«Меняется культура потребления спиртных напитков»
Заместитель гендиректора алкогольного дистрибьютора «Мишель-Алко» Ия Леонова отмечает рост потребления вина и крепкого элитного алкоголя — его продажи в компании по итогам 2014 года выросли на 40% и 25% соответственно. Оборот дистрибьютора вырос на 6% по результатам прошедшего года, составив около 4 млрд руб.
По словам заместителя генерального директора алкогольного дистрибьютора «Мишель-Алко» Ии Леоновой, продажи в водочном сегменте снизились на 30 процентов из-за роста цены на этот продукт и распространения нелегального алкоголя. Розница продолжает являться главным каналом сбыта для компании — на нее приходится около 60 процентов объема продаж. В этом году дистрибьютор начал сотрудничать с тремя крымскими производителями спиртных напитков, а также с местной компанией «Вилла Звезда».
N: — Каков оборот вашей компании по итогам прошедшего года?
И.Л.: — Примерно 4 млрд рублей, сейчас мы развиваемся с небольшим приростом — 6%, хотя рассчитывали на более высокую динамику в 2014 году. У нас на 30% упали продажи в водочном сегменте в связи с увеличением цены этого продукта на полках магазинов и распространением нелегального алкоголя. Если бы не этот фактор, прирост был бы выше. Зато увеличились продажи вина — на 40% — и крепкого элитного алкоголя — на 25%. Сейчас меняется культура потребления спиртных напитков. Мы и сами хотим донести до нашего покупателя идею потребления качественного алкоголя. Для этой цели у нас работает школа Vine School Michel, где наш профессиональный сомелье рассказывает о крепком алкоголе и винах, а также о том, как их правильно совмещать с разными блюдами. Как правило, в школу приходят люди, работающие в специализированных алкогольных магазинах или в сфере HoReCa. Надеемся, что наше обучение дойдет до конечного потребителя, ведь зачастую именно официант советует нам тот или иной вид спиртного. Долгосрочный эффект, на который рассчитываем, — сотрудничество с нашими рестораторами.
N: — Розница продолжает быть основным каналом сбыта для вашей компании?
И.Л.: — Да, она составляет 60% общего объема продаж «Мишель-Алко». Около 30% приходится на сетевой ретейл, 10% — на HoReCa. Большой объем продаж алкогольной продукции проходит через нашу розничную сеть магазинов «Мясной градус», причем сбыт здесь идет лучше, это происходит благодаря формату магазинов, где сочетается продажа свежего произведенного в Ростовской области мяса индейки и утки и алкоголя. По итогам 2014 года объем продаж алкоголя в магазинах составил 55 млн рублей, хотя алкогольная продукция занимает в наших магазинах всего 30%. В этом году было открыто три магазина, с дальнейшим развитием сети надеемся на рост продаж через этот канал.
Также рассчитываем на увеличение продаж в сегменте HoReCa — мы ведь не покрываем 100% этого сегмента, у нас около 450 точек активной клиентской базы. Прирост к прошлому году составил около 23%, у нас есть куда расти, планируем заключить контракты с новыми заведениями. Этому способствует наличие широкого ассортимента федеральных брендов в нашем портфеле. Наша компания закупает алкоголь у таких поставщиков, как «Д Дистрибьюшн» (Diageo), «Бакарди Рус», Brown-Forman, Louis Vuitton Moet Hennessy, «Денвью Лимитед», «Русский стандарт», «Русский алкоголь», ТД «Синергия Маркет», Русский водочный холдинг, «Росспиртпром» и другие.
Мы отмечаем, что сейчас сокращается количество розничных алкогольных магазинов, — по статистике департамента потребительского рынка Ростовской области, их число в 2014 г. уменьшилось примерно на 7%.
N: — С какими производителями вы начали сотрудничать в прошедшем году?
И.Л.: — Мы заключили три контракта с крымскими производителями — Inkerman, «Массандрой», Бахчисарайским коньячным заводом. Не могу сказать, что это было исключительно «политическим моментом», хотя присоединение полуострова и повлияло на это. Нас очень привлекло качество алкоголя у этих производителей. Мы начали сотрудничать около трех месяцев назад. Вина Inkerman и «Массандры» известны нашим покупателям давно, а потребление коньяка Бахчисарайского завода показало хорошие результаты в Украине, и мы решили сотрудничать. Сейчас многие другие компании начали вести поставки крымских вин, я полагаю, их линейка в Ростовской области будет представлена широко.
