г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 08:52:07
100.68
106.08

«Наша позиция — надо вкладываться»

Дмитрий Удрас, сооснователь промышленного союза «Новое Содружество», гендиректор ПАО «Ростсельмаш», считает, что рынок сегодня дает возможность для развития местному производителю: Запад ушел, кто-то его должен заменить. Несмотря на сложную ситуацию в экономике, ГК «РСМ» продолжит реализацию инвестпроектов, хотя сроки их придется корректировать. По мнению собеседника N, важным условием для реализации крупных инвестпроектов в России будет поддержка властей в организации доступного кредитования.

По итогам текущего года ГК «Ростсельмаш» прогнозирует спад объемов производства до 30% из-за глобальных проблем с логистикой и непредсказуемостью поставок импортных комплектующих. Прогноз для лакокрасочного производства «Эмпилс» более благоприятный — компания, скорее всего, не потеряет в объемах производства, для поставщиков «Эмпилса», которые ушли из России, замену найти проще.

N: — Есть санкции, которые наиболее существенно замедляют «РСМ» сегодня?

Д.У.: — Не могу сказать, что какие-то ограничения отразились на нас сильнее, чем другие. Мешают любые санкции. Платежи ходят дольше, ситуация в логистике непредсказуема. Наша отрасль как таковая и наши поставщики не попали ни в один пакет санкций. Есть понятие «продукция двойного назначения» — европейский поставщик, если сомневается, должен получить разрешение на отправку нам комплектующих. Но пока отказов на этом основании не было. Есть коллеги, которые по собственной инициативе отказались работать с Россией. Мы их заменяем на внутренних поставщиков и на азиатских партнеров. Сказать, что полностью понятно, чем и кого заменить и как это будет происходить, мы пока не можем — прошло около двух месяцев, у нас не та отрасль, в которой позвонил — и тебе тут же отгрузили. Те инженерные решения, те продукты, которые есть, скажем, в Китае, надо приспосабливать к нашей машине, или нашу машину приспосабливать под эти решения. На это нужно время. Пока работаем, считаем, что справимся.

N: — Текущая ситуация отражается на работе ваших заводов в Северной Америке и Канаде? Санкционное давление их затрагивает?

Д.У.: — Там мы, слава богу, санкций избежали. Хотя Buhler Industries — одна из немногочисленных компаний с российским капиталом в Канаде, но все-таки она десятки лет работает, и воспринимают ее как канадскую компанию. Санкции Канады очень жесткие, в Россию запрещено поставлять комплектующие и технику, поэтому сейчас с канадским дивизионом у нас нет ежедневных деловых отношений, можно сказать, он работает сам по себе.

N: — Вы уже подвели итоги работы ГК «Ростсельмаш» в 2021 году? Какова была динамика выручки?

Д.У.: — По итогам 2021 года ГК «Ростсельмаш» зафиксировала рост выручки на 28,4%, до 85,4 млрд рублей. Поставки комбайнов выросли на 17%, тракторов — на 18%, при этом почти 17% произведенной техники ушло на экспорт, который вырос на 5%.

N: — В структуре экспорта какая техника занимала наибольшую долю?

Д.У.: — Традиционно наибольшую долю в структуре экспорта «Ростсельмаша» занимают зерноуборочные комбайны. По итогам года она составила 77%. Существенную долю составляют и тракторы «Ростсельмаш» 2000-й и 3000-й серий — 19%.

N: — Какими были основные страны экспорта?

Д.У.: — Это Казахстан, Молдова, Польша, Прибалтика. Хорошо растет Монголия.

N: — Каков ваш прогноз по продажам техники «Ростсельмаш» на этот год, в том числе на экспорт? Какие позиции вы выпускать не сможете?

Д.У.: — Ну, в Европу мы пока закончили поставлять. Хотя разрыва с европейскими дилерами нет, но большинство из них поставили отношения на паузу. По поставкам в Казахстан, Азию вопросов нет, скорее возникнут вопросы к возможностям нашего производства — сможем ли мы поставлять технику в таких объемах, как хотелось бы? Да, мы видим, что падение производства будет. Каждый день все меняется: сегодня один поставщик нам отгружает, завтра — нет, тут кто-то останавливает конвейер, а есть альтернатива — работаем. Думаю, через полгода все будет понятно. А сейчас очень сложно. В каких объемах произойдет сокращение производства — трудно сказать. Если очень грубо — мы упадем на 30%. Но при этом посевная и уборочная пройдут без проблем, мы сделаем так, что наша техника будет работать и вовремя ремонтироваться: у нас полный склад запчастей, есть запас на годовую программу.

