Отложенный конкурс
По решению Законодательного Собрания РО 38% акций аэропорта Ростова и его аэродромный комплекс будут приватизированы путем передачи в СП «РЕНОВЫ» и областного унитарного предприятия. Это СП и займется строительством аэропорта Южный. По мнению юриста, выбранная схема позволяет областным чиновникам обойти процедуру конкурса при выборе бизнес-партнера, но исключает государственно-частное партнерство. Если же сотрудничество инвестора и властей выходит за рамки ГЧП, право на землю под строительство аэропорта «РЕНОВА» должна будет выигрывать на торгах.
По мнению экспертов, выбранная форма сотрудничества позволит губернатору Ростовской области Василию Голубеву (справа) и совладельцу «Реновы» Виктору Вексельбергу создать СП без проведения конкурса. Фото donland.ru. 27 июня Законодательное Собрание Ростовской области приняло решение о приватизации 38% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и аэродромного комплекса, который оно использует. Имущество будет передано ОАО «Ростоваэроинвест», созданному структурами группы компаний «РЕНОВА» и областным унитарным предприятием.
27 июня Законодательное Собрание Ростовской области (ЗС РО) утвердило поправки в план приватизации на 2013 год, в него вошла приватизация 38% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и аэродромного комплекса, который использует это общество. Приватизация произойдет путем внесения активов в уставный капитал ОАО «Ростоваэроинвест» в обмен на 25% плюс одна акция этого общества. «Ростоваэроинвест» был создан областными властями совместно с ГК «РЕНОВА» в 2012 году. Сегодня 75% минус одна акция этого общества владеет структура «РЕНОВЫ» — ОАО «Кольцово-Инвест», 25% плюс одна акция принадлежит областному ГУ АТП «Ростовавтодортранс».
В мае 2012 года президент России подписал указ о передаче аэродромного комплекса ростовского аэропорта и 38% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» из федеральной собственности в собственность области. В указе говорилось, что цель передачи — привлечение средств частного инвестора на условиях государственно-частного партнерства в реконструкцию ВПП ростовского аэропорта в размере не менее 800 млн рублей и строительство нового аэропортового комплекса Южный (за исключением аэродрома и объектов единой системы организации воздушного движения) в размере не менее 15 млрд рублей.
Управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Игорь Степанов отмечает, что соглашение областных властей с «РЕНОВОЙ» по созданию «Ростоваэроинвеста» нельзя квалифицировать как государственно-частное партнерство, о котором говорилось в указе президента:
— Во-первых, согласно областному и федеральному законодательству соглашения ГЧП заключаются на основании конкурса, которого в данном случае не было. Во-вторых, соглашение с «РЕНОВОЙ» по созданию ОАО «Ростоваэроинвест» со стороны Ростовской области заключило ГУ АТП «Ростовавтодортранс», являющееся унитарным предприятием. Отмечу, что согласно областному закону о ГЧП договоры о таком партнерстве от имени Ростовской области подписывает правительство Ростовской области. Таким образом, это соглашение формально не является соглашением о ГЧП. В данном случае ГУ АТП «Ростовавтодортранс» с согласия собственника — Ростовской области — реализовало свое право на участие в коммерческой организации. Полагаю, что такая модель привлечения инвестора выбрана для обхода требования о проведении конкурса по созданию ГЧП. Следовательно, все заявления о данном проекте как реализуемом в форме ГЧП необоснованны.
Согласно данным ЗС РО, приватизация должна состояться в III–IV кварталах этого года.
Параллельно Минимущество области в суде добивается установления контроля над ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Сейчас общество контролируют структуры «ГРУППЫ АГРОКОМ». Однако большую часть его пакета составляют привилегированные акции. Они голосуют и обеспечивают контроль над аэропортом структурам «ГРУППЫ АГРОКОМ», пока общество не выплачивает дивиденды. Минимущество и примкнувшие к нему несколько миноритариев требуют, чтобы аэропорт выплатил дивиденды, после чего контроль перейдет к владельцу пакета в 38% акций, принадлежавшего области, потому что он содержит 50,7% голосующих акций.
