«Изменили структуру продающего блока с акцентом на программы господдержки и рефинансирования»
Ростовский филиал ВТБ увеличил объемы кредитования по сравнению с прошлым годом на 50%. Управляющий филиалом Юрий Авдеев рассказал, как удалось организовать продающее направление и как грамотно использовать малоактивное время в начале года для одобрения кредитных лимитов проверенным клиентам.
Юрий Авдеев N: — С нового года ВТБ и ВТБ24 продолжат работу под объединенным брендом ВТБ. Что изменится в работе ростовских подразделений объединенного банка? Сохранится ли в Ростове корпоративный филиал? Ю.А.: — В нашей работе мало что поменяется. Корпоративный филиал ВТБ продолжит работу в прежнем статусе. Присоединение ВТБ24 к ВТБ — стратегическая задача Группы ВТБ. Переход к модели единого банка оптимизирует его структуру и повысит эффективность взаимодействия бизнес-линий. Это позволит совместить лучшие практики в работе обоих банков и объединить в одну команду сильнейших представителей ВТБ и ВТБ24. В результате при сохранении высокого уровня сервиса клиентам будут доступны все преимущества от работы с универсальным банком. Ряд преимуществ очевиден уже сейчас: создается единый универсальный банк для частных и корпоративных клиентов, которым будут доступны современные стандарты обслуживания, объединенная сеть розничных офисов ВТБ и ВТБ24 и более 15000 банкоматов и терминалов с возможностью не только снимать наличные, но и пополнять счета, карты и проводить платежи. Объединение также позволит оптимизировать расходы за счет сокращения дублирующих функций, интеграции операционных платформ, региональных сетей и инфраструктуры. N: — Каким будет примерный объем кредитно-документарного портфеля объединенного ВТБ в Ростовской области? Ю.А.: — Более 120 млрд рублей. N: — В Ростовской области корпоративным филиалом ВТБ за 9 месяцев выдано 47,5 млрд рублей кредитных средств, что в 1,5 раза выше показателя 2016 года, при этом объем выдачи кредитов среднему региональному бизнесу увеличился в 1,8 раза. Темпы роста значительно выше среднерыночных. Каковы основные причины такой динамики? Ю.А.: — Мы выдаем крупные кредиты и сейчас активизировали работу продающих подразделений, сделав акцент на программы господдержки и рефинансирование клиентов других банков, при этом несколько видоизменив структуру продающего отдела: вбросили больше человеко-часов, и это дало результат. N: — А чуть подробнее можно? Ю.А.: — Автоматизировали сбор пакета документов, превентивно установили лимиты, учли сезонный фактор. Первый квартал, как правило, всегда «пустой» для банков и клиентов. Мы предложили последним использовать это более или менее свободное время для установления кредитных лимитов на 12 месяцев, чтобы не делать этого в ситуации цейтнота в течение года. Часто ведь клиент звонит и говорит, что деньги нужны срочно, завтра, иначе все пропало. При этом у нас есть уникальный клиент, который приходит в феврале и говорит: «В следующем году в мае я хочу взять такую-то сумму». И, что самое удивительное, так и происходит: через полтора года приходит и берет объявленную сумму, копейка в копейку. Мы сотрудничаем уже более 10 лет, ни разу он не отказался от своих планов и не изменил их. Завидный уровень самоорганизации. N: — Возвращаясь к причинам роста — все-таки это еще и рост аппетитов крупной промышленности, вашего традиционного клиента? Ю.А.: — Конечно. Мы видим оживление в достаточно большом количестве секторов и отраслей. В Ростовской области много хорошо развивающихся крупных предприятий, имеющих стабильные заказы и финансирование, — не хуже любого нефтегазоносного региона страны, и это значительный потенциал для нашего малого и среднего бизнеса. Часто слышу жалобы на то, что к этим компаниям не пробиться. Но только за прошлый год, согласно данным Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), объем закупок товаров и услуг у малых и средних предприятий по стране составил 1,51 триллиона (!) рублей. Мы в банке также активно поддерживаем этот сегмент и работаем практически со всеми программами государственной поддержки. N: — В третьем квартале статистика зафиксировала всплеск торгового финансирования, как говорят, из-за резкого сокращения возврата экспортного НДС. Вы согласны с таким объяснением роста? — Ю.А.: — Отчасти согласен. Вижу также рост активности в розничной торговле. Буквально вчера мы приняли решение возобновить кредитование автодилеров. Мы видим восстановление рынка и начинаем давать деньги для пополнения оборотных средств. N: — Какова динамика остатков на счетах клиентов с начала года? — Ю.