«Новый порт оснастим современной техникой, что позволит увеличить производительность не менее чем на 50%»
ОАО «Ростовский порт» подписало предварительный договор о выносе своего 1-го грузового района, расположенного на ул. Береговой, в Заречную промзону. Генеральный директор компании Денис Орлов предполагает, что на новом месте это подразделение порта будет иметь меньшую причальную стенку, но работать более производительно.
ОАО «Ростовский порт» отдаст городу часть территории 1-го грузового района размером 11 га, расположенной на ул. Береговой, а взамен получит чистый участок (16,4 га), примыкающий к 4-му грузовому району в Заречной промзоне. На перенос и обустройство нового порта, который должен появиться в 2015 году, планируется потратить около 1,5 млрд рублей. Оставшиеся на правом берегу земли предполагается осваивать в рамках концепции развития набережной. N: — В чем суть соглашения, недавно подписанного вашей компанией с администрацией Ростова-на-Дону? Почему это только предварительный, а не основной договор?
Д.О.: — 2 февраля состоялось совместное совещание руководства области, города и ОАО «Ростовский порт», по результатам которого было принято решение о необходимости подписания соглашения о переносе 1-го грузового района порта, находящегося в центре города, на левый берег. Предварительный договор с администрацией города мы подписали 6 февраля. Диалог с городским властями по вопросу предоставления более 16 га земель в Заречной промзоне привел к положительным результатам. В рамках этого предварительного договора порт и администрация должны выполнить в оговоренные сроки ряд обязательств по формированию земельных участков и их оценке, после чего будет подписан основной договор, который закрепит итоговые условия обмена земельными участками.
N: — Почему ваша компания согласилась на перенос?
Д.О.: — Наша цель — реализовать потребность Ростовского порта в полноценном развитии с учетом более выгодного географического положения, транспортной логистики, а также имеющихся и перспективных грузопотоков. При освоении новых земель мы учтем свой опыт, полученный при строительстве первой очереди 4-го грузового района. В 2007 году мы построили и ввели в эксплуатацию 500 м причальной стенки с 6 гектарами прилегающей территории. ОАО «Ростовский порт» в рамках своего бизнес-плана осуществило тогда первый этап освоения территории в Заречной промзоне. Сумма инвестиций в проект — более 500 млн рублей. 30% в общем объеме финансирования составили собственные денежные средства, а долгосрочный банковский кредит на инвестиционные цели, соответственно, 70%. В общем, классическая схема. Но самый важный вопрос при подготовке к новому строительству — это грузовладелец и его потребности, которые мы максимально учтем при проектировании.
N: — Есть ли какие-либо препятствия в реализации соглашения?
Д.О.: — При строительстве первой очереди возникли объективные сложности, остановившие на время дальнейшую реализацию проекта, а именно наличие склада хлора Водоканала, расположенного в непосредственной близости от нового грузового района. Думаю, что на момент начала строительства в 2014 году эта проблема властями будет решена. Сегодня непростым, но также решаемым остается вопрос юридического оформления обмена земельными участками. Необходимо, чтобы сделка не содержала юридических пороков и были соблюдены интересы обеих сторон. Например, изымать объекты недвижимости для нужд города можно только под автодороги. Новая автодорога, которая уже проектируется, пройдет от Богатяновского Спуска до 13-й Линии на месте железнодорожных путей. Но это только часть территории, необходимой городу. Поэтому из 11 имеющихся гектаров земли на Береговой порт передаст городу часть земельных участков, необходимых для муниципальных нужд, в том числе для строительства автодороги и городской набережной, а часть оставит за собой для освоения территории уже в рамках концепции развития самой набережной. В Заречной промзоне мы получим чистый участок площадью 16,4 га, примыкающий к нашему 4-му грузовому району. Обмен землей произойдет после проведения соответствующей оценки всех земельных участков.
N: — Когда стоит ожидать каких-то действий по демонтажу и переносу оборудования на новое место?
Д.О.: — Освободить территорию на улице Береговой мы должны к концу 2015 года. У нас есть 3 года на реализацию нашего проекта. Перенесем только лучшее оборудование, а всю устаревшую технику спишем. Новый порт оснастим современной перегрузочной техникой, которая позволит увеличить производительность не менее чем на 50%. Такая модернизация необходима по причине того, что протяженность новой причальной стенки будет в два раза меньше имеющейся в 1-м грузовом районе.
N: — Что вы хотите получить в итоге от нового порта?
Д.О.: — В итоге мы получим современное предприятие с потенциалом эксплуатации и развития на десятилетия вперед. Это будут универсальные причалы, способные эффективно перерабатывать широкий спектр грузов. Узкоспециализированные грузы, такие как наливные или зерновые, мы тоже сможем перерабатывать, но высокой производительности можно будет добиться, только установив на причале специализированное оборудование. Увеличение мощностей перевалки является одним из принципиальных условий в техническом задании для проектировщиков. Это будут очень хорошо оснащенные техникой фронтальный и тыловой участки порта, которые обеспечат скорость и качество перевалки. Вся складская территория будет представлять собой сплошное асфальтобетонное покрытие.
