«Мы начали выращивать органическую пшеницу два года назад»
В этом году агрохолдинг «Дон Агро» собрал рекордный урожай пшеницы — 89,1 тыс. т, что на 23,2% больше, чем в 2021 году. По словам президента компании Марата Девлет-Кильдеева, урожайности способствовали хорошая погода, вложения в качественные удобрения и технику. Текущая экономическая ситуация пока складывается не в пользу аграриев: при том что производственные затраты на отдельные категории товаров выросли в два раза, стоимость пшеницы на порядок ниже прошлогодних котировок. В этом году компания продолжила инвестировать в технику и оборудование, хотя часть запланированных инвестмероприятий все же пришлось перенести.
N: — Какой урожай в этом году вы получили?
М.Д.-К.: — Мы собрали рекордный урожай пшеницы за всю историю нашего агрохолдинга, он составил 89,1 тыс. тонн, это на 23,2% больше, чем в 2021 году. Для сравнения: в прошлом году мы собрали также рекордные 72,3 тыс. тонн зерновых, в 2020 году — 64,9 тыс. тонн. Если в 2021 году результат был достигнут за счет приобретения ООО «Рав Агро-Рост» в Ростовской области с пашней 3,2 тыс. гектаров, то в этом году урожайности способствовали хорошая погода весной, вложения в качественные удобрения и технику.
Урожай подсолнечника в 2022 году составил 17,4 тыс. тонн. Этой осенью погода на севере Ростовской области не радовала, дождь шел практически все время, и технике было сложно выйти в поле. Тем не менее мы собрали урожай подсолнечника, сопоставимый с результатом прошлого года.
N: — Как текущая экономическая ситуация отражается на рентабельности растениеводства?
М.Д.-К.: — Основной фактор, влияющий на сельскохозяйственный бизнес на данный момент, — это стоимость пшеницы, которая на порядок ниже прошлогодних котировок. Вкупе с повышением производственных затрат на отдельные категории товаров в два раза сложившийся синергетический эффект играет не в нашу пользу.
Если говорить о санкциях, глобального влияния на деятельность агрохолдинга они не оказывают. Проблем с логистикой мы также не ощущаем, поскольку покупатели нашей продукции забирают ее с производственных подразделений «Дон Агро» в Ростовской и Волгоградской областях. При этом, конечно, приобретать технику, запчасти и семена от иностранных производителей стало гораздо сложнее.
В начале каждого года компания закупает необходимые удобрения, запасные части, то, что требуется для обработки озимой пшеницы, сева подсолнечника и кукурузы. В феврале, учитывая происходящие события, мы приняли решение сформировать стратегический запас запчастей и расходных материалов. На эти цели было направлено около 189 млн рублей.
N: — Какова была консолидированная выручка агрохолдинга по итогам 2021 года, каков прогноз на текущий год?
М.Д.-К.: — По итогам 2021 года консолидированная выручка «Дон Агро» составила 1,7 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году этот показатель составлял 1,645 млрд рублей. Так как наш агрохолдинг является публичной компанией, ответить на вопрос о выручке текущего года я смогу только после опубликования годового отчета, мы не можем делать прогнозные заявления.
N: — Какова была инвестпрограмма компании на этот год, каковы ее основные направления?
М.Д.-К.: — Учитывая ситуацию текущего года, думаю, называть запланированный в бюджете объем инвестиций не имеет никакого смысла. С начала года по ноябрь на реализацию мероприятий инвестиционной программы агрохолдинга было направлено более 230 млн рублей.
Более половины этой суммы пошло на приобретение сельскохозяйственной техники и необходимого оборудования. Например, 100,5 млн рублей стоили шесть комбайнов Acros, которые мы уже задействовали во время уборки зерновых в этом году. Также в 2022 году «Дон Агро» приобрел сеялку John Deere, несколько тракторов и культиваторов и другие виды техники.
Кроме того, агрохолдинг инвестировал средства в строительство нового зерноочистительного комплекса в одном из производственных подразделений, приобретение оборудования для молочно-товарных ферм. Конечно, мы отказались от целого ряда инвестиционных мероприятий, реализация которых объективно может подождать. Но развитие «Дон Агро» продолжается.
N: — Сохраняются ли ваши планы по расширению земельного банка? Какие регионы или районы Ростовской области рассматриваете и почему?