А.: — Остатки выросли на 20%, но при этом мы традиционно являемся нетто-кредитором Ростовской области, выдавая денег больше, чем привлекаем. N: — Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке. С одной стороны, ряды банков редеют, но, с другой стороны, клиенты рассказывают, что от телемаркетинга банки переходят к личным визитам в офисы потенциальных новых клиентов. Рефинансирование чужих кредитов становится одним из самых популярных продуктов. — Ю.А.: — Банки — очень высококонкурентная отрасль. Отраслей с таким уровнем конкуренции не так много. Поэтому среднему и малому бизнесу, вероятно, стали уделять больше внимания и конкуренция за таких клиентов обострилась. Сейчас в первую очередь востребованы банки не просто предоставляющие финансовые услуги для своих клиентов, а исключительно надежные партнеры с государственным участием, способствующие развитию бизнеса и сохранности капитала предприятия. N: — Практикуете ли вы неплановые проверки качества обслуживания клиентов? — Ю.А.: — В банке ВТБ действует система «Тайный покупатель», и филиал много лет подряд занимает первые места по итогам таких проверок. В прошлом году три первых места в сети ВТБ по результатам обследования качества обслуживания заняли офисы ростовского филиала в Волгодонске, Ростове-на-Дону и Таганроге. N: — Какой объем кредитов филиал выдал в этом году в рамках программ господдержки? — Ю.А.: — 3,2 млрд рублей мы выдали агропредприятиям и 800 млн руб. — среднему бизнесу. Небольшая, конечно, сумма. При этом недавно я участвовал в совещании областного Минэкономразвития, где обсуждались результаты выдачи кредитов с субсидируемой государством ставкой в сравнении с другими регионами. Ростовский филиал ВТБ оказался в числе передовых по стране. В следующем году правительство обещает субсидировать не только кредиты, которые направляются на модернизацию, но и те, что идут на пополнение оборотных средств. N: — Банки, согласно данным ЦБ, выдали сельхозпредприятиям Ростовской области за 9 месяцев кредитов на сумму 28,8 млрд рублей, что на 8% меньше, чем за такой же период 2016 года. В чем причина? — Ю.А.: — У нас в сельском хозяйстве четвертый тучный год. По моим наблюдениям, компании отрасли чувствуют себя неплохо. У них появился определенный финансовый запас, депозиты. Возможно, это несколько снизило спрос на оборотные кредиты. Однако при этом спрос на кредиты с господдержкой по ставкам до 5% годовых на длительные сроки для модернизации — большой. N: — В последнее десятилетие в регионе было заявлено много тепличных проектов. Однако реализованы единицы. Как вы оцениваете их привлекательность? — Ю.А.: — Теплицы — это тяжелый бизнес, очень зависимый от большого количества факторов: импортных пошлин, поведения ретейла и т. д. Финансовое состояние действующих тепличных хозяйств оставляет желать лучшего. Наиболее стабильно в сельском хозяйстве выглядит производство зерновых культур. У сельхозпредприятий появились деньги, и они вкладывают их в технологии выращивания и хранения зерна. Это сделало отрасль более устойчивой к сезонным и климатическим факторам. Однако появились другие проблемы. Большой урожай снизил цены, и люди не знают, где хранить зерно, чтобы дождаться их роста. N: — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество внешнеторговых операций филиала выросло на 35%. Причина — высокий урожай? Появились у клиентов банка какие-то новые направления во внешней торговле? — Ю.А.: — Драйвер — рост зернового экспорта. Растет число контрактов с Китаем: это уже порядка 20%. Начинаем не только покупать в Поднебесной, но и экспортировать туда продукты питания. Наш филиал в Шанхае успешно поддерживает развитие этого направления. Хотя работать с китайцами непросто. Не у всех пока хватает энергии и понимания местных обычаев бизнеса, чтобы выйти на этот огромный рынок. N: — В 2015 году вы сказали, что когда прочитали «Вечный зов», то поняли, что запас прочности у России колоссальный. Как вам кажется, мы уже перешли от расходования своего запаса прочности к его наращиванию? — Ю.