N: — Какой объем инвестиций потребуется? Какова будет доля собственных средств? На какой срок окупаемости рассчитываете?
Д.О.: — Мы полагаем, что нам потребуется около 1,5 млрд рублей со сроком окупаемости 7–10 лет. Сегодня реализовать любой новый проект с таким сроком окупаемости непросто. 25–30% от общего объема инвестирования составят собственные средства, остальные будем привлекать. У нас уже есть несколько вариантов, но я пока не готов о них говорить. Строительство порта — это отраслевой инфраструктурный объект. Подход к реализации его финансовой составляющей будет отличаться от традиционного решения инвестиционных проектов. Мы очень хорошо помним кризис 2008 года с пиком роста проблем в первой половине 2009 года, а также размер и структуру наших пассивов в этот период. В итоге нам удалось успешно преодолеть все сложности при активной поддержке Сбербанка. Сейчас, чтобы претендовать на заемные деньги любого банка, необходимо соответствовать многим требованиям. Диалог заемщика и банкира не так прост, как, например, 5 лет назад. У нас есть время, чтобы проработать вопрос со всех сторон.
N: — Насколько рентабелен сейчас ваш бизнес?
Д.О.: — Стивидорный бизнес рентабелен в принципе. Все зависит от правильности принимаемых решений. В этом и следующем году мы будем объединять финансовые потоки группы компаний, которая арендует часть территории Ростовского порта, и окончательно сформируем единый стандарт работы. Цель одна — повышение эффективности бизнеса для успешного преодоления экономических и погодных сюрпризов. Несмотря на заметный рост объемов перевалки в 2012 году, прошлый год был очень непростым. Природа серьезно испытала всех портовиков, судовладельцев и грузовладельцев на прочность. В январе — феврале 2012 года были аномально низкие температуры, работать толком начали только в начале апреля, сильные сгонные ветра в период навигации остановили работу в общей сложности на 1,5 месяца, «неожиданная» зима в начале декабря. Ну и, конечно, нестабильность на рынках Европы, которая повлияла на объемы экспорта грузов.
N: — На сколько процентов загружены действующие мощности порта?
Д.О.: — Складские мощности загружены на 90–100%, перегрузочные — на 60–70%. Соответственно, при освоении более 16 га новой земли плюс около 3 га земельного участка, который возникнет при строительстве причальной стенки, складские мощности существенно увеличатся. В результате мы сможем без проблем добиваться максимальной производительности от нашей перегрузочной техники.
N: — Как на вашей работе сказывается рост объемов грузов в контейнерах?
Д.О.: — Этот процесс проходит несколько в стороне от нас, поскольку с контейнерами мы сейчас не работаем. Но этот грузопоток на реке из года в год постепенно развивается, и в перспективе, когда это будет целесообразно, мы сможем обрабатывать и его. Как я ранее говорил, при проектировании порта такая техническая возможность будет предусмотрена. Сегодня мы специализируемся на навалочных и генеральных грузах. В частности, в 2012 году мы выросли на 45%, причем локомотивом стал импорт, который в нашей компании увеличился более чем на 70%. Требования грузовладельцев-импортеров к нам постоянно растут, и мы просто обязаны их удовлетворять. Есть грузовладельцы, которые ушли к нам от конкурентов в начале 2012 года, есть и те, которые работают с нами уже несколько лет и смогли с нашей помощью увеличить объемы своего бизнеса.
N: — В прошлом году вы улучшили свой сервис за счет расширения складов. Сколько новых площадей ввели?
Д.О.: — Наличие крытых складских площадей на территории порта — это большое конкурентное преимущество. В течение 2012 года мы ввели в эксплуатацию 4,2 тыс. кв. м крытых складов, а с начала этого — еще 2,8 тыс. кв. м. Эти площади, как правило, расписаны на несколько месяцев вперед.
N: — Какие грузы сейчас перспективны?
Д.О.: — Традиционно Россия водным транспортом экспортирует уголь, зерно, масличные культуры, металлолом, а также нефтепродукты. А вот перспективным я считаю весь импортный грузопоток из стран, имеющих выходы в Черное и Средиземное моря. В первую очередь это Турция, которая очень активно продвигает свои товары на рынок России.
N: — Сейчас несколько портов в Ростовской области расширяют свои мощности. Например, планирует к реализации мультимодальный транспортный логистический узел Ростовский универсальный порт, в прошлом году Азовский порт начал модернизацию терминала и строительство сухого порта. В то же время я слышала мнение специалиста о том, что объем грузов в целом из года в год остается постоянным. Что вы думаете по этому поводу?
Д.О.: — Проекты интересные и нужные, места хватит всем. Если говорить об объемах грузов, обрабатываемых в акватории Ростова-на-Дону, то с 2009 по 2012 годы грузооборот постоянно рос, за три года увеличился на 80% и составил 11,1 млн тонн. Надеюсь, что в ближайшие несколько лет состояние экономики России и Европы позволит всем портовикам развиваться в нужном направлении. Транспортная отрасль — это только часть внешнеэкономической деятельности, но достаточно важная.