими темпами развивается сеть за пределами Крыма?
М.С.: — Сейчас у нас 110 супермаркетов «Ассорти» в Ростове и Ростовской области и еще 135 в других регионах на юге и в Центральной России. Если говорить об упрочнении позиций в других регионах, в последнее время мы активно открывались в Краснодарском крае, сейчас там открыто 7 универсамов сети; еще 17 работает в Ставропольском крае. Буквально 2 месяца назад начал работу большой супермаркет в Абхазии, в Гаграх, первый за пределами России. Он оказался очень популярен среди отдыхающих: в их числе много туристов из южных регионов, где уже работают «Ассорти», — люди сразу реагируют на знакомую вывеску. В планах — открытие еще двух торговых точек.
N: — Продолжаете ли развивать мини-маркеты «Ассорти-Экспресс»?
М.С.: — Безусловно. Сейчас у нас 315 работающих магазинов. Еще около 50 готовятся к открытию. До конца года у нас будет около 400 торговых точек.
Мы стали активнее открывать «Ассорти-Экспрессы» в Центральной России и в Черноземье: Воронежской, Тамбовской, Липецкой и Белгородской областях. Кроме того, развиваемся на Северо-Западе: расширяем сеть в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Движение в восточную часть страны — перспектива следующего года. В целом задача на следующий год — открыть не менее 300 мини-маркетов.
В последние годы доля ритейлорского подразделения в общем обороте ГК растет. Сейчас это примерно 35/65, еще пару лет назад дистрибьюция приносила около 75% выручки.
N: — Как повлияли продуктовые санкции на работу супермаркетов и дистрибьюторского подразделения ГК «Миллениум»? Замещение каких товаров потребовало наибольших усилий?
М.С.: — Не могу сказать, что компания серьезно пострадала. Как дистрибьютор мы даже в определенном смысле рады санкциям: наконец-то наш потребитель ощутит все преимущества российской продукции. Если говорить о возможностях импортозамещения, пока не испытывали проблем с поставками. Предложение даже избыточно. Да, мы торговали, например, европейскими сырами, но они составляли не очень большую долю всего ассортимента. Сейчас перешли на продукцию российских и белорусских поставщиков, которой более чем достаточно. С Латинской Америкой пока не работаем: такой потребности просто нет.
Если говорить о нашем ритейле, то до введения эмбарго мы скрепя сердце торговали теми же польскими яблоками. И хотя мы не заказывали лабораторных исследований, всем было понятно, что перед прохождением столь длинного логистического пути все фрукты проходят обработку. Проигрывают они местной продукции и по вкусовым качествам, но, к сожалению, сильно выигрывают по цене.
После вступления в силу эмбарго мы закупаем яблоки, персики, нектарины и груши в Ростовской области, Краснодарском крае и Абхазии. Вкус у них гораздо лучше, но наши производители все еще проигрывают в оформлении, упаковке и т. д. Надеюсь, с течением времени этот недостаток будет устранен.
N: — Как складываются отношения дистрибьюторского подразделения ГК с торговыми сетями?
М.С.: — Мы работаем практически со всеми сетевыми ритейлорами — и федеральными, и транснациональными, — включая «Ашан», «МЕТРО» и пр. Все вместе они занимают около 20% в обороте ГК. Требования к сотрудничеству у всех довольно жесткие, но в целом справедливые.
N: — Какова маржинальность этого направления?
М.С.: — Как и прежде, 1,5–2%. Удерживать ее нелегко: конкуренция не ослабевает, расходы растут. Главная статья — технологии в широком понимании: программное обеспечение, обучение персонала и т. д. Кроме того, безудержно растут налоговая составляющая и расходы на топливо.
Конкуренция с другими дистрибьюторами очень высокая. В разных товарных группах у нас разные конкуренты. Например, в мясной — «Черкизовский», «Микоян», «Останкино». В оптовом подразделении нет алкоголя, мы продаем его только в рознице, поскольку изначально формировались как неалкогольная компания.
N: — С одной стороны, ваша компания — дистрибьютор, с другой — ритейлор. Не задумывались ли вы о собственном производстве или, по крайней мере, о выпуске под private label с учетом собственных данных о потребительских предпочтениях?
М.С.: — У нас уже есть продукция под private label, просто она не доминирует в своих товарных группах. Это крупы и сахар: у нас есть собственный небольшой цех для фасовки. Кроме того, заказываем воды и некоторые аксессуары, например зажигалки. Конечно, мы задумываемся о расширении продукции под private label, но пока эти проекты довольно сырые. Могу лишь сказать, что речь идет о не скоропортящихся продуктах питания.