А.: — Когда-то мы мыслили в парадигме «кризис наступил — кризис отступил». Сегодня она неактуальна. В целом потребительское настроение улучшается. Если раньше компании не хотели инвестировать, то в этом году очень хорошо реагировали на возможность брать кредиты с субсидируемой ставкой на модернизацию бизнеса. И мы стараемся поддержать этот оптимизм. Если есть идея, то помогаем клиенту превратить ее в бизнес-план и даем кредит. Ведь среду можно менять только совместными усилиями. Для этого нужна энергия. В этом году вашей газете исполнилось 25 лет. Хочу сделать вам комплимент: вы сохранили энергию, свежий и острый взгляд, глубокое погружение в тему. N: — Мы все чаще слышим, что скоро не будет ни газет, ни журналистов. Нечто похожее теперь говорят и про банки. Искусственный интеллект и квантовый скачок — все это, прогнозируют, приведет к существенным изменениям всего человеческого общества, не только экономики. Что вы об этом думаете? — Ю.А.: — Что касается газет, то кто-то же должен производить контент, его редактировать. Сомневаюсь, что роботы с этим справятся. Какую задачу решает финтех? Максимально приближает финансовую услугу к клиенту. Нужен кредит — достал телефон, нажал кнопку и пользуйся. В основу прогресса закладывается посыл, что людям нужно прилагать минимум усилий и получать при этом максимальное удовлетворение своих потребностей. N: — Не девальвирует ли это в целом творческую и предпринимательскую активность? Все ждут от новых технологий отдачи, а вместо этого, не исключено, растут очередные рыночные пузыри? — Ю.А.: — Недавно я читал о том, что новый человек будет работать два часа в день, а остальное время потратит на занятия спортом, литературу, искусство, мироосмысление и разнообразную творческую активность. Современный человек действительно выполняет много рутинной работы: составляет множество отчетов, носит по разнообразным инстанциям многочисленные справки и т. д. Ликвидация этого — очевидное благо. Другой вопрос — чем займутся освобожденные от этой рутины люди? Может быть, инновациями? Я учил английский язык, и в моей группе были японцы: один из них был дизайнером «Тойоты», другой — дизайн-архитектором. Небольшая территория диктует развитие профессий, связанных с производством удобств, фактически инновациями. Неудивительно, что именно оттуда к нам каждый раз приезжает очередной гаджет. N: — Вы хотите сказать, что наша территория, исторические и культурные особенности все равно будут диктовать нам определенный тип жизни? — Ю.А.: — Будет значительное высвобождение рабочей силы. Обратите внимание, Россия в этом году заняла первое место в мировом чемпионате рабочих профессий. Это здорово! Но прогресс, к примеру, в аграрном секторе также идет по пути сокращения рабочей силы. Все идет к тому, что урожай будет убираться с помощью беспилотников и компьютеров. N: — Банки все-таки останутся? — Ю.А.: — Мы уже сейчас активно внедряем дистанционное обслуживание. Несколько лет назад наши ростовские клиенты начали активно переходить на удаленное обслуживание через программу «Банк-клиент», что позволило сократить операционистов и за счет этого расширить клиентский отдел. Раньше важнейшим при оценке кадров был тест на IQ (уровень интеллекта), теперь к этому прибавился тест на EQ (эмоциональный интеллект). Если человек умеет коммуницировать, адаптироваться к изменяющейся среде, привносить что-то новое в работу, то это будет цениться. Все рутинные операции, которые имеют четкий алгоритм, будут автоматизироваться. Есть ощущение, что люди приходят в банк, чтобы просто пообщаться, а не получить консультацию, и речь далеко не о пожилых людях. При этом у клиентов есть вся необходимая информация и круглосуточный дистанционный доступ к услугам. N: — Наверное, им хочется посмотреть в глаза живому человеку, который скажет: «Да, все так и есть. Ты не переживай!» — Ю.А.: — Я знаком с начальником управления региональной почтовой связи, так вот он как-то сказал: «Дело, которым я занимаюсь, никогда не исчезнет, потому что это не только бизнес и услуги, но и клуб по интересам!» Отделение почты для многих сел, да и городов, — место, где жизнь бьет ключом. В учреждение приходят бабушки, да и молодежь, чтобы не только заплатить за квартиру или получить посылку, главная цель — пообщаться, обсудить местные новости. Так вот, когда стала использоваться технология электронной очереди и автоматизация практически ликвидировала на почте очереди — квитанции ведь считываются в одну секунду, — кто-то из менеджеров решил убрать стулья. «Это вы зачем сделали?» — спросил мой знакомый у подчиненных. «Очередей же нет!» — отрапортовали менеджеры. «Так! Стулья оставьте, они стоят не для очереди, а для людей!» — ответил он.