Компания «Элис Фэшн Рус» построит в Ростове логистический комплекс за 600 млн рублей
Производитель и продавец одежды АО «Элис Фэшн Рус» вложит около 600 млн рублей в строительство логистического комплекса в Ростове-на-Дону. Создание проекта обусловлено ростом электронной коммерции и объемом отгрузок для маркетплейсов и интернет-магазина компании, говорит генеральный директор «Элис Фэшн Рус» Александр Еремеев.
В 2022 году электронные продажи «Элис Фэшн Рус» увеличились более чем на 40%, до 400 млн рублей. Компания развивает не только интернет-продажи, но и розничную торговую сеть. В минувшем году под брендом Elis открылось 15 новых магазинов. В 2023 году компания планирует нарастить объем продаж с 5 до 7 млрд рублей. N поговорил с Александром Еремеевым о ситуации на рынке одежды, взаимоотношениях с поставщиками в период западных санкций, итогах 2022 года и стратегии развития на будущее.
N: — Каким был 2022 год для вашей компании? Как можете оценить его итоги?
А.Е.: — В целом итоги положительные, но, конечно, текущая геополитическая ситуация, сказалась на наших результатах: не всего, что планировали, достигли. Финансовую политику пересмотрели: решили, что лучше быстрое развитие и своевременное реагирование на изменения рынка, чем непробиваемая финансовая стабильность.
Последние два года меняем подход к ведению бизнеса. Мы не хотим быть консервативной и просто стабильной компанией. Мы ставим цель быть первыми, хотим бурного развития. Существенно омолодили команду, поставили амбициозные цели, внедряем новые процессы, например развиваем электронную торговлю. Открываем магазины тройного формата, где представлены наши бренды Elis, Lalis и 20line. Lalis — это женская одежда больших размеров. 20line — бренд мужской одежды, основанный два года назад. Продажи мужской одежды в совместных магазинах в этом году достигли 20% от общей массы. В минувшем году мы открыли 15 магазинов, большинство из которых с тремя брендами в ассортименте. Переделали сайт женской одежды и создали новый сайт мужской одежды. Много потратили на настройку работы с транспортными компаниями.
Совершенствуем ассортимент. У Elis самые большие возможности по вязаному трикотажу в России и СНГ. Мы активно развиваем это направление, в 2021 году построили трикотажную фабрику с новейшим японским и немецким оборудованием. Расширяем ассортимент в основном за счет маркетплейсов. Понимая особенности электронных торговых площадок, делаем для них отдельные коллекции. Этих моделей нет в наших магазинах. В них расширять ассортимент сложнее. Магазины мы тоже совершенствуем, но выбор там увеличивается пропорционально росту торговых площадей.
N: — В 2021 году интернет-продажи «Элис Фэшн Рус» увеличились более чем в 2,5 раза, до 280 млн рублей. Сохранилась ли тенденция роста электронной торговли в 2022 году, что происходило с онлайн-продажами в минувшем году?
А.Е.: — В 2022 году выросли продажи по всем направлениям, в том числе и электронная коммерция. Продажи на маркетплейсах и в нашем интернет-магазине увеличились более чем на 40% по сравнению с 2021 годом, приблизительно до 400 млн. В 2023 году мы планируем увеличить их до 860 млн рублей. Общий доход от продаж в минувшем году составил 5 млрд рублей. В 2023 году планируем выйти на 7 млрд рублей.
Мы нарастили компетенции по работе с маркетплейсами. Сейчас сотрудничаем с пятью маркетплейсами. На Ozon, Lamoda и Wildberries работаем в полную силу. На «СберМаркете» и «Яндекс Маркете» делаем тестовые продажи. Чтобы понять особенности каждой площадки и получать доход, нужно делать тестовые продажи. Есть планы работать с зарубежными маркетплейсами. Начнем с казахстанских площадок.
N: — Помимо электронных площадок вы продаете одежду через собственную и франчайзинговые сети магазинов. Какой канал продаж был наиболее эффективен в 2022 году?
А.Е.: — На первое место вышли маркетплейсы, которые не требуют инвестиций, кроме вложений в сам товар. Этот канал самый доходный.
На втором месте — франчайзинговая сеть магазинов, а на третьем — собственная розничная сеть. Если бы мы не вкладывались в открытие новых магазинов и не проводили реконструкцию старых, розничная сеть была бы более доходной. Много тратились на собственную розничную сеть, поэтому рентабельность там ниже, чем во франчайзинговой.
Где лучше идут продажи и где выше рентабельность, туда направляем товар. Переложить с одного канала продаж на другой всегда возможно.
N: — В начале прошлого года вы говорили нашему изданию, что временно приостановили инвестпроекты. Удалось ли их возобновить?
А.Е.: — Мы притормозили крупные инвестпроекты в феврале-марте, потом возобновили их. Первый — внедрение электронной системы управления заказами на складе. Второй — строительство логистического комплекса рядом с нашей трикотажной фабрикой.
N: — Чем обусловлена необходимость строительства собственного логистического центра?
А.Е.: — Значительно растут электронная коммерция и объем отгрузок для интернет-магазина и маркетплейсов. Мы планируем построить автоматизированный комплекс, где будет собираться продукция со всех наших фабрик. Рассчитываем, что это нам поможет уменьшить издержки и ускорить логистические процессы.