М.Д.-К.: — Безусловно, мы продолжаем работать над планомерным и устойчивым развитием «Дон Агро». С 2020 года наш земельный банк вырос на 26,5% благодаря приобретению «Волго-Агро» и «Рав Агро-Рост». Для сравнения: в 2009 году, когда компания была основана, она владела 3,5 тыс. гектаров. Сейчас у нас в собственности 17,2 тыс. гектаров, а общий земельный банк составляет 67,3 тыс. гектаров.
В фокусе нашего внимания — активы, расположенные на сравнительно небольшом расстоянии от действующих производственных подразделений, так как они не требуют дополнительных капитальных вложений. В то же время мы изучаем предложения по продаже готовых бизнесов, в том числе в новых для себя направлениях, и всегда открыты к переговорам.
N: — Какую долю в доходах компании занимает молочное животноводство сегодня?
М.Д.-К.: — По итогам первого полугодия 2022 года молочное животноводство составило 34,2% от выручки. Но тут нужно понимать специфику сельскохозяйственного бизнеса и его сезонность. Основную прибыль от сегмента растениеводства, которая, естественно, многократно больше, мы получаем осенью. Часть остатков зерна и подсолнечника мы распродаем в начале года, это зависит от того, как осенью-зимой складывается ситуация с ценами на него.
N: — Какова рентабельность молочного животноводства сегодня?
М.Д.-К.: — Рентабельность животноводства по сравнению с растениеводством низкая, это, можно сказать, «средняя температура по больнице» не только в «Дон Агро», но и в целом по стране. Закупочная цена молочного сырья небольшая, при этом затраты на содержание стада и его кормление — значительные.
Несмотря на все это, по итогам 2020 года ООО «Дон Агро» было признано лидером Ростовской области по количеству произведенного сырого молока.
N: — Возможно ли повышать рентабельность?
М.Д.-К.: — Да, мы сейчас рассматриваем различные сценарии — от приобретения коров более привычных к российским реалиям пород до строительства откормочного комплекса для бычков.
N: — В каком объеме привлекаете банковское финансирование?
М.Д.-К.: — Ежегодно мы привлекаем около 500 млн рублей заемных банковских средств, это связано с тем, что производство в нашем сегменте бизнеса носит сезонный характер. Если анализировать бюджет компании в последние годы, то в районе 100 млн рублей ежегодно — это инвестиционные кредиты, 400 млн рублей — оборотные средства, оформленные в виде краткосрочных кредитов. Суммарно это чуть меньше 30% от ежегодной выручки агрохолдинга.
N: — Размещение облигаций рассматриваете?
М.Д.-К.: — Мы не видим в этом необходимости на данный момент. «Дон Агро» провел листинг акций в 2020 году на бирже Сингапура. Эта страна, предваряя возможные вопросы, была выбрана по ряду причин: близость к рынкам Юго-Восточной Азии, растущий там спрос на зерно и иные виды сельскохозяйственной продукции.
N: — Пользуетесь ли господдержкой? Рассматриваете ли варианты привлечения госфинансирования?
М.Д.-К.: — Да, конечно, «Дон Агро» участвует в ряде государственных программ. По итогам 2021 года компания получила субсидии в размере 13,3 млн рублей на возмещение части затрат на корма для молочного стада, 7,3 млн рублей в качестве возмещения затрат на страхование урожая, 2 млн рублей суммарно составили субсидии на поддержку элитного семеноводства, приобретение техники и оборудования для животноводства и растениеводства в Ростовской области. Еще около 1,6 млн рублей субсидии на возмещение затрат на внесение удобрений получило «Волго-Агро» в Волгоградской области.
N: — Как прошло в вашей компании подключение к ФГИС «Зерно», с какими сложностями сталкиваетесь?
М.Д.-К.: — В первые дни работы системы мы столкнулись с техническими проблемами при доступе к этому информационному ресурсу. Но это объяснимо, так как в ГИС «Зерно» стали массово регистрироваться сельхозпроизводители со всей страны. Сейчас система работает гораздо лучше, мы фиксируем в ней каждую продажу урожая.
N: — Вы реализуете ESG-стратегию? По вашим наблюдениям, как это отражается на взаимоотношениях с банками и инвесторами?
М.Д.-К.: — Инвесторы больше доверяют компаниям, работающим вдолгую, вкладывающим средства в зеленые технологии и реализующим социальные программы в местах, где ведется бизнес и живут сотрудники.