Еще надо не забывать, что вся текущая ситуация наложилась на общемировой кризис рынка комплектующих. Все заводы перезагружены, перезаказаны и не могут дать те объемы, которые нам хотелось бы.

N: — Это связано с тем, что во время ковида многие заводы в США и Европе не работали?

Д.У.: — Да, такая ситуация сейчас во всем мире. Где-то не работали и сократили часть рабочих, кому-то понравилось на удаленке, и он не вернулся. В США активно платили пособие, людям денег хватало, и смысла работать не было. Сейчас в мире ощущается недостаток многих комплектующих. Мы слышим часто о нехватке микрочипов для автопрома, но это касается всего — от колес до электроники.

N: — На ваш взгляд, возможно ли (и нужно ли) сегодня импортозаместиться полностью? В какие сроки? При каких условиях?

Д.У.: — Технически это возможно. Это не будет касаться всех моделей, но основных — да. Мы к этому идем — при импорте комплектующих подстраховываемся, работаем с нашими поставщиками тоже. Мы всегда работали с ними, но всплывал вопрос качества. Сейчас все наши поставщики понимают, что текущая ситуация дает им большой шанс. Кто активный и осознает, что появилась возможность заместить Европу, если их качество будет позволять, будут расти. Китай, конечно, тоже расширит свое присутствие в России как поставщик комплектующих. Он быстро подстраивается под изменение потребностей, т. к. там высоко развитое промпроизводство. В России на это требуется больше времени. До нескольких лет. В короткой перспективе мы будем комбинировать между тем, что можно найти на рынке здесь, в Китае и поставками из Европы — не забываем, что не все европейские поставщики отказываются от поставок в Россию, технически это не запрещено, но да, мы смотрим на Китай и внимательно смотрим на внутренний рынок.

Важна будет помощь от государства для развития местных производителей комплектующих, как правило, во всем мире и в России это небольшие компании — малые или средние. Фактически им сейчас требуется резко вложиться в увеличение станочного парка, но при стоимости кредита 25% годовых мало кто решится на такой шаг. Так что основная помощь, которая требуется от государства, — доступность кредитования.

N: — Какая доля импортных комплектующих сегодня в вашей технике?

Д.У.: — Это зависит от конкретной модели, но она нигде не превышает 25-30%.

N: — На каком этапе находится совместный с «Окубо Гир» проект по локализации производства трансмиссий, как повлияет на него решение японцев выйти из проекта?

Д.У.: — «Окубо» и сейчас поставляет нам часть деталей для коробки передач. Как раз таки в случае с «Окубо» основная причина — глобальная нехватка комплектующих. Если бы их мощности были недозагружены, они бы лояльнее относились к российскому рынку, но сейчас они свои объемы легко распределяют на других покупателей.

Через год все комплектующие для тракторных коробок мы собираемся делать сами. План у нас такой. Понятно, что появилось много новых вводных, сроки могут сдвигаться, но в любом случае это ближайшая перспектива. Для других коробок передач будем наращивать свое производство и плотно работать с китайскими коллегами.

N: — У «РСМ» обширная долгосрочная многомиллиардная инвестпрограмма. Что будет отложено? Что сможете реализовать в срок?

Д.У.: — Тракторный завод — задержка будет, но незначительная, не на годы, а скорее на месяцы, потому что есть проблемы с поставщиками оборудования, ищем варианты. Проект в Таганроге развивается, через год мы планируем запустить производство почвообрабатывающей техники «Клевер» в опытном режиме. Большой проект завода окраски завис — это связано с тем, что инжиниринговые компании — немецкие — не закончили проект и сейчас раздумывают. Возможно, будет значительная задержка. Рассматриваем вопрос, как реализовать его по-другому. Все-таки полностью на европейском оборудовании опасно такой сложный проект затевать. В целом мы ни от чего не отказываемся. Наша позиция — надо вкладываться. Рынок дает возможность для развития, Запад ушел, кто-то его должен заменить. Поэтому проекты будем вести. Там, где есть сложности с поставками оборудования — значит будем в Юго-Восточной Азии покупать. Вопросы только в сроках.

N: — Зарубежные поставщики сельхозтехники остались сейчас на рынке или ушли? Есть понимание, кто ушел?

Д.У.: — На сегодняшний день официальной информации об уходе с российского рынка иностранных производителей сельхозтехники не поступало.

