«Элис Фэшн Рус» добавит своему логистическому центру в Ростове часть производственных функций
АО «Элис Фэшн Рус» перепрофилирует строящийся в Ростове логистический комплекс. К складам добавится производственный комплекс, который, по словам гендиректора компании Александра Еремеева, позволит централизовать в одной точке ряд операций со всех пяти фабрик компании, сокращая количество требуемых для этого сотрудников. В то же время для расширения возможности привлечения работников компания внедрила советский опыт — открыла первый выносной цех. Он появился в западном жилом массиве Ростова. В розничных продажах акцент делается на удобство покупателей за счет внедрения нового формата, продолжается увеличение количества магазинов.
N: — Недавно администрация города сообщила о том, что АО «Элис Фэшн Рус» начало строительство нового производственного здания на территории недавно открытой трикотажной фабрики в СЖМ Ростова. Ранее вы говорили, что проектируете автоматизированный логистический комплекс. Почему решили перепрофилировать это здание?
А.Е.: — Функция складирования у здания остается, но мы переносим туда много производственных операций. Это промер и разбраковка ткани, подготовка комплектов на фабрике для производства, аналогичные операции будут производиться с готовой продукцией, включая влажно-тепловую обработку, упаковку и т. д. Это не производственный комплекс трикотажной фабрики, а центр, аккумулирующий как весь поток сырья и распределяющий его по всем нашим фабрикам и партнерам, работающим на давальческом сырье, так и всю готовую продукцию перед отправкой по всем каналам продаж.
Когда мы стали подробнее разрабатывать технологию работы логистического комплекса, то пришли к выводу, что логичнее вынести туда со всех фабрик функционал подготовки к производству и работы с пошитой продукцией и доведением ее до конечной готовности. Дело в том, что на каждой фабрике есть персонал, занятый этими работами, а этот производственный центр позволит перевести их в одну точку, сократив количество персонала. Высвободившиеся работники будут задействованы на других участках.
N: — На сколько планируете уменьшить количество персонала, вовлеченного в эти работы?
А.Е.: — Меньшее количество работников будут выполнять тот же объем работ. Трудно сказать, насколько вырастет их производительность труда за счет централизации. Когда здание запустим в эксплуатацию, займемся анализом производительности труда. Всего в новом производственном корпусе будет трудиться 80-90 человек.
N: — Чем замените планировавшийся ранее логистический комплекс?
А.Е.: — Он там и будет, производственный функционал идет в дополнение к складированию. Логистическая часть от изменения проекта не пострадает, на нее будет отведено 60% поверхности в плане нового комплекса, а благодаря высоте 12 м там возможно организовать четырехуровневое вертикальное хранение. Здание строится с тридцатипроцентным запасом на возможное увеличение объема. Производственная часть будет состоять лишь из двух этажей. Всего распределительный комплекс займет 7 тыс. кв. м земли на участке 1,5 га по соседству с уже работающей трикотажной фабрикой.
Сейчас возводится фундамент и прокладываются наружные сети, завершить строительство планируется до конца текущего года.
Наш генподрядчик занимается объектом в комплексе: проектирует, исполняет и сдает в эксплуатацию. Проект был готов в мае, но мы долго получали разрешение на строительство, поскольку приходилось устранять мелкие замечания.
N: — Администрация города объявила, что ваш проект обойдется в 600 млн рублей, как оценивалось несколько лет назад. Неужели цены не выросли?
А.Е.: — Строительная часть подорожала в основном за счет роста стоимости рабочей силы на 50-60 млн, раньше оценивалась в 420 млн рублей, оборудование также не удастся купить за 260 млн рублей, оно обойдется дороже, поэтому будет приобретаться постепенно. Таким образом, объем инвестиций вырастет значительно — примерно до 800 млн рублей.
N: — Как сейчас решаете логистические вопросы?
А.Е.: — В работе с готовой продукцией, продаваемой через интернет, мы используем фулфилмент — московская компания хранит продукцию, рассылает ее покупателям, обрабатывает заказы и возвраты. Благодаря фулфилменту, мы сократили сроки поставок изделий покупателям, однако значительного роста продаж в результате мы не получили. Сейчас обсуждаем вопрос, стоит ли возвращать работу с интернет-магазинами на свой склад после того, как построим производственный корпус. Тогда мы сможем гарантировать потребителю то, что вещи дойдут до него в должном состоянии, а также улучшим обратную связь, работу с рекламациями. В остальном все складские операции мы производим самостоятельно.
Мы арендуем в Щепкино склад площадью 4 тыс. кв. м, этих площадей не хватает, поэтому в Ростове пришлось арендовать еще один меньший склад для товаров длительного хранения. Сейчас логистические операции проводятся с дополнительными затратами. Новый комплекс позволит отказаться от арендуемой недвижимости и работать более эффективно.
N: — Значит ваши продажи динамично растут? Каковы планы на этот год?
