METRO переводит небольшие магазины на «Фасоль»
Сеть METRO Cash & Carry запустила в Ростове свою франчайзинговую розничную сеть «Фасоль», в партнеры компания пригласила владельцев небольших магазинчиков.
Владельцы трех небольших магазинчиков «у дома» в Ростове заключили договоры франчайзинга с сетью METRO Cash & Carry и перевели свои торговые точки под бренд «Фасоль», принадлежащий немецкой компании. По условиям договора теперь 20% продукции они должны будут закупать в METRO. Таким образом крупная сеть оптовых торговых центров сохраняет клиентов, а мелкий бизнес получает возможность учиться новым технологиям торговли. Ростовские партнеры METRO Cash & Carry прогнозируют рост рентабельности своих торговых точек. По мнению одного из экспертов, более перспективным сейчас мог бы стать формат небольших магазинов с узкой специализацией. На прошлой неделе ООО «Роспак» и предпринимательница Анжела Бархо открыли в Ростове три магазина сети «Фасоль», которую с этого года по франчайзингу развивает METRO Cash & Carry. Торговые точки сети действуют в формате «у дома», они расположены на улицах Суворова, Погодина и 3-й Кольцевой. Всего этой осенью в Ростове планируется открытие 5 магазинов, еще 2 должны скоро заработать на ул. Королева и в городе Аксае.
Все партнеры МETRO в проекте «Фасоль» — владельцы небольших магазинов формата «у дома» площадью от 90 до 150 кв. м, прошедшие обучение в «Школе торговли» METRO, запущенной в 2009 году. Как сообщили в компании, развивая розничную сеть «Фасоль», МETRO стремится поддержать своих клиентов — владельцев мелкорозничных торговых точек. Это позволит сохранить каналы сбыта и увеличить объемы продаж.
— С 2005 по 2011 годы в России сильно расширился формат гипермаркетов, подросли супермаркеты, а представленность магазинов формата «у дома» снизилась практически на 50%, — пояснил причины запуска проекта руководитель департамента по работе с клиентами «Трейдеры» Дмитрий Лакизенко. — Доля традиционных магазинов составляет 19%, при этом они имеют не такие активные темпы развития, как гипермаркеты и супермаркеты. Традиционная торговля находится под серьезным прессингом, и нужно искать новые пути развития этого бизнеса.
По словам г-на Лакизенко, объединение небольших магазинов под единой концепцией и брендом — один из путей, по которому происходит сохранение магазинов формата «у дома» в других странах мира. В частности, METRO GROUP имеет опыт развития подобных проектов в Болгарии, Польше, Румынии, Сербии.
Согласно условиям проекта, METRO бесплатно переоборудует магазины: оформляет фасад и витрины, устанавливает оборудование, занимается рекламой и продвижением торговой марки «Фасоль». Партнерам предоставляются специальное предложение при закупке товаров в METRO, программное обеспечение, обучающие тренинги для персонала, поддержка банков — партнеров компании, возможность единого документооборота с ней. За каждым магазином закрепляется личный менеджер, который помогает в работе. Объем инвестиций в проект не раскрывается.
В свою очередь, партнеры METRO освобождены от выплаты роялти и паушальных взносов. От них требуется ежемесячная закупка товаров в METRO на сумму не менее 300 тысяч рублей. При этом доля товаров, приобретенных у METRO, должна составлять 20% от общего ассортимента магазина, включая обязательную закупку собственных торговых марок METRO.
— Остальные 80% ассортимента формируются на усмотрение владельца магазина, — пояснил N руководитель по развитию франшизы Максим Аносов. — Это позволяет учитывать специфику района, в котором расположен магазин. Мы, со своей стороны, помогаем руководителю правильно это представить. Например, в одном из магазинов был сохранен отдел кулинарии, но выглядит он уже по-другому.
Заместитель директора ООО «Роспак» Наталья Надеина считает, что рентабельность работы ее магазина, переоборудованного в партнерстве с METRO, должна увеличиться на 20%.
— Условия, которые предлагает METRO, на данный момент кажутся выгодными, — говорит она. — Работа с большой компанией всегда интересна и обеспечивает стабильность. Несколько месяцев назад рядом с одним из наших магазинов открылся «Магнит» — сначала произошел отток покупателей, потом они вернулись. Тем не менее хочется привнести в деятельность свежую струю.
По словам г-жи Надеиной, после Нового года компания собирается подавать заявку на участие своего второго магазина в проекте «Фасоль».
— Надеюсь, что благодаря участию в этом проекте рентабельность работы магазинов увеличится и составит 30%, — делится директор двух небольших магазинов Анжела Бархо. — При этом самое главное для меня в этом проекте — возможность обучить персонал, учиться самой. Мы поняли, что если не будем предпринимать никаких мер, то нас просто вытолкнут с рынка более крупные игроки.
Ашот Хбликян, управляющий партнер ГК «Мега-Дон», не видит перспектив для магазинов малого формата.
— Наиболее интересным сейчас является формат супермаркетов площадью от 300–400 кв. м c большим количеством товарных позиций, — считает он. — В частности, мы делаем ставку на сеть «Фреш» с площадью магазинов от 500 кв. м. При этом у нас осталось чуть больше 10 магазинов сети «Империя продуктов» площадью до 200 кв. м, но мы не видим особых перспектив в сохранении подобного формата. Я думаю, что маленькие магазины нужно специализировать на определенной категории товаров, например мясе и колбасах, овощах, экопродуктах.
Директор сети «Апекс» Дмитрий Минин полагает, что покупателям сейчас интересны большие магазины с широким ассортиментом. Хотя приводит в пример свой небольшой магазин площадью 150 кв. м на ул. Обороны, который, по его словам, неплохо работает.
— Сверхвыручки у маленьких магазинов, конечно, не будет, но зато у них и небольшие расходы по сравнению с крупными игроками, — считает он.
По его словам, сеть «Апекс» закупает товары в основном у дистрибьюторов, в среднем на 10% ниже, чем предлагает METRO.
— Магазинам небольшого формата, которые не могут добиться от поставщика определенного уровня цен, интересно сотрудничать с METRO, — уточнил г-н Минин.
По его оценкам, объем вложений в переоборудование одного небольшого магазина может обойтись в сумму от 3 до 6 млн руб. в зависимости от объема производимых работ.