«Планируем начать продажу и свежих овощей»
По словам Андрея Волкова, гендиректора АПО «ХозяинЪ», производящего овощные консервы, компания настолько развила собственную сырьевую базу, что теперь производит некоторые овощи — картофель, лук, капусту — в избытке по отношению к своим объемам потребления и решила начать их продажу в сети.
По словам Андрея Волкова, компания планирует продавать в торговые сети около 10 тыс. тонн овощей в год, это примерно половина от общего урожая. Что касается консервного завода, доля собственных овощей в общем объеме переработки АПО «ХозяинЪ», как и планировалось, увеличится в этом году минимум до 50%. По словам г-на Волкова, только собственное сырье позволяет обеспечить стабильное качество консервной продукции и увеличить объемы производства. Компания продолжает развитие сырьевой базы, в частности освоение механизации уборки огурцов.
N: — Вы ранее заявляли о развитии собственного производства овощей. Эти планы удалось реализовать? А.В.: — Да, со следующего года мы даже планируем начать продажу свежих овощей в торговые сети. В первую очередь это картофель, капуста и лук. Это связано с тем, что хозяйство развивается и мы производим овощи в избытке по отношению к нашим объемам потребления. Кроме того, согласно нормам севооборота мы не можем засеять все поле только теми овощами, которые нам необходимы. Продажа свежих овощей розничным сетям — прибыльный бизнес. Разрыв между оптовыми и розничными ценами очень велик. К примеру, в этом году картофель в опте продается по 7 руб. за кг, а в сетях я не видел его дешевле 20–25 руб. за кг. Ритейлоры выставляют интересные цены, но, чтобы с ними работать, нам нужно развивать собственную логистику. В отличие от продукции длительного хранения, доставку которой в каждый магазин сети, как правило, обеспечивают сами, скоропортящиеся продукты должен развозить сам производитель. Поэтому нам нужно существенно расширить автопарк. Сколько единиц техники будем закупать и какой марке отдадим предпочтение, пока не решили. Сейчас наши машины развозят консервы только по распределительным центрам ритейлоров. В те сети, которые требуют собственного развоза, к примеру «О´Кей», ведем поставки через дистрибьюторов.
N: — Есть ли уже договоренности с сетями о поставке овощей?
А.В.: — Предварительные договоренности с сетями существуют давно, но раньше осуществить эти планы было невозможно. Сегодня у нас уже есть возможность приобрести новые грузовые машины и фасовочную линию. Планируем продавать через сети около 10 тыс. тонн овощей в год. Это примерно половина от того, что мы выращиваем.
N: — В этом году многие сельхозпроизводители жаловались на плохой урожай из-за засухи в начале лета…
А.В.: — У нас очень хороший урожай в этом году. Это связано с тем, что по большей части наши земли поливные, поэтому на них никак не отразились погодные условия. В этом году мы увеличим, как и планировали, долю собственных овощей в общем объеме переработки. Она составит как минимум 50% и окончательно будет известна уже в сентябре-октябре, когда закончится уборка. В этом году мы приобрели новые комбайны, поливальную машину, увеличиваем площади полива. Приобрели еще один комбайн для уборки картофеля, а также сортировочную линию.
N: — Какова ситуация с сырьем, которое вы получаете от поставщиков? У них не было проблем с урожаем?
А.В.: — Все наши поставщики, как ни парадоксально, показывают хороший урожай. Вероятно, это связано с тем, что в основном они работают на поливных землях. На поливных землях в этом году урожай очень большой, он даже лучше, чем в прошлом году. И весна раньше началась, и не было больших ливневых дождей. К сожалению, для того чтобы вырастить красивые овощи, некоторые наши поставщики используют гибриды, более стойкие к вредителям и дающие большой урожай. Но из-за этого в их овощах меньше сахара, сухих веществ, и в итоге такое сырье отрицательно сказывается на качестве наших консервов. Это усложняет нам работу, поскольку торговые сети требуют не только стабильных объемов поставок, но и стабильного качества продукции. Хорошее сырье мы получаем преимущественного из своего хозяйства.
На рынке фруктов все изменилось в худшую сторону. Стало еще меньше клубники, вишни. В этом году клубника в области продается по 50 руб. за кг, в то время как в Польше ее можно приобрести, уже очищенную от чашелистиков, по 35 руб. за кг. И если клубнику хотя бы в каких-то объемах можно купить, то малину сегодня просто нигде не найдешь. А мы перерабатываем ее в день по 10 тонн, поэтому малину приходится закупать в Литве и Польше. Там же приобретаем смородину. Абрикосы нам поставляют из Дагестана, поскольку еще с советского времени там сохранилось большое количество абрикосовых садов.
N: — Каковы дальнейшие планы развития хозяйства?
А.В.: — Будем и дальше увеличивать объемы производства овощей, так как постоянно развиваемся и наращиваем объемы производства консервов. На рынке не хватает рабочей силы, уровень безработицы в области крайне низкий, поэтому нам приходится работать над уровнем механизации хозяйства. К сожалению, это не всегда получается делать так быстро, как хотелось бы. Сегодня производство — посадка, полив, уборка — картофеля и томатов у нас очень хорошо механизировано. Основная наша задача — внедрить механизированную уборку огурцов, а это очень сложно.
Кроме того, планируем развивать собственное тепличное хозяйство, которое занимается производством ранних овощей для переработки. Сейчас оно выращивает рассаду для 15 га земли, а в следующем году намереваемся вырастить рассаду уже для 60 га. Всего в развитие овощного хозяйства в этом году вложили около 10 млн руб., в следующем году будем инвестировать 20–30 млн руб.
N: — Ранее у вас были планы по производству консервированного горошка?