N: — Этот год стал вторым годом эмбарго. По вашим наблюдениям, ограничения на вывоз сельхозпродукции отражаются на спросе на сельхозтехнику?

Д.У.: — На данный момент тот спрос, который мы видим, больше того, что мы можем произвести, в силу известных причин. Сейчас наша задача — выставлять продукт и пытаться удовлетворить текущий спрос. Это сегодня во всем мире так: выставляй машину — ее купят.

Но если говорить о долгосрочной перспективе, конечно же, надо, чтобы экспортные ограничения не давили на товаропроизводителей, чтобы аграрии развивались и не прекращали вложения в сельхозтехнику.

N: — Помимо снижения ключевой ставки ЦБ какая поддержка государства и региональных властей сегодня нужна «РСМ»?

Д.У.: — Для нас самое главное — чтобы государство оказало поддержку крестьянам и поставщикам комплектующих. В том числе важно сохранить программу № 1432 (предусматривает субсидирование 15-20% стоимости техники для фермеров), хотя сейчас ее бюджет порезали и она не так влияет на рынок, как раньше, но нельзя говорить, что она не нужна. С 2014 года она помогла отрасли вырасти в 3 раза.

N: — Как себя чувствуют сегодня «Эмпилс» и «Эмпилс-цинк»?

Д.У.: — «Эмпилс» относится к небольшим предприятиям, объемы импортных поставок не те, что у «Ростсельмаша», и санкции на большинство этих компонентов не распространяются. Для тех поставщиков, которые ушли из России, мы ищем замену. Здесь можно найти альтернативу в Китае, Индии и Турции, это вопрос времени. Мы работаем, объемы не теряем. Ситуация полегче, чем в машиностроении.

N: — Какие задачи ставит перед собой сегодня «Эмпилс»?

Д.У.: — Мы активно ведем реконструкцию. Вкладываемся в обновление как инфраструктуры, так и оборудования. Видим для «Эмпилса» открывающиеся возможности. Это не касается рынка DIY, там превалируют российские игроки. Это связано с уходом многих иностранцев из сегмента индустриальных покрытий. Мы планируем наращивать свои компетенции, чтобы прийти на замену. Здесь мы только на начальном пути, у нас не все продукты есть, мы на этом рынке как раз тот самый средний производитель, который должен вкладываться в новое оборудование, в разработки, потому что сейчас в нише, где плотно сидели иностранцы, открываются возможности. Это не значит, что мы уже завтра начинаем поставки. Предстоит достаточно долгая подготовительная работа. Надо эти продукты разработать, испытать, сертифицировать. Но теперь возможность есть, есть смысл этим заниматься.

N: — Планы по переносу «Эмипилс-цинка» из центра Ростова в западную промзону сохраняются?

Д.У.: — Да.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Инвестпроекты
«Наша позиция — надо вкладываться»
ГК «РСМ» инвестирует 500 млн рублей в увеличение мощностей подконтрольного ЗАО «Феррум», кузнечно-прессового производства, специализирующегося на выпуске горячештампованных изделий и поковок. Наращивание производства необходимо для обеспечения деталями строящегося тракторного завода и производства трансмиссий.
Крупные компании
«Наша позиция — надо вкладываться»
ГК «Ростсельмаш» увеличила поставки на экспорт за 9 месяцев на 18%, внутренние продажи — на 21%. Позитивной динамике способствовали удачная конъюнктура рынка зерна и активная работа по продвижению на внешних рынках. В следующем году продажи могут замедлиться из-за ограничений экспорта сельхозпродукции и роста цен на удобрения.
Крупные компании
«Наша позиция — надо вкладываться»
ГК «Ростсельмаш» разместит на территории обанкротившегося ТагАЗа производство почвообрабатывающей техники «Клевер», которому не хватает существующих площадей в Ростове и Морозовске. Территорию общей площадью 70 га будут осваивать постепенно. По оценке владельцев «РСМ», для запуска производства потребуется не менее одного года. В Таганроге ТагАЗ располагался на площадях комбайнового завода, большая часть огромной территории этого промышленного гиганта (более 170 га) сегодня находится в руинах. «РСМ» придется провести большую работу по восстановлению зданий и инфраструктуры.
Практика бизнеса
«Наша позиция — надо вкладываться»
Выручка крупного производителя ЛКМ ЗАО «Эмпилс» в 2021 году выросла на 13%, до 4,3 млрд рублей, чистая прибыль сократилась в 18 раз, до 24,6 млн рублей, об этом есть информация в «СПАРК-Интерфаксе».
Крупные компании
«Наша позиция — надо вкладываться»
ГК «Ростсельмаш» приступила к реконструкции промплощадки бывшего Таганрогского автомобильного завода для организации производства по выпуску навесной и прицепной сельхозтехники. На новое предприятие будет перенесено производство опрыскивателей из Ростова.
Просмотров: 3494

Справка

«Новое Содружество»

Промышленный союз «Новое Содружество» был образован в 1992 году тремя предпринимателями: Константином Бабкиным, Дмитрием Удрасом и Юрием Рязановым. Ключевыми активами холдинга являются ГК «Ростсельмаш», лакокрасочное производство «Эмпилс». В группу компаний «Ростсельмаш» входят 13 предприятий, расположенных на 11 производственных площадках в 5 странах. Продуктовая линейка группы включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, в том числе зерно— и кормоуборочные комбайны, трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудование и др. По данным компании, по итогам 2021 года ГК «Ростсельмаш» зафиксировала рост выручки на 28,4%, до 85,4 млрд рублей. Поставки комбайнов выросли на 17%, тракторов — на 18%. Как ранее сообщал N, инвестпрограмма «РСМ» включает разработку и постановку на производство новых моделей комбайнов и тракторов, строительство тракторного завода, производство трансмиссий, КПП и мостов, производство прицепной, навесной техники, самоходных опрыскивателей в Таганроге, трех окрасочных комплексов, вкладывает средства в создание интеллектуальных технологий. В прошлом году объем инвестиций оценивался в 28,5 млрд рублей. ЗАО «Эмпилс» — один из крупнейших российский производителей лакокрасочных покрытий и крупнейший отечественный производитель цинковых белил (выпускаются на ООО «Эмпилс-цинк»). По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ЗАО «Эмпилс» в 2021 году выросла на 13%, до 4,3 млрд рублей, чистая прибыль сократилась в 18 раз, до 24,6 млн рублей. Выручка ООО «Эмпилс-цинк» в 2021 году выросла в 1,9 раз, до 4,4 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась на 7%, до 252 млн рублей. Сегодня «Эмпилс» реализует инвестпрограмму по переносу производства «Эмпилс-цинка» из центра Ростова в промзону на Западном стоимостью около 700 млн рублей.

Дмитрий Удрас

Дмитрий Александрович Удрас, совладелец и гендиректор промышленного союза «Новое Содружество», гендиректор ПАО «Ростсельмаш». Родился 28 января 1971 года в Свердловске. В 1994 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Прикладная математика и физика». В 1992 году совместно с Константином Бабкиным и Юрием Рязановым стал соучредителем производственного объединения «Содружество», впоследствии преобразованного в промышленный союз «Новое Содружество». Ключевыми активами союза являются ГК «Ростсельмаш» и ЗАО «Эмпилс». В 2005 году стал генеральным директором ООО «Новое Содружество». Член федерального совета всероссийской политической партии «Партия дела». Женат, воспитывает троих детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
«Наша позиция — надо вкладываться»
Руководство Трубной металлургической компании (ТМК) назначило Виктора Новикова управляющим директором Таганрогского металлургического завода («Тагмет», входит в ТМК). На этом посту г-н Новиков сменил депутата Законодательного Собрания Ростовской области Сергея Билана, который, как сообщили в компании, стал вице-президентом ТМК. Г-н Билан руководил «Тагметом» с 2016 года.
Крупные компании
«Наша позиция — надо вкладываться»
В Ростове новоселов встретил новый, эстетичный квартал «Персона», расположенный в 10 минутах от центра, рядом с парком Авиаторов и «Новым Ростовом». Сразу три дома — весь кластер 2 — построил в срок лидер строительной отрасли ГК «ЮгСтройИнвест».
Крупные компании
«Наша позиция — надо вкладываться»
Агрохолдинг «Степь» (зарегистрирован в Ростове, ведет бизнес на Дону, Ставрополье и Кубани) вошел в актуальный рейтинг-лист устойчиво развивающихся российских компаний по версии RAEX. 1 ноября рейтинговое агентство актуализировало соответствующий ESG-рейтинг. Южный агрохолдинг стал в нем единственным представителем своей отрасли. В компании сообщили о смещении акцентов в своей повестке устойчивого развития в сторону развития человеческого капитала, работы с молодежью.
Крупные компании
«Наша позиция — надо вкладываться»
Руководители Агрохолдинга «Степь» вошли в топ-1000 российских менеджеров по версии Ассоциации менеджеров России.