«Донуголь» нарастил выручку на 30%, а прибыль — почти втрое
В I квартале выручка ОАО «Донуголь» составила 646 млн рублей. Это, согласно его отчетности, на 30% больше, чем в I квартале 2018 года. Еще более впечатляющим оказался рост чистой прибыли, которая составила 88,3 млн рублей (в 2,8 раза). В прошлом году показатели компании также увеличивались благодаря хорошей конъюнктуре. Однако в этом году цены на уголь снизились, а рубль укрепился. Среди возможных причин продолжения роста бизнеса «Донугля» — инерция контрактов прошлого года и рост добычи.
Рост финансовых показателей «Донугля» в этом году происходит на фоне снижения цен на уголь и укрепления рубля. Мировые цены на уголь в I квартале, как пишет со ссылкой на экспертов газета «Гудок», упали со 103 долларов за тонну (средний показатель прошлого года) до $ 90 на азиатском рынке, а на западном направлении — до $ 51. Неблагоприятная ценовая конъюнктура, как пишет издание, угрожает инвестиционным проектам угольных компаний, однако пока не оказала значительного негативного воздействия на погрузку твердого топлива по сети «РЖД». Впрочем, опрошенные им эксперты отрасли считают, что к концу года уже можно ожидать возвращения цен на прежний уровень.
В «Донугле» не предоставили комментарий по результатам работы в I квартале. Можно лишь предположить, что причиной существенного роста выручки и чистой прибыли компании стала инерция прошлого года, в течение которого бизнесу угольщиков способствовали высокие цены и слабый рубль. В пользу этой версии говорит тот факт, что план по выручке на прошлый год компания не выполнила, хотя и нарастила ее на почти 20% — до 2,56 млрд рублей. Представитель компании заявлял корреспонденту N около года назад о намерениях добыть 1 млн тонн угля, получить выручку свыше 3 млрд руб. и чистую прибыль — свыше 200 млн руб. Из этих параметров удалось существенно перевыполнить только показатель чистой прибыли. Он по итогам 2018 года вырос почти на порядок, превысив 347 млн рублей.
Из отчета «Донугля» следует, что на внешнем рынке компