«Движемся к тому, чтобы сделать сеть федеральной»
ГК «Миллениум», занимающаяся дистрибьюцией и ритейлом продуктов питания, в этом году вывела свою сеть «Ассорти-Продукт» за пределы области. по словам совладельца группы Михаила Сичинавы, открыты 25 магазинов, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, других областях центрального региона
Как рассказал Михаил Сичинава, в условиях развития сетей дистрибьюторским бизнесом управлять стало сложнее. На первый план выходят оптимизация издержек и ускорение обработки заказа, за счет чего «Миллениум» старается удержать уровень маржи. Это удается осуществить при помощи автоматизации, диверсификации брендов и объединении нескольких заказов в одной машине. За счет этих мер компания планирует в будущем году увеличить оборот на 17–18%. N: — Какие бизнес-процессы приходится менять в связи с активным развитием сетевой торговли?
М.С.: — Конечно, дистрибьюторским компаниям теперь сложнее работать, условия ужесточились. Но в приходе сетей я вижу не только отрицательные стороны для бизнеса. Крупные ритейлоры подстегивают нас к тому, чтобы мы работали четче, с минимальными издержками. Перед нами появляются новые задачи. Самая главная — придумать, как удержать маржу. Это удается за счет оптимизации затрат. Здесь большую роль играют технологии, а также правильно обученные кадры.
В последние годы мы довольно много средств вкладывали в подготовку специалистов и совершенствовали технологии — приобретали программное обеспечение, позволяющее ускорить обработку груза, его разгрузку. У нас все автоматизировано. К примеру, когда торговый представитель и супервайзер приходят в магазин и получают на месте заказ, сию же минуту эта информация поступает на центральный сервер, и заказ формируется. Также мы разрабатываем технологию объединенных заказов. Если раньше в одну сеть поставляли 1–2 бренда, сегодня стараемся предложить сразу 15–20. Соответственно, в одну грузовую машину загружаем товары нескольких производителей и несем затраты только на один автомобиль. При этом издержки пропорционально делятся между различными торговыми марками.
У нас есть специальный отдел, который мониторит работу компании, изучает, какие процессы в нашей компании осуществляются эффективно, а какие не очень.
N: — Каковы основные условия сетей для дистрибьюторов?
М.С.: — Если коротко, то это высокий уровень обслуживания, поставка качественного товара и выгодная цена. Должны соблюдаться специальные условия хранения товаров, температурный режим, в частности когда речь идет о мясной продукции. Что касается сроков доставки, согласно обычным условиям они должны составлять 24 часа, стандарт нашей компании — 10–12 часов. Сегодня мы работаем практически со всеми сетями. От эксклюзивных контрактов с производителями рынок сейчас уходит. Большинство наших контрактов не эксклюзивные, но обработка грузов у нас находится на хорошем уровне, поэтому мы достигаем успехов.
N: — Насколько сегодня высок градус конкуренции на рынке дистрибьюции?
М.С.: — Я бы сказал, что она не острая, но достаточно жесткая. Мы делаем ставку на оперативность, диверсификацию, то есть увеличение количества торговых марок. Наша задача — быть привлекательными для производителей. Некоторые компании полностью передают в руки дистрибьютора сбыт своей продукции, некоторые, к примеру «ТАВР», использует комбинированную схему и в какие-то магазины сами возят продукцию. Обращаясь к нам, производители ищут более дешевый способ доставки продукции. Этого можно добиться только при помощи диверсификации брендов и подготовки кадров, которые доводят свою работу до автоматизма.
N: — Какова доля сетей в вашем товарообороте?
М.С.: — Она равна примерно 20%. Раньше составляла 12–13%, а буквально года два назад держалась на уровне 16%. Сетевая торговля со временем вытесняет одиночную, рынок постоянно трансформируется, и мы вынуждены меняться вместе с ним.
