г. Ростов-на-Дону
15 июня 2025 23:08:14
79
90.01

На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации

Одно из старейших предприятий Ростова — подшипниковый завод ОАО «10-ГПЗ» — ликвидируется. Руководство не комментирует причины закрытия. По мнению источника N, оно связано с сокращением сбыта из-за потери крупного покупателя — ПАО «КамАЗ». Эксперт рынка считает, что к закрытию предприятие могло привести существенное увеличение объема импортируемой продукции по более привлекательным ценам и снижение конкурентоспособности отечественной продукции. Закрытие предприятия ставит вопрос о трудоустройстве 375 человек. Источник на заводе подчеркнул, что компания выполнит свои обязательства перед сотрудниками в связи с их сокращением.

Единственный акционер завода по производству подшипников ОАО «10-ГПЗ» 28 февраля принял решение о ликвидации общества, в середине марта оно было зарегистрировано в ЕГРЮЛ. Срок ликвидации — 6 месяцев с момента принятия решения, об этом есть информация в ЕФРСБ.

В течение трех последних недель запросы N вначале к гендиректору «10-ГПЗ» Игорю Соловьеву, затем к назначенному ликвидатору Дмитрию Михайлову остались без ответа. Источник на заводе подтвердил, что производство подшипников в Ростове закрывается. По его словам, компания планирует выполнить все обязательства перед работниками в связи с их сокращением. Он подчеркнул, что совместно с городской администрацией подготовлен план мероприятий по содействию их занятости.

По данным областного правительства, на заводе работает 375 человек. В городской администрации подтвердили информацию о закрытии предприятия, от других комментариев на прошлой неделе воздержались.

Источник N, знакомый с ситуацией на «10-ГПЗ» сообщил, что решение о прекращении деятельности собственник принял неожиданно: «В 2019 году собственник инвестировал в «10-ГПЗ» 100 млн рублей, в том числе в обновление оборудования, никто не был готов к такому повороту событий». По его данным, решающим фактором стала потеря крупного покупателя, ПАО «КамАЗ»: в 2019 году завод перешел на блочную сборку, блоки с подшипниками ему поставляет контрагент, который не сотрудничает с «10-ГПЗ».

На минувшей неделе на КамАЗе не ответили на запрос N с просьбой подтвердить эту информацию.

Десятый подшипниковый завод — одно из старейших предприятий региона (см. справку), в советское время — одно из крупнейших. В новое время дела у предприятия шли не так хорошо. Несколько лет назад собственник уже ставил вопрос о целесообразности функционирования завода, об этом в интервью N рассказывал тогдашний гендиректор завода Александр Кузнецов. По его словам, в 2015 году «стояла задача обозначить право на дальнейшее существование завода. Выручка компании в 2014 году составляла 692,9 млн рублей, чистый убыток — 25,5 млн рублей. Начало 2015 года было очень проблематичным, завод работал неполную рабочую неделю, показывал операционные убытки, была задолженность по налогам и небольшие задержки зарплаты. Но в итоге год был успешным. Мы получили чистую прибыль в размере 73,4 млн рублей, выручка составила 577,7 млн рублей. К концу года мы расплатились по долгам... Нам помогла девальвация рубля. Это повлияло на изменение структуры себестоимости производства, появились конкурентные преимущества по отношению к зарубежным аналогам».

Собеседник N особо отмечал, что «ценовые преференции, которые дает девальвация валюты, длятся несколько лет. А дальше все зависит от уровня инфляции. Сейчас она удерживается на хорошем уровне с точки зрения роста себестоимости по отношению к внешним рынкам. За это время мы должны усилить свои компетенции».

Судя по информации «СПАРК-Интерфакса», сложные времена вернулись довольно быстро: уже по итогам 2016 года прибыль предприятия сократилась в 8 раз, до 9 млн рублей, и впоследствии только снижалась. По итогам 2018 года предприятие получило убыток 80,8 млн рублей (годом ранее еще была прибыль). Выручка завода при этом держалась на одном уровне — в районе 550+ млн рублей, по итогам 2018 года она составила 550,4 млн рублей. Более свежие данные еще не опубликованы.

Информацию о собственнике общество не раскрывает с 2016 года, получив на это разрешение у регулятора. Известно, что с 2018 года до 18 марта текущего года гендиректором завода был Игорь Соловьев, совмещающий эту должность с работой гендиректором столичного АО «Элма» и продолживший работу в «Элма», после того как в «10-ГПЗ» ему на смену был назначен ликвидатор.

«Элма» с 2009 года развивает в Ростове «Бизнес-парк ГПЗ» на базе имущественного комплекса «10-ГПЗ», точнее, той его части, которая в постсоветский период оказалась избыточной для завода подшипников.

У «Бизнес-парка ГПЗ» дела идут неплохо. В 2018 году в интервью N его руководитель Андрей Курсин отмечал, что заполняемость помещений в среднем составляет 90%. По его данным, на улучшение качества недвижимости обособленное подразделение в Ростове тратило от 50 до 100 млн рублей собственных средств в год. Всего под управлением бизнес-парка находится 170 тыс. кв. м бывших цехов подшипникового завода. В 2016 году Александр Кузнецов отмечал, что производство подшипников занимает примерно четверть от площадей, которые остались у него с советского периода.

Один из столичных продавцов подшипников, узнав на минувшей неделе от корреспондента N, что завод закрывается, сказал: «Очень жаль, их продукция продавалась. Ну, значит их нишу опять китайцы займут».

По данным аналитической компании Alto Consulting Group, на протяжении последних трех лет в России наблюдается спад производства подшипников шариковых или роликовых. В 2019 году в России было произведено около 42,8 млн штук, что на 5,1% меньше, чем в предыдущем году.

Представитель Alto Consulting Group Юлия Каулькина отметила, что на 2020 год также прогнозируется отрицательная динамика, но с меньшими темпами (-1%). В 2021 году возможен выход на положительную динамику около 2% за счет тенденции к импортозамещению в отрасли. По данным собеседницы N, крупнейшие производители в России — «ЕПК Самара», «ЕПК-Бренко подшипниковая компания», «ЕПК Волжский», ВПЗ. Но и доля «10-ГПЗ» на рынке существенная. При этом доля импорта составляет около 65%. Основными странами — поставщиками подшипников шариковых в РФ являются Китай, Малайзия, Индия.

Эксперт предположила, что закрытие «10-ГПЗ» может быть связано с существенным увеличением объема импортируемой продукции по более привлекательным ценам за последние несколько лет и снижением конкурентоспособности отечественной продукции.

По данным «СПАРК-Интерфакса», в России действует 40 предприятий по производству подшипников, из них в 2018 году выручку более 100 млн рублей получили 13 заводов. «10-ГПЗ» был на 7-м месте по размеру выручки. Лучшие результаты показали четыре подшипниковых завода, входящих в столичную группу «ЕПК»: «ЕПК Самара» (4,2 млрд рублей, 1-е место по выручке), «ЕПК Саратов» (2,6 млрд рублей, 2-е место), «ЕПК-Бренко подшипниковая компания» (2,2 млрд, 4-е место).

— Контрагенты должны понимать, что после ликвидации предприятия все его права и обязанности будут прекращены. В этой связи кредиторам ликвидируемой компании целесообразно принять меры по взысканию долгов, — отмечает Татьяна Чебышева, юрист ростовского офиса международной юридической фирмы GRATA International.

По информации ЕФРСБ, срок предъявления требований кредиторов ОАО «10-ГПЗ» — 2 месяца с даты публикации в «Вестнике госрегистрации», то есть с 1 апреля 2020 года.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Рынок складов и производственных объектов
На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации
По словам Андрея Курсина, руководителя бизнес-парка «ГПЗ», состоящего из 170 тыс. кв. м бывших цехов подшипникового завода, арендаторы чаще стали интересоваться производственной недвижимостью. Кроме того, компания намерена предложить рынку склады индивидуального хранения и низкотемпературные склады.
Крупные компании
На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации
«Красный котельщик» выставил на продажу половину территории предприятия с расположенными на ней зданиями. Сокращение площадей предприятий — общая тенденция в промышленности, связанная с автоматизацией производства и передачей части технологических процессов на аутсорсинг.
Просмотров: 22617

Справка

История ГПЗ-10

Производство подшипников в Ростове было открыто в 1938 году на базе мастерских по ремонту подшипников. С 1956 по 1973 годы завод рос, занимал новые площади и получил статус головного государственного предприятия по производству подшипников (это отразилось в названии: Десятый государственный подшипниковый завод). В середине 1980-х «10-ГПЗ» выпускал 75 млн подшипников в год. Для сравнения: в 2019 году в России всего было выпущено 42,8 млн штук шариковых и роликовых подшипников. В лихие 1990-е среди горожан ходил анекдот о том, как расшифровывается ГПЗ-10: «Господи, помоги заработать десятку!». Еще в 1998 году, по данным справочника «Кто есть кто в Ростовской области», на предприятии было занято 3,8 тыс. человек. И сегодня в создании горожан он остается такой же незыблемой частью города, как «Ростсельмаш» или «Роствертол», хотя по факту предприятие давно перестало быть сопоставимым с ними по масштабам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации
В ходе рабочей поездки в Зерноградский район врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь посетил молочно-товарную ферму ведущего агропредприятия региона — СЗАО «СКВО» в хуторе Путь Правды Зерноградского района.
Крупные компании
На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации
Специалисты по экотехнологиям, входящие в состав жюри национальной экологической премии «Экотех-Лидер 2025», посетили Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ). Их визит состоялся по приглашению Трубной Металлургической Компании (ТМК). Члены конкурсной комиссии оценили систему комплексного менеджмента водных ресурсов, внедренную на ТАГМЕТе.
Крупные компании
На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации
Выручка АО «Тагмет» по итогам 2024 года снизилась на 8%, до 63,18 млрд рублей, компания получила убыток 4,8 млрд рублей против прибыли 134 тыс. рублей годом ранее.
Крупные компании
На 10-ГПЗ запущена процедура ликвидации
Крупнейший донской дорожный подрядчик «Т-Транс» заключил контракты с Министерством транспорта Ростовской области на 1,8 млрд руб. За эти деньги он будет обслуживать региональные и межмуниципальные дороги. Если считать по километражу, это самый крупный подрядчик ростовского минтранса для данной категории магистралей. Он будет содержать и ремонтировать более половины дорог областного и межмуниципального значения.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.