В «Дон Агро» мы уделяем пристальное внимание новым технологиям в сельском хозяйстве, экологии и цифровизации бизнеса. Например, в августе этого года мы ввели в эксплуатацию самую мощную в Миллеровском районе Ростовской области солнечную электростанцию. Также был проведен эксперимент по использованию органических удобрений Live Soil, в основе которых — донные озерные отложения, в этом же направлении сотрудничаем с резидентом «Сколково» компанией Smart Polymorph.
«Дон Агро» — один из пионеров метода «ноу-тилл» в Ростовской области, на данный момент мы обрабатываем без вспахивания 7,6 тыс. гектаров, что позволяет экономить средства на топливе для техники и, соответственно, уменьшить объем выбросов выхлопных газов в атмосферу.
Кроме того, второй год агрохолдинг реализует эксперимент по выращиванию органической пшеницы.
Благодаря проактивной позиции некоторых банков, которые выступают акселераторами для стартапов, мы также внедрили ряд технологий. Например, устройства Cognitive Agro Pilot и систему мониторинга кормления на фермах с помощью искусственного интеллекта мы приобретали при помощи Сбербанка. Банк предложил нам выбрать — приобрести эти технологии либо выплатить комиссию по кредиту — расходы были одинаковыми. Мы выбрали технологии, потому что они укладывались в концепцию нашей ESG-стратегии.
N: — Какие площади отданы под органическое растениеводство сегодня? Насколько это перспективное направление?
М.Д.-К.: — Мы начали выращивать органическую пшеницу два года назад. В соответствии с действующим законодательством необходимо три года не вносить удобрения в землю, чтобы считать полученный урожай органически чистым. Поэтому ответить на вопрос о покупателях я смогу только через год. Говоря о площади, мы начинали эксперимент на участке площадью 11 гектаров, в ходе посевной кампании прошлого года увеличили его до 44 гектаров.
На мой взгляд, это направление крайне перспективно, на рынок выходит все больше производителей, предлагающих покупателям органические продукты, а это значит, что рынок растет и развивается, и «Дон Агро» вполне сможет стать его частью.
N: — Расскажите подробнее о технологиях на базе искусственного интеллекта, которые вы используете. В какие сроки они окупаются?
М.Д.-К.: — Речь об окупаемости в данном случае не идет, мы используем технологии на базе искусственного интеллекта для повышения эффективности операций и снижения нагрузки на окружающую среду. Поэтому главный бонус использования искусственного интеллекта, на мой взгляд, обеспечение возможности ведения бизнеса в долгосрочной перспективе.
На некоторые комбайны мы установили устройства Cognitive Agro Pilot. Система автопилотирования, благодаря использованию искусственного интеллекта, автоматически ведет жатку комбайна по самому краю неубранной культуры, максимально эффективно используется ширина жатки, требуется меньше проходов машины, что позволяет сократить расход топлива до 5% и, соответственно, уменьшить объем выбросов выхлопных газов в атмосферу, а также снизить потери зерна.
В животноводстве внедрена система искусственного интеллекта для молочных ферм от компании «Мустанг Технологии Кормления». Это сервис аналитики и прогнозирования для производителей молока, который помогает контролировать ключевые показатели, формализует данные в удобный интерфейс и оперативно информирует о любых проблемах, а также ставит оценки каждому кормлению поголовья. Все данные в удобном формате поступают ежедневно в виде СМС-сообщений.
Справка
В группу компаний Don Agro International («Дон Агро») входят ООО «Дон Агро» (Ростовская область) и ООО «Волго-Агро» (Волгоградская область). Группа располагает земельным банком более 67,3 тыс. га. В Ростовской области сельхозземли компании расположены в Чертковском, Миллеровском, Тарасовском районах. Предприятия группы занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур (пшеница, подсолнечник, кукуруза) и производством сырого молока (более 4000 голов КРС, из которого около 2100 голов дойного стада). Основатель «Дон Агро» — бизнесмен Евгений Туголуков.
Марат Девлет-Кильдеев, президент агрохолдинга «Дон Агро», родился 12 декабря 1964 года в Ленинграде. В 1987 году окончил Ленинградский государственный университет по специальности «русский язык как иностранный», после чего работал на промышленном объекте в Индии. В 1993 году получил степень MBA в области стратегии и финансов в Университете Торонто. Занимал руководящие должности в международном банковском и инвестиционно-банковском секторах, в сферах страхования, медиа, рекламы и энергомашиностроения. С 2012 года занимается сельским хозяйством и руководит агрохолдингом «Дон Агро».