— Создается впечатление, что главная задача области — не ремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта, а передать аэропорт и аэродром в собственность группе «РЕНОВА», — заявил Олег Чернов, председатель совета директоров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». — За последнее время мы дважды ставили вопрос о необходимости срочного ремонта ВПП на совете директоров, но представители Минимущества, входящие в совет, игнорировали эти заседания. Недавно мы отправили письмо губернатору, в котором сообщили, что до 2017 года, когда планируется запустить Южный хаб, ростовский аэропорт может просто не доработать. Уже прошел год с того момента, как президент подписал указ о передаче имущества в собственность области, а сроки ремонта все еще не определены. Не проведен и конкурс на отбор инвестора, как того требует областной закон о ГЧП. Сейчас объявлено о приватизации имущества. Как она будет содействовать ремонту ВПП, представители Минимущества нам не поясняют.
Собеседник N добавил, что, по его сведениям, в уставе ОАО «Ростоваэроинвест», которому передается аэродромный комплекс, говорится, что общество создается для получения прибыли при осуществлении функций управления действующим аэропортом Ростов-на-Дону и строительством нового аэропортового комплекса Южный.
— Это не может не вызвать недоумение, ведь контроль над ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» сейчас принадлежит «ГРУППЕ АГРОКОМ», ее структуры имеют большинство в совете директоров ростовского аэропорта и осуществляют управление. Сейчас Минимущество в суде пытается оспорить право «ГРУППЫ АГРОКОМ» контролировать аэропорт. Мы считаем, что правда на нашей стороне и суд в конце концов поддержит нашу позицию, а затягивание спора ведет только к коллапсу в работе аэропорта из-за разрушения ВПП.
Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов» (структура «РЕНОВЫ»), заявил, что реконструкция произойдет:
— Сегодня взлетно-посадочная полоса ростовского аэропорта требует реконструкции, иначе она не сможет проработать еще четыре года до запуска аэропорта Южный. Наша задача — сохранить и нарастить пассажиропоток и грузопоток в аэропорту Ростова, чтобы затем переместить их в новый аэропорт. Реконструкция ВПП произойдет в 2014 году. Объем инвестиций — около 800 млн рублей, это полностью внебюджетные средства, привлеченные УК «Аэропорты Регионов». В этом и состоит замысел партнерства с Ростовской областью: область вносит свою долю в виде имущества — 38% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» плюс аэродромный комплекс, а инвестор в лице УК «Аэропорты Регионов» — денежные средства, которые будут использованы для развития этого комплекса.
Параллельно УК «Аэропорты Регионов» проводит конкурс архитектурных проектов аэропортового комплекса Южный, его итоги должны быть подведены в сентябре.
— Сама по себе схема сотрудничества Ростовской области и «РЕНОВЫ» кажется непродуманной и может в дальнейшем вызывать проблемы при реализации заявленных проектов, — отмечает Игорь Степанов. — В чем преимущество государственно-частного партнерства? Победителю конкурса на создание ГЧП земельный участок должен предоставляться без торгов. Здесь же ситуация непонятная: сейчас область ведет резервирование земель под строительство аэропорта Южный, но на каком основании они будут предоставляться «Ростоваэроинвесту»? Видимо, придется проводить конкурс. И где гарантия, что именно «Ростоваэроинвест» получит этот земельный участок? Возможно, область постарается выставить высокие квалификационные требования. Но ведь сейчас помимо «РЕНОВЫ» существуют другие компании, которые имеют опыт строительства аэропортов. Например, тот же «Базэл». Схема сотрудничества между областью и «РЕНОВОЙ» представляется сырой, и в ней очень много политики, что повышает инвестиционные риски. А ведь еще нужно учитывать продолжающийся конфликт с «ГРУППОЙ АГРОКОМ» за контроль над ростовским аэропортом — он тоже может негативно сказаться на реализации проекта.
Проект по строительству аэропорта Южный не в первый раз вызывает вопросы. В середине июня российское правительство засомневалось в том, что Южный может быть построен к чемпионату мира по футболу 2018 года, назвав его «единственным мероприятием, находящимся в зоне риска» (см. N, № 23). В дальнейшем губернатор области Василий Голубев заявил, что сроки строительства соответствуют всем нормативам: «Учитывая, что проект включен в ФЦП, что есть подтверждение инвестора о том, что он будет финансировать проект, и то, что деньги заложены в бюджет региона, у нас получается, что в конце 2017 года мы аэропорт можем построить». Федеральные чиновники договорились о том, что, если их сомнения не развеются до сентября, будет принято решение о реконструкции действующего аэропорта, а строительство нового может быть отложено.