N: — В вашу группу компаний входит также сеть магазинов «Ассорти-Продукт». Какова ее роль в вашем бизнесе?
М.С.: — «Ассорти-продукт» — это отдельное направление. Доля этой сети в товарообороте «Миллениума» небольшая. «Миллениум» работает с ней, как и с любой другой компанией. Тем не менее это направление активно развивается. В состав сети входит более 150 торговых точек. До конца года мы планируем открыть еще около 12 магазинов в Ростове и области. Кроме того, начали развитие сети в других регионах. В этом году открыли 25 торговых точек в Центрально-Черноземном районе, Ставропольском и Краснодарском краях, Санкт-Петербурге, Москве. В ближайшее время в столице и Санкт-Петербурге откроется еще по 5 магазинов. Постепенно движемся к тому, чтобы сделать нашу сеть федеральной. В следующем году будем активно развиваться в Краснодарском крае, Волгоградской области и Астрахани.
N: — В чем заключается особенность стратегии сети?
М.С.: — У наших магазинов есть яркое отличие — основной упор на продукцию южных сельхозпроизводителей: лук, картофель, перец, огурцы, помидоры, мясо. Мы открыты для сотрудничества с новыми поставщиками. У нас есть специальные хранилища для овощей, где мы делаем заготовки для сети. Формат иногородних магазинов такой же, как и у ростовских. Это экономичный универсам шаговой доступности площадью от 300 до 500 кв. м.
N: — Развитие сети происходит с привлечением кредитов?
М.С.: — Да. В основном сотрудничаем с Юго-Западным банком Сбербанка России, ВТБ и банком «КЕДР».
N: — Вы упомянули, что маржа дистрибьюторов снижается. Каков ее размер?
М.С.: — Она составляет от 1,5% до 2%. В большей степени ее ужимают сети. Но при этом доставка продукции сетям для нас менее затратна. Чем больше мы везем продукции в одну точку, тем выгоднее. Соответственно, за то, что мы уходим от лишних издержек, сети просят отдать им часть сэкономленных денег. Но я считаю, что это справедливо.
N: — Какие основные задачи стоят сегодня перед предприятием?
М.С.: — Мы ставим на будущий год задачу — увеличить товарооборот на 17–18%. Безусловно, это должно произойти за счет диверсификации, новых контрактов. Надеемся, что новые производители помогут нам прибавить 8–10%, а те бренды, с которыми мы уже работаем, — 7–8%. Ведь сегодня растут зарплаты, затраты на содержание транспортного отдела, дорожает топливо, поэтому рост оборотов нам необходим.
N: — Развиваете ли сегодня транспортный отдел?
М.С.: — За последние 2 года нам удалось обновить с помощью лизинга около 80% автопарка. Этот процесс практически завершен. Всего у нас около 2 тыс. автомобилей. Среди малотоннажек отдаем предпочтение марке «Газ», также приобретали Hyundai Porter. Из крупнотоннажных машин используем MAN.
N: — Устраивает ли вас качество предложений на складском рынке Ростова?
М.С.: — У нас есть собственные склады, но в большинстве случаев мы их арендуем. На нашем рынке востребованы склады категории А, которые соответствовали бы всем нормам хранения продукции. Это требование и производителей, и сетей. Мы наблюдаем небольшой дефицит складов высокой категории.
Что касается цен на аренду, они растут лишь пропорционально тарифам на коммунальные услуги и налогам на землю. Сегодня на склады класса А они составляют от 400 до 450 руб. за кв. м в мес.
N: — У вас есть совместный проект с «ГРУППОЙ АГРОКОМ» по строительству склада площадью 25 тыс. кв. м на месте Ростовского молкомбината. Как продвигается его реализация?
М.С.: — Этот терминал должен помочь нам значительно ускорить свою работу. Но его не удастся построить быстро. Необходимо пройти согласования, подготовить проект. К большому сожалению, этот процесс иногда занимает несколько лет.