А.Е.: — На сегодня рынок одежды перенасыщен, поскольку появилось много новых брендов и производств. Конечно, часть из них рынок отсеет, но пока наблюдается перепроизводство. В связи с этим бурного развития мы не ожидаем. В этом году в натуральном выражении планируем вырасти на 7-9%, а в деньгах — на 25%, поскольку произошло удорожание импортного сырья, курсы валют значительно выросли.
Мы очень активно растем в электронной коммерции — мы присутствуем на всех маркетплейсах, у нас есть два собственных интернет-магазина (мужской и женский), расширяем розницу, но не галопирующими темпами. Наибольшее внимание уделяем реконструкции розницы, поскольку рынок требует другого уровня сервиса, более комфортного нахождения покупателя в магазине.
Мы разработали новый формат магазинов, первый уже реализовали в ростовской «МЕГЕ», планируем то же самое сделать в других крупных торговых центрах. Сейчас торговые центры, с одной стороны, заполнены новыми брендами, с другой, они понимают, что во второй половине года многие из них освободят площадки, поэтому мы сможем открыть новые магазины и реконструировать старые.
На этот год мы планируем открыть около 10 новых магазинов, сейчас у нас их 144, а 15 — реконструировать. Приоритет будем отдавать тем торговым центрам, которые будут с пониманием к этому относиться, возможно, даже частично участвовать в переоборудовании. Сейчас это дорогое удовольствие, открытие магазина обходится в 15 млн рублей.
N: — Производство справляется с потребностями рынка?
А.Е.: — Сейчас у нас пять собственных фабрик и двадцать подрядчиков, которых мы задействуем в пик производства. Для них мы собираем готовые к работе комплекты: лекала, технологии, обработанную ткань, фурнитуру. Все необходимое для этого оборудование перенесем в новый распределительный центр. Например, трикотажную ткань мы обрабатываем теплом на специальной машине, чтобы она не давала усадки после стирки. У нас есть оборудование для устранения пороков ткани. Там же будут принтовальное оборудование, гравитационные стеллажи, а также сортировщик, упаковщик, электронная система управления, как на всех крупных складах известных маркетплейсов.
Несколько месяцев назад мы открыли на арендованной площади небольшой участок в ЗЖМ Ростова. Можно сказать, что это дополнительный цех Ростовской швейной фабрики, рассчитанный на 40 человек, сейчас удалось набрать 20-25 швей.
Выносные цеха швейных фабрик широко применялись в советское время. Мы переняли эту практику, поскольку она выгодна с точки зрения производительности труда. Это участок пошива из готового кроя, туда не надо нанимать узкоспециализированных специалистов, таких как технолог, конструктор или раскройщик.
N: — То есть достаточно найти не очень квалифицированные кадры?
А.Е.: — Нет, швеи должны быть квалифицированными. Малооплачиваемые работники не могут работать с высокой производительностью, шить сложные изделия хорошего качества, поэтому с 1 апреля мы подняли швеям зарплату на 17%.
На этом участке не запланированы более сложные операции (принтование, варка и т. д.), которые осуществляются на основной фабрике.
N: — Почему открыли этот участок вдалеке от основной фабрики?
А.Е.: — Наши производства должны быть максимально приближены к месту скопления трудовых ресурсов. Швеи — это женщины, а для них маршрут на работу должен быть максимально удобен. Построить фабрику за городом и возить туда людей не получится. Ранее у нас были планы построить в Левенцовке фабрику, но подходящий участок мы не нашли, поэтому построили трикотажную фабрику в СЖМ.
В целом наше производство отличается высокой производительностью, поэтому оно дешевле китайского, не говоря о том, что из Китая нужно это все привезти. Однако у нас большие затраты на создание, разработку коллекции, поэтому конечная цена получается сравнимая.
N: — Видимо, следующая фабрика будет построена на Западном?
А.Е.: — В связи с общим развитием производства в стране рабочие руки очень востребованы. Если будет возможность набрать там много швей, мы построим новые рабочие помещения. Мы это обязательно сделаем, но не раньше, чем через пять лет. Такие проекты мы реализуем с частотой раз в 4 года, но нынешний проект на Королева очень большой, а кредиты очень дорогие. Мы не хотим брать большие заимствования и рисковать всем бизнесом.
Справка
Александр Вадимович Еремеев родился в 1961 году. В 1983 году окончил физический факультет Ростовского госуниверситета. С 1993 года работает в компании, с 2002 года — в должности генерального директора. Женат, отец четверых детей.
АО «Элис Фэшн Рус» управляет тремя производственными площадками в Ростовской области, а также фабриками в г. Вольске Саратовской области и в г. Любани в Беларуси. Фирменная розничная сеть состоит из 144 магазинов, из них 17 открыты в прошлом году. В 2023 году компания выручила 6,7 млрд рублей, планы на этот год — 8,4 млрд рублей.