N: — Сколько средств вы планируете вложить в проект и на каком он этапе?
А.Е.: — Объем инвестиций — около 600 млн рублей. Площадь склада — 5,5 тыс. кв. м. Общая площадь складского комплекса составит 24 тыс. кв. м. Высота — 12 метров. Комплекс будет вмещать в два раза больше продукции, чем склад, который мы сегодня арендуем. Мы приобрели земельный участок для строительства рядом с нашей трикотажной фабрикой на ул. Королева в Ростове. Сейчас проводим конкурс среди архитектурных бюро на изготовление проекта строительства. Срок реализации проекта — не меньше полутора лет.
N: — В конце февраля прошлого года вы рассказывали, что сырье необходимо закупать на 3-4 месяца вперед, чтобы производство не останавливалось. У вас возникали проблемы с этим из-за роста курса валют, нарушения логистики и сокращения грузопотока. Какой выход вы нашли из этой ситуации? Что пришлось изменить в своей работе, чтобы подстроиться под текущие реалии?
А.Е.: — С логистикой мы справились, но были сложности, задержки. Приходилось менять производственные процессы, переставлять очередность, раньше производить одно, потом другое, работать во внеурочное время.
На скачках курса мы очень много потеряли — около 200-300 млн рублей. Если бы курс не поднимался так высоко, мы бы заработали в 2022 году гораздо больше. Прибавить к стоимости товара эти потери мы не могли — цены диктует рынок.
N: — Где вы закупали сырье до объявления западных санкций? Изменились ли каналы поставок и взаимоотношения с поставщиками?
А.Е.: — Наш основной поставщик — это Китай. Он занимает около 70% в общем объеме поставок. За последние 4 года китайцы сильно прибавили в качестве и разнообразии тканей. Остальные 30% — Турция и Европа. С нами отказались работать итальянская компания — производитель пряжи, но мы у нее покупали очень мало. Французская фирма отказалась поставлять товар напрямую из Франции. Мы покупаем их продукцию через другие страны.
Изменились условия оплаты. Поставщики требуют большую предоплату, зачастую даже 100%. Цены на логистику пляшут. Последнее 3 года стоимость доставки значительно выросла: то контейнеров не хватает, то еще чего-нибудь. Раньше 40-футовый контейнер из Китая можно было привези за 1 тыс. долларов, сейчас — 5-7 тысяч долларов. Увеличились и сроки доставки. То, что раньше занимало 2 недели, сейчас длится 2 месяца. Мы иногда опасаемся возить грузы морем, так как этот вид доставки могут закрыть. Возим железной дорогой, что выходит дороже.
N: — Поднялись ли цены на ткани и фурнитуру?
А.Е.: — Поднялись на короткий период в связи с ростом курса, но это было незаметно. Потом упали. Ткани если и дорожают, то незначительно. В основном когда на рынке что-то происходит.
N: — После ухода крупных брендов с российского рынка много говорилось о том, что у российских производителей появился шанс перехватить инициативу и забрать большую часть рынка. Сейчас мы видим, что места, где раньше размещалась Zara или H&M в торговых центрах, зачастую пустуют. Развернуться с таким масштабом, как у зарубежных гигантов массмаркета, не получается. Согласны ли вы с этим, в чем, на ваш взгляд, проблема?
А.Е.: — Во-первых, развернуться на площадях зарубежного массмаркета могут только крупные бренды, но у них уже есть свои точки в тех ТЦ, где освободились места. Открывать две точки в одном ТЦ смысла нет.
Во-вторых, многие владельцы ТЦ надеются на возвращение брендов, и эту надежду подпитывают сами производители.
N: — Elis ведь тоже немаленький бренд одежды. Были ли у вас мысли после ухода крупных зарубежных брендов пойти в офлайн-продажи и занять освободившиеся площади?
А.Е.: — Мы так и делаем. Освобождаются площади, и мы на них становимся. Либо бренд крупнее освобождает свою локацию, заняв место иностранного, а мы становимся на его место. Условия в торговых центрах стали помягче, более реальные. Рынок сжался, люди гораздо меньше покупают одежду, чем два года назад, до пандемии.
N: — Какой вопрос сейчас наиболее болезненный для российского рынка одежды?
А.Е.: — Он один у всех. Планировать можно только до вечера. Что будет дальше, никто не знает. Продукция производится и продается с постоянным опасением: что будет завтра?
Справка
АО «Элис Фэшн Рус» управляет тремя производственными площадками в Ростовской области, а также фабриками в г. Вольске Саратовской области и в г. Любани в Беларуси. По данным «СПАРК-Интерфакса», АО «Элис Фэшн Рус» владеют граждане РФ (58,9%) и ООО «Центр маркетинга» (41,1%). В 2021 году компания выручила 3,98 млрд рублей, что на 37% больше показателя 2020 года.
Александр Вадимович Еремеев родился в 1961 году. В 1983 году окончил физический факультет Ростовского госуниверситета. С 1993 года работает в компании, с 2002 года — в должности генерального директора. Женат, отец четверых детей.