А.В.: — Да, но мы, наверное, прозевали уже это время. Выпуск консервированного горошка был очень выгодным, поэтому многие занялись им. Сейчас конкуренция ужесточилась и мы сомневаемся, нужно ли нам выходить на этот рынок. Сегодня наша задача — прежде всего развивать сложные многокомпонентные продукты с высокой долей ручного труда: консервы-ассорти (огурцы и помидоры), малосольные огурцы, соленые огурцы, патиссоны. Активно развиваем выпуск соков прямого отжима. Соки выпускаем только из собственного сырья — томатов, моркови, тыквы. Производство соков из фруктового пюре нам неинтересно.
Каждый год мы обновляем часть ассортимента. Не все новые позиции становятся успешными, но многие из них интересуют сети. В этом году начали выпускать семейные консервы в банках емкостью 1,8 л. Они рассчитаны на большие семьи и в расчете на 1 кг стоят дешевле. Этот продукт пользуется хорошим спросом. Также мы изменили ассортиментный ряд закусок. На рынке много фасоли с грибами и овощами, но мы заметили падение спроса на нее и решили компенсировать это новыми продуктами. В целом в этом сезоне добавили 15–20 наименований. Рынок консервирования нуждается в постоянном обновлении, поскольку предпочтения потребителей меняются достаточно быстро. На новые продукты маржа самая высокая, традиционные продукты продаются с невысокой рентабельностью.
N: — Каковы основные задачи, которые вы ставите сегодня перед своими заводами?
А.В.: — Работаем над снижением трудоемкости. Основная трудность, с которой нам приходится сталкиваться, — нехватка рабочей силы и сырья. Сырье мы развиваем посредством собственного хозяйства, рабочую силу заменяем повышением уровня механизации. Медленно, из года в год, снижаем трудозатраты. При этом уровень механизации должен быть, конечно, не максимальным, чтобы мы сохранили гибкость и могли подстроить технологические линии под рыночные изменения.
Основная причина проблем с кадрами — сезонность нашего бизнеса. Все хотят иметь стабильную работу.
N: — Сегодня ситуация с кадрами, вероятно, ужесточилась из-за открытия Багаевского консервного завода?
А.В.: — Багаевский консервный завод не является нашим конкурентом, в том числе по персоналу. Мы никогда не возили людей из Багаевки, потому что рабочая сила там давно уже коммерциализировалась из-за близости к Ростову, практически у всех жителей есть теплицы, в которых они выращивают огурцы. А мы в основном возим рабочих из Константиновки, Мартыновки.
N: — В связи с развитием сырьевой базы планируете наращивать объемы производства консервов?
А.В.: — Да, в этом году мы хотим произвести больше. А вот насколько больше, не могу пока сказать. Погода сейчас хорошая, вроде бы все у нас получается. Но каждый год вносит свои коррективы. Мы сейчас подписываем довольно много контрактов на поставки. Гораздо больше, чем в прошлом году, поскольку можем брать обязательства по объемам поставки в связи с развитием сырьевой базы.
К примеру, раньше мы работали с «Лентой» только в ЮФО, сейчас подписываем договор на поставки по всей России. Ведем переговоры с METRO Сash & Carry и «АШАНОМ» о федеральных поставках. Ранее мы там не были представлены. Также планируем увеличить свой товарооборот в сетях «Пятерочка», «Перересток» и «Магнит». Теперь мы можем в полной мере обеспечить все заказы.
N: — Как сегодня строятся отношения с сетями?
А.В.: — В этом году они стали гораздо более лояльными. Возможно, это связано с тем, что многие производители, сталкиваясь с несоблюдением условий договора, обращались в антимонопольный комитет. Ритейлоры требуют гораздо меньше денег за право поставить продукцию на полки, сократили размеры маркетинговых отчислений. Они относятся более лояльно к новым продуктам. В этом случае они берут только процент от оборота и не требуют никаких дополнительных выплат, как это было ранее. Вывести новые продукты на полки стало легче.
N: — Участвуете ли в тендерах ритейлоров на выпуск продукции под собственными торговыми марками (СТМ)?
А.В.: — Да, в этом для производителей есть плюсы и минусы. Плюсы заключаются в возможности под маркой сети протестировать какую-то свою новую продукцию, если мы не уверены, что она будет востребована. Таким образом мы рискуем гораздо меньше. Кроме того, получаем гарантированный объем продаж. В этом году под СТМ различных ритейлоров мы производим соусы и джемы. Всегда выпускали только натуральные джемы, а в этом году получили заявку от сети на выпуск дешевых джемов. Под своей маркой такой продукт выпускать не можем, а под СТМ опробовать это направление довольно интересно.
Мы стараемся убедить сети ввести новые продукты при помощи проведения маркетинговых исследований.
N: — В последнее время страховая компания «Союз», которой вы также руководите, начала продвигать новые услуги. Каковы ваши планы развития этого бизнеса?
А.В.: — Сейчас непрерывно придумываем продукты для страхового рынка. К примеру, мы предлагаем оплату по некоторым страховым случаям каско в течение 24 часов. Нам хотелось бы увеличить свою долю на страховом рынке. Раньше мы ориентировались только на узкий круг постоянных клиентов, сейчас выходим на массовый рынок. В сравнении с крупными федеральными компаниями наше преимущество в том, что мы можем довольно быстро реагировать на рыночные изменения. Сегодня развиваем все основные направления — ОСАГО, каско, страхование жизни и жилья. На рынке каско планируем увеличить свою долю до 10%, также планируем увеличить в несколько раз долю по страхованию жизни. Растет и количество наших офисов. В этом году мы запустили офисы в Таганроге и Сальске, по два офиса открыли в Краснодарском и Ставропольском краях.