«Мы расширили инвестпрограмму»
По словам Дмитрия Удраса, совладельца и гендиректора промышленного союза «Новое Содружество», гендиректора ПАО «Ростсельмаш», инвестпрограмма «РСМ» до 2024 года выросла на 43%, до 28,5 млрд рублей: увеличены мощности завода трансмиссий, компания построит еще три окрасочных комплекса, вложит средства в создание интеллектуальных технологий.
В 2020 году выручка ГК «Ростсельмаш», входящей в состав «Нового Содружества», выросла на 20%, до 61,5 млрд рублей. Год был удачным как для российских, так и для канадских предприятий группы. В начале этого года в России сложились благоприятные условия для роста рынка, в «РСМ» ожидают по итогам года роста продаж на 15%. А вот в 2022 году на рынке сельхозтехники может негативно отразиться введение в России пошлин на экспорт зерна и растительного масла.
Другой актив «Нового Содружества» — ЗАО «Эмпилс» в прошлом году начало полностью обеспечивать необходимыми ЛКМ машиностроительные предприятия ГК «РСМ». Это позволило в 1,6 раза увеличить продажи индустриальных покрытий завода.
Сегодня «Эмпилс» ожидает перемен: до конца 2021 года его владельцы должны принять решение о строительстве нового завода «Эмпилс-цинк» (подразделение «Эмпилса») в Северо-Западной промзоне к 2024 году и последующем закрытии действующего предприятия в центре города.
N: — Мы уже писали о том, что прошлый год для «РСМ» был удачным и с точки зрения экспорта, и с точки зрения продаж на внутреннем рынке. Какова динамика выручки ГК «РСМ» по итогам 2020 года?
Д.У.: — По итогам 2020 года выручка ООО «КЗ “Ростсельмаш”» составила 61,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 20% (2019 год — 51,2 млрд рублей).
N: — Какую долю рынка в России вы по итогам 2020 года занимаете в комбайнах, в тракторах и в прицепной и навесной технике?
Д.У.: — В 2020 году мы нарастили долю в основных сегментах присутствия. В сегменте самоходной уборочной техники «Ростсельмаш» занимает лидирующие позиции на российском рынке. Компания продолжает увеличивать объемы выпуска мощных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой, цель — занять треть внутреннего рынка. В этом сегменте традиционно сильны позиции Петербургского тракторного завода. Доля рынка по прицепной и навесной технике варьируется в зависимости от типа техники. На российском рынке таких машин свою продукцию аграриям предлагают более 100 отечественных производителей. С учетом присутствия иностранных компаний конкуренция очень серьезная.
N: — Какие сегменты рынка сельхозтехники помимо тракторов считаете перспективными?
Д.У.: — Мы планомерно укрепляем свои позиции. Помимо строительства тракторного завода реализуется инвестпроект по производству широкозахватных самоходных опрыскивателей и посевных комплексов. В тех сегментах, где мы традиционно лидируем, также реализуем проекты по развитию линейки более эффективной и производительной зерноуборочной и кормоуборочной техники. Что касается тракторов, ближайшая перспектива — трактор в классической компоновке в сегменте 280-370 л. с. и затем в сегменте 170-280 л. с.
Еще один наш приоритет — цифровизация агромашин. Поэтому одним из важнейших элементов нашей техники в 2021 году стала платформа агроменеджмента «Агротроник» и комплекс электронных систем для сельскохозяйственных машин. Эти решения помогают увеличивать точность проведения работ, повышать уровень безопасности операций, сокращать затраты. В результате эффективность и производительность АПК повышаются, а влияние человеческого фактора снижается.
N: — Каков ваш прогноз по продажам на этот год?
Д.У.: — Рынок сельскохозяйственной техники зависит от состояния аграриев и их готовности вкладывать средства в обновление техники. На состояние сельхозпроизводителей, а значит, и на рынок сельхозмашиностроения влияют: объем собранного урожая, цены на сельхозпродукцию и господдержка аграриев. На начало года эти факторы сформировали благоприятные условия для роста рынка в 2021 году. Ожидаем, что в текущем году мы вырастем в продажах на 15% относительно прошлого года.
N: — Введение пошлин на экспорт зерна и подсолнечного масла повлияет на динамику продаж сельхозтехники «Ростсельмаша»?
Д.У.: — Безусловно, цены на зерно в России зависят от экспортных цен и регулирования, и при снижении экспортных цен пропорционально дешевеет зерно на внутреннем рынке. Таким образом, меры по установлению экспортных пошлин приведут к сокращению выручки зернопроизводителей. Сельхозпроизводители опасаются, что меры регулирования в виде квоты на вывоз зерна и плавающей пошлины сделают выращивание зерновых нерентабельным. Однако влияние этих факторов мы, скорее всего, увидим в 2022 году.
Замечу, что доля зерна в себестоимости хлеба составляет от 7% до 12%, в то время как маржа посредников, переработчиков и налоги могут достигать 40%.
N: — «Росспецмаш» сообщил о росте цен на металл. Как он сказывается на продажах, конкурентоспособности «РСМ» на внутреннем и зарубежных рынках?
Д.У.: — Рост стоимости металла негативно влияет на себестоимость сельскохозяйственной техники, в течение последних месяцев мы наблюдали рост 40-80%, и он продолжается. Поскольку подавляющее большинство аграриев при покупке сельхозмашин пользуются механизмами господдержки, производители, согласно условиям этих программ, ограничены в повышении цены коэффициентом-дефлятором, который в 2019 году был 4,4%, в 2020-м — 2,8%, а в 2021-м составляет 5%. Очень важно, чтобы возникшая ситуация стабилизировалась и цены на металл вернулись к разумным диапазонам.
N: — Акционеры «РСМ» приняли решение отказаться от выплаты дивидендов. Как это отразится на реализации проекта по выпуску самоходных опрыскивателей и посевных комплексов на площадке СИиТО? Ранее вы планировали начать их серийное производство в этом году.
Д.У.: — Проект уже успешно реализуется, на эти цели изысканы средства за счет кредитования. В 2020 году в рамках проекта была выпущена опытно-промышленная партия посевных комплексов, с 2021 года начато их серийное производство. В 2022 году планируется выпустить опытно-промышленную партию самоходных опрыскивателей. Серийное производство по графику проекта начнется в 2023 году.
N: — Планы по реализации масштабных проектов «Ростсельмаша» не изменились?
Д.У.: — Инвестиционная программа компании до 2024 года увеличилась с 19,9 млрд до 28,5 млрд руб. Первоначальная сумма рассчитывалась по оптимистичному сценарию. Кроме того, мы расширили инвестпрограмму. В текущих проектах представлены реалистичные цифры с учетом растущих расходов.
Например, изначально мы планировали, что завод трансмиссий будет мощностью 90 тыс. единиц шестерен в год, но так как был пересмотрен план по увеличению моделей и модификаций тракторов, были пересмотрены и планы по объему производства шестерен и валов, и мощности увеличены до 150 тыс. штук в год.
Приоритетные проекты: четыре окрасочных комплекса, новый тракторный завод, разработка и постановка на производство новых моделей комбайнов и тракторов, производство трансмиссий, КПП и мостов, разработка и постановка на производство новых типов навесного и прицепного оборудования, инвестиционные проекты в направлении раскроя и штамповки, связанные с увеличением объемов производства, оборудование для дивизиона механической обработки.
К первоначальным планам добавилось три новых окрасочных комплекса: в Морозовcке, на тракторном заводе и отдельно для самоходных опрыскивателей и почвообрабатывающей техники.
Помимо обозначенных проектов мы вкладываем средства в создание интеллектуальных технологий и умных цифровых систем для АПК.
N: — Что будет сделано в текущем году?
Д.У.: — Мы локализуем литье и механическую обработку картеров для КПП, а в 2022-м — изготовление валов, зубчатых передач. Идет активная работа над созданием нового тракторного завода и окрасочного комплекса. В текущем году планируем начать строительные работы и приступить к закупке оборудования. Помимо обозначенных проектов «Ростсельмаш» ведет разработку и постановку на производство новых моделей современной техники, а также инвестирует средства в расширение производственных мощностей.
N: — Оцените кредитную нагрузку «РСМ».
Д.У.: — Долговая нагрузка компании находится на минимальных исторических значениях. В этом смысле «Ростсельмаш» может позволить себе реализацию запланированной инвестиционной стратегии.
N: — Как изменится в 2021-2022 годах среднесписочная численность работающих на «РСМ» в связи с реализацией инвестпроектов?
Д.У.: — За последний год мы два раза объявляли набор персонала. С мая один из сборочных цехов запускаем в две смены. Среднесписочная численность персонала группы компаний увеличится до 13 500 человек в 2022 году.
N: — В марте в Ростове активно обсуждали слова профессора МГУ им. Ломоносова, эксперта по развитию регионов России Натальи Зубаревич о том, что «РСМ» не нужен тот же объем земли, что и в советский период, что город должен искать возможности для того, чтобы «лишнюю» территорию «РСМ» использовать для своего развития. Как вы относитесь к этой идее?
Д.У.: — Площадь территории «Ростсельмаша» составляет почти 130 гектаров, и она сегодня задействована на 100%. Наоборот, нам не хватает площадей, так как производственная программа постоянно увеличивается. Можно прибавить к этой цифре еще 18-20 гектаров площадок, которые отведены под строительство перспективных предприятий, — это территории бывшего завода «Копнитель» и СИиТО, которые принадлежат «Ростсельмашу». Именно здесь будет строиться тракторный завод, и уже строится производство широкозахватных самоходных опрыскивателей и посевных комплексов.
По второй части вопроса: не буду долго говорить про экономическую несостоятельность идеи, кроме того, я не уверен, что высказанное мнение отражает современные градостроительные тенденции. Сейчас никто не сгоняет промышленность в медвежий угол и не строит такие «трубы», когда сначала весь город долго едет в один конец, а вечером толкается в пробках обратно. Зоны чередуют: промышленность, жилье, парки, спорт, торговые моллы и так далее. Шахматно. Мы активно наблюдаем это, например в Виннипеге (Канада), где расположены наши заводы. Такая среда гораздо комфортнее. Эксперт же почему-то рассуждает в категориях 30-летней свежести.
Так, завод и штаб-квартира Mercedes-Benz находятся в Штутгарте, и никто не предлагает ему куда-то съезжать.
N: — Какие результаты показали предприятия в Канаде и США в 2020 году? Ковид отразился на работе этих предприятий?
Д.У.: — В 2020 году бренд Versatile сумел увеличить свои розничные продажи конечным потребителям на обоих рынках в сравнении с 2019 годом. Рост был как в США, так и в Канаде, он составил от 30% до 80% в разных сегментах. Такой рывок в продажах обусловлен слабыми результатами компании в сложном для нас 2019 году.
В I квартале этого года зафиксирован рост спроса на технику во всех сегментах. В частности, 90% продаж тракторов и почвообрабатывающего оборудования в 2021 было законтрактовано уже в конце февраля, чего не случалось никогда ранее.
Проблема, вызванная пандемией COVID-19, с которой сталкиваются сейчас машиностроители, заключается в срыве поставок комплектующих. Спрос на них растет, и некоторые предприятия не в силах наращивать производство и удовлетворить эти потребности. Чтобы заводам нормально работать, нужна стабилизация поставок.
N: — Вы планировали на этот год начать испытание в России универсальных тракторов Nemesis мощностью от 170 до 280 л. с., которые были разработаны и выпускаются на канадском заводе, эти планы сохраняются?
Д.У.: — Да, сохраняются. Прямо сейчас происходит сборка нескольких опытных образцов. Испытания начнутся в конце 2021 года и продолжатся в 2022 году.
N: — Как динамика выручки «Эмпилса» в 2020 году коррелирует с динамикой отечественного рынка ЛКМ?
Д.У.: — Выручка ЗАО «Эмпилс» в 2020 году выросла на 6%, что сопоставимо с общерыночными показателями. По оценкам независимых отраслевых экспертов, в 2020 году объемы производства ЛКМ в России в тоннаже стагнировали, объемы продаж в денежном выражении незначительно (+3-5%) увеличивались.
N: — «Эмпилс» объявил о том, что в 2020 году нарастил продажи индустриальных покрытий в 1,6 раза за счет продуктов для машиностроения и защиты металлоконструкций. Какие машиностроительные предприятия сегодня являются покупателями «Эмпилса»?
Д.У.: — Рост продаж покрытий индустриального назначения по итогам 2020 года составил 23% в тоннах и 61% в рублях. Основным драйвером роста в индустриальном сегменте в 2020 году стало производство новой для предприятия продукции и впервые поставленной на «Ростсельмаш» и «Клевер» (входит в состав ГК «РСМ». — N). Начиная со второй половины прошлого года «Эмпилс» производит и поставляет весь объем необходимых ЛКМ для машиностроительных предприятий группы.
Предприятие также производит лакокрасочные материалы и для других отраслей, наиболее значимую долю занимают ЛКМ для дорожного строительства и обновления промышленной инфраструктуры (металлоконструкции).
N: — Планируете работать с предприятиями отечественного автопрома?
Д.У.: — В ближайшей перспективе нет, будем дальше сосредоточены на развитие поставок на предприятия отечественного сельхозмашиностроения.
N: — Каково сегодня у «Эмпилса» соотношение в производстве и в продажах ЛКМ для DIY-сегмента и индустриальных покрытий? К какому соотношению вы стремитесь?
Д.У.: — В общем объеме продаж продукции ЗАО «Эмпилс» в денежном выражении доля продукции сегмента DIY составляет 75%, сегмента Industrial — 25%, целевой ориентир — 60/40.
N: — Изменилась ли в 2020 году доля «Эмпилса» на рынке ЛКМ? Вообще, есть ли возможности для увеличения доли на отечественном рынке, за счет чего?
Д.У.: — Доля компании на лакокрасочном рынке по итогам прошлого года существенно не изменилась. По экспертным оценкам, она составляет 8%. «Эмпилс» по-прежнему является вторым по объему выпускаемой продукции предприятием в Российской Федерации. Однако данный показатель не является для нас приоритетным, так как в настоящее время возможности для роста в сегменте mass market за счет ценовой конкуренции практически исчерпаны. Из-за роста цен на сырье и увеличения производственных издержек игрокам рынка сложно сдерживать цены без ущерба для качества выпускаемой продукции.
Поэтому для нас главная точка роста — это разработка и вывод на рынок высокотехнологичной, современной и высокомаржинальной продукции в более дорогих, хоть и более узких сегментах рынка.
«Эмпилс», в частности, в 2020 году начал продажи инновационных экологичных лакокрасочных материалов под торговой маркой AvantGarde в верхней ценовой категории сегмента DIY. Появление новой ассортиментной линейки стало следствием естественного тренда — увеличение спроса на современные качественные экологичные покрытия.
N: — Какова инвестпрограмма «Эмпилса» на этот год?
Д.У.: — В 2021 году «Эмпилс» планирует продолжить реализацию ряда проектов, связанных с обновлением производственной и административной инфраструктуры. В этом году мы планируем основные усилия задействовать в реконструкции складского комплекса сырья и готовой продукции.
N: — Есть ли решение по поводу релокации «Эмпилс-цинка», будете ли выносить предприятие за пределы центра Ростова?
Д.У.: — Данное решение находится в стадии предпроектной проработки. Мы рассматриваем как основной вариант строительство нового завода на территории ЗАО «Эмпилс» в Северо-Западной промышленной зоне Ростова. До конца 2021 года, реализовав ряд необходимых подготовительно-разрешительных процедур, мы примем решение о строительстве. Реализовать проект мы планируем до II квартала 2024 года, затраты на реализацию в текущих ценах мы оцениваем в 660 млн руб. Только запустив новый завод, мы закроем действующее предприятие в центральной части города.
Справка
ГК «Ростсельмаш» — группа компаний, в которую входят 13 предприятий, расположенных на 11 производственных площадках в 5 странах. Продуктовая линейка компании включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, в том числе зерно— и кормоуборочные комбайны, трактора, опрыскиватели, кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудование и др. В 2020 году консолидированная выручка группы компаний составила 61,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 20%. ЗАО «Эмпилс» — один из крупнейших российский производителей лакокрасочных покрытий и крупнейший отечественный производитель цинковых белил (выпускаются на ООО «Эмпилс-цинк»). По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка предприятия в 2020 году выросла на 6%, до 3,8 млрд рублей, при этом чистая прибыль общества увеличилась в 45 раз, до 445 млн рублей, сообщает «СПАРК-Интерфакс». Выручка ООО «Эмпилс-цинк» в 2020 году сократилась на 17%, до 2,3 млрд рублей, чистая прибыль выросла на 28%, до 235 млн рублей.
Дмитрий Александрович Удрас, совладелец и гендиректор промышленного союза «Новое Содружество», гендиректор ПАО «Ростсельмаш». Родился 28 января 1971 года в Свердловске. В 1994 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Прикладная математика и физика». В 1992 году совместно с Константином Бабкиным и Юрием Рязановым стал соучредителем производственного объединения «Содружество», впоследствии преобразованного в промышленный союз «Новое Содружество». Ключевыми активами союза являются ГК «Ростсельмаш» и ЗАО «Эмпилс». В 2005 году стал генеральным директором ООО «Новое Содружество». Член федерального совета всероссийской политической партии «Партия дела». Женат, воспитывает троих детей.