N: — Бывший топ-менеджер «Регаты» Стефан Кулягинов развивает сеть розничных магазинов по продаже крымских вин — сейчас работают два, около 70% ассортимента которых занимают массандровские вина. На ваш взгляд, будет ли популярен такой формат?
И.Л.: — Я рада открытию каждого нового интересного магазина! «Крымские вина» — очень интересный проект, но я считаю, что узкоспециализированные магазины сейчас не очень выгодны. Для потребителя предпочтительнее не мономагазин, а широкий ассортимент. Возможно, несколько лет назад подобные магазины и были популярны, ведь тогда не было такого ассортимента и желания покупателя иметь широкий выбор. Надеюсь, что этот проект Стефана Кулягинова будет успешным.
N: — С какими местными производителями начала сотрудничать ваша компания в 2014 году?
И.Л.: — Мы заключили договор с ООО «Вилла Звезда» меньше месяца назад, нам понравилось качество их продукции. Пока еще сложно оценить дальнейшие перспективы и текущие объемы продаж, у компании нет больших объемов производства. Мы живем в Ростове, и, конечно, нам хотелось бы, чтобы и наши вина были столь же известны, как и краснодарские. Потенциал развития у этого рынка есть. Продолжаем работать с Цимлянским винзаводом, Ростовским комбинатом шампанских вин, Миллеровским винзаводом. Продукция последнего марки «Винодельня Ведерниковъ» показала прирост продаж в этом году. Продажи новой линейки РКШВ — игристого вина «Рашель» — тоже продемонстрировали хорошую динамику.
N: — Усилилась ли конкуренция среди алкогольных дистрибьюторов?
И.Л.: — Она по-прежнему остается на высоком уровне. Мы расцениваем в качестве конкурентов всех дистрибьюторов алкоголя. Каких-то брендов нет в ассортименте у нас, каких-то — у других игроков рынка. За счет этого конкуренция немного смягчается. Нашу долю рынка в этом году мы не оценивали. У нас большой ассортимент, и за счет этого есть возможность зайти в точку первыми. Среди других наших конкурентных преимуществ — собственная розничная сеть и сервис. Внедряем все новые технологии, наши представители давно работают на планшетах. Это обеспечивает эффективность, быстроту. Заказ в режиме онлайн отправляется в центральный офис для его формирования. Торговый представитель сразу видит наличие необходимого числа бутылок.
N: — Какое влияние оказывает на бизнес компании в частности и рынок в целом ослабление курса рубля?
И.Л.: — Мы привязаны к текущей экономической ситуации, поскольку в нашем портфеле находится около 40% импортного алкоголя. Наши поставщики планируют увеличение цены в начале текущего года в диапазоне от 5% до 37%, но пока этого не произошло, так что ощутим это влияние позже. Поэтому главная цель «Мишель-Алко» в 2015 году — не потерять достигнутых объемов продаж 2014 года. Так что пока у нас нет планов увеличивать складские помещения или автопарк. Будем решать задачи и проблемы по мере их возникновения. Конечно, мы ожидаем падения продаж алкоголя — к этому неизбежно приведет повышение его цены. Полагаю, в первой половине 2015 года не будет такого оборота, как в прошедшем году, но потом рынок привыкнет к новому уровню цен и начнет потихоньку восстанавливаться.
N: — Что предпримет ваша компания для сохранения прежнего объема продаж?
И.Л.: — Вряд ли мы сможем как-то кардинально повлиять на это. Мы рассчитываем на средний класс наших потребителей, который переходит на более качественную и дорогую продукцию. Изменение цены для дорогого алкоголя не так заметно, как для недорогого. В этом сегменте и рассчитываем сохранить продажи или прирасти. Сейчас нам сложно что-либо планировать.
N: — Продолжаете сотрудничать с банками?
И.Л.: — Да, мы сотрудничаем с несколькими банками. Стоимость кредитов вырастет, до какого процента, сказать сейчас сложно.