«Очищая стоки, сократим потребление газа на 10%»
По словам Сергея Демченко, директора филиала ООО «Пивоваренная компания “Балтика”» — «Пивзавод “Южная Заря 1974”», в этом году компания завершит реализацию сразу двух экологических проектов —биологической очистки стоков и цеха сушки пивных дрожжей общей стоимостью 720 млн рублей. Оба включают коммерческую составляющую — в ходе очистки стоков начнут добывать биогаз, который покроет 10% потребностей завода, а сухие дрожжи будут продавать сторонним пищевым производствам.
За 2018 год рынок пива вырос впервые за последние 11 лет (на 3%). При этом пивоваренная компания «Балтика», входящая в Carlsberg Group, показала рост продаж на 2%. Информация о выручке ростовского завода закрыта для публичного доступа, но, по словам Сергея Демченко, пивзавод «Южная Заря 1974» — в числе лидеров по объему выручки и эффективности производства среди 8 российских заводов Carlsberg Group.
Основные задачи пивзавода «Южная Заря 1974» сегодня — оптимизация цепочки поставок, выпуск сильных местных брендов, стимуляция роста продаж в крупных и средних сетях, расширение ассортимента безалкогольной продукции.
N: — Каковы итоги работы завода в 2018 году? Как эта динамика коррелирует с ситуацией на рынке пива?
С.Д.: — В 2018 году российский рынок пива вырос впервые за последние 11 лет. По оценке компании, рост составил 3%, чему способствовали благоприятные погодные условия во II квартале и чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г. в России в III квартале.
По итогам 2018 года ООО «Пивоваренная компания «Балтика»« увеличило объемы продаж на 2%. Этот рост обусловлен положительной динамикой рынка и успешной реализацией коммерческих инициатив компании.
«Балтика» занимает стабильные лидерские позиции в регионе «Юг» и входит в список крупнейших налогоплательщиков Ростовской области. Налоговые отчисления компании в региональный бюджет в 2018 году составили 5,7 млрд рублей.
Положительную динамику в 2018 году продемонстрировали «Большая кружка» и «Жигулевское». Доля компании в сегменте безалкогольного пива в донской столице также продолжает показывать положительную динамику: 0,4 п.п. по сравнению с 2017 годом.
В 2018 году региональный бренд «Дон», представленный шестью сортами, отметил свой 20-летний юбилей, были запущены новинки: «Дон Баварское» и «Яблочный Сидровар».
N: — Какое место по объемам выручки занимает пивзавод «Южная Заря 1974» среди 8 российских заводов, входящих Carlsberg Group?
С.Д.: — Пивзавод «Южная Заря 1974» — один из крупнейших заводов компании в России. Мы находимся в числе лидеров по объему выручки и эффективности производства.
N: — Ранее сообщалось, что ростовский завод увеличил экспорт на 57% в 2018 году, за счет каких усилий это произошло?
С.Д.: — В прошлом году наш филиал получил сертификат кошерности для экспорта пива в ПЭТ-упаковке объемом 2,37 и 1,35 литра в Израиль. Кроме того, после годового перерыва мы возобновили производство и регулярные поставки пива в ПЭТ объемом 2,37 литра на экспорт. До 2018 года это было запрещено законодательством.
Продукцию пивзавода «Южная Заря 1974» можно найти на полках магазинов в Абхазии, Азербайджане, Армении, Грузии, Молдове, Туркменистане, Южной Осетии, Иране и Израиле.
N: — Какую часть от общего объема продаж пивзавода «Южная Заря 1974» по результатам года занял экспорт?
С.Д.: 6% от общего объема. Несмотря на рост экспортного направления, приоритетной территорией для ростовского завода остается регион «Юг».
N: — Какие на сегодня ключевые направления развития пивзавода «Южная Заря 1974»?
С.Д.: — Мы фокусируемся на том, чтобы максимально использовать разветвленную производственно-логистическую структуру, оптимизировать цепочки поставок, обеспечить сильный портфель национальных брендов, дополненный привлекательными региональными предложениями, стимулировать рост продаж в растущем канале современной торговли (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы).
Не стоит забывать о безалкогольном сегменте, который демонстрирует стабильный рост. В связи с этим портфель компании регулярно пополняется безалкогольным пивом и напитками. Например, в 2019 году в торговых точках появились новинки: «Балтика 0 Грейпфрут» и новый FLASH UP — «Апельсиновый Ритм» и «Ягодный Микс».
Особое внимание в компании уделяется развитию сотрудников. В «Балтике» существуют возможности для самореализации в рамках программ корпоративного университета, который занимается развитием лидерских и бизнес-навыков действующих сотрудников. Сотрудникам компании предоставляется комплексный пакет льгот, направленный на такие сферы, как здоровье и безопасность, комфортные условия работы, повышение качества жизни, семья и досуг. Для обеспечения конкурентоспособной заработной платы «Балтика» регулярно отслеживает уровень оплаты труда, особенно среди предприятий сферы потребительских товаров.
N: — Каковы инвестпланы «Южной зари 1974» на 2019 год?
С.Д.: — На территории завода ведется строительство крупного объекта — это биологические очистные сооружения. Инвестиции в проект составляют 550 млн рублей. Это будет один из самых высокотехнологичных комплексов биологических очистных сооружений среди промышленных предприятий Ростова. Второй по значимости проект — это строительство цеха «Сушка пивных дрожжей». Объем инвестиций компании в проект составит около 170 млн рублей. На сегодняшний день проводится тестирование работы оборудования.
N: — Расскажите о проекте по строительству биологических очистных сооружений, которые планируется запустить в этом году.
С.Д.: — Наша компания уделяет большое внимание реализации экологической политики, направленной на сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Мы работаем над уменьшением выбросов углекислого газа, проводя мероприятия по энергосбережению, раздельному сбору отходов упаковки, инвестируем в строительство очистных сооружений.
Сейчас на заводе установлено оборудование для предварительной очистки, которое обрабатывает стоки по нескольким показателям, после чего они направляются на муниципальные очистные сооружения. Строительство биологических очистных сооружений производительностью 3,8 тыс. кубометров в сутки позволит снизить нагрузки на городские очистные сооружения. Мощность новых сооружений рассчитана на весь объем сточной воды, образующейся на производстве.
Биологические очистные сооружения будут оснащены установкой по сбору биогаза, который образуется на одной из ступеней очистки стоков и является альтернативным источником энергии. Использование биогаза позволит сокращать потребление природных ресурсов и сокращать выбросы углекислого газа.
Проект финансируется за счет собственных средств.
N: — Какую часть потребностей ростовского завода в природном газе покроет установка по сбору биогаза? Насколько удастся сэкономить?
С.Д.: — Очистка стоков сократит потребление газа на 10%. Коммерческая выгода для нас — это только использование биогаза, получаемого в результате очистки. Основная задача проекта — снижение воздействия на окружающую среду.
N: — Какие производственные задачи решит цех сушки пивных дрожжей?
С.Д.: — Строительство этого цеха, прежде всего, экологический проект, так как дрожжи являются отходом производства. Но учитывая, что пивные дрожжи являются еще источником ценных ингредиентов, таких как аминокислоты, белки и минералы, они могут использоваться в различных пищевых продуктах. Мы их сушим и продаем.
N: — Недавно компания сообщила о том, что в 2018 году в Ростовской области закупила специальное оборудование для прессования алюминиевой банки. Расскажите об этом проекте.
С.Д.: — С 2013 года компания «Балтика» реализует проект по раздельному сбору отходов «Принеси пользу своему городу» по всей России. Он вносит вклад в сокращение количества отходов, направляемых на полигоны, позволяет снижать выбросы углерода, предоставляет жителям городов возможность цивилизованно обращаться с отходами, сдавать их на переработку и улучшать экологическую ситуацию.
В рамках этого проекта в 2018 году в Ростовской области компания закупила специальное оборудование для прессования алюминиевой банки. Два гидравлических пресса для пакетирования металлолома «Балтика» передала в пользование своему партнеру − оператору по сбору и утилизации алюминиевой банки ООО «Аксайская металлургическая компания». Мощность оборудования — 135 т. Новое оборудование позволит увеличить объемы переработки вторичной алюминиевой банки. Инвестиции «Балтики» в оборудование составили около 2,5 млн рублей.
За 2018 год было переработано более 1000 тонн алюминиевой банки.
N: — Стоит ли перед вами задача перерабатывать алюминиевых банок столько же, сколько выпускаете?
С.Д.: — У нас есть задача выполнить нормативы утилизации отходов от использования товаров, утвержденных распоряжением правительства. Согласно данному распоряжению, норматив утилизации ПЭТ и алюминиевой банки в 2019 году установлен в размере 15%.
N: — Есть ли у вас похожие проекты со стеклом и пластиком? Расскажите о них.
В рамках уже упомянутого проекта «Принеси пользу своему городу» компания устанавливает также контейнеры для сбора стекла, ПЭТ и картона. Парк собственных контейнеров сейчас насчитывает более 7000 штук. Собранные через них стекло, алюминиевая банка, ПЭТ-упаковка, картон направляются на переработку, утилизацию и используются для производства новых товаров потребления. Только в Южном федеральном округе компанией закуплены и установлены:124 контейнера в Волгодонске, 30 — в городском округе Прохладный, 70 — в Ростове-на-Дону, 150 — в городе Волжский Волгоградской области, 25 — в Астрахани, 50 — в Сочи.
N: — Какие товары, услуги вы закупаете в Ростовской области, есть ли продукты или услуги, которых вам здесь не хватает?
С.Д.: — Алюминиевую банку и стеклянную бутылку мы закупаем в Новочеркасске. Кроме того, мы работаем в Ростовской области с компанией «Европолимер». Это крупнейший производитель полимерной продукции на юге России. У компании мы приобретаем термоусадочную пленку.
Заводы компании «Балтика» расположены по всей России, поэтому контракты на покупку необходимых материалов для пивопроизводства заключаются централизованно с учетом требований к качеству поставляемой продукции. Каждая компания, с которой мы работаем, проходит аудит на соответствие международным стандартам Carlsberg Group.
N: — Существует ли на предприятии кадровый дефицит?
С.Д.: — Кадровый дефицит мы испытываем чаще по инженерным профессиям пищевых производств: инженер-электронщик, механик, микробиолог, химик. В связи с этим в Ростовской области мы активно сотрудничаем с высшими учебными заведениями. Особое внимание уделяем реализации оплачиваемой программы развития молодых талантов «Управляй будущим», которая дает возможность работать в производстве операторами, механиками, электрониками, механотрониками и технологами. Во время программы развития участники получают опыт и навыки работы по специальности, принимают участие в реализации сложных проектов на производстве и знакомятся с лучшими международными практиками.
Вторая программа — «Звезды Балтики». Студентам и выпускникам вузов предлагается возможность начать карьеру в бизнес-направлениях — маркетинге, продажах, логистике, финансах, PR, IT, управлении персоналом. В свою очередь участники программы должны свободно владеть английским языком, быстро включаться в новые задачи и быть готовыми к сложным проектам.
Сегодня в филиале работают пять человек, которые успешно прошли стажировку в рамках двух программ и приняты в штат.
N: — Название «Пивзавод “Южная Заря 1974”» предприятие получило в 2017 году, почему было принято решение двигаться в сторону восстановления преемственности?
С.Д.: — Это изменение произошло в ответ на запрос ростовчан, которые хотели бы видеть и покупать продукцию локального производителя с близким к его истории названием.
Переименование завода — это изменение в знак уважения к истории региона, его традициям и наследию. Пивзавод «Южная Заря 1974» — это объединение опыта всех поколений пивоваров юга и продолжение развития местных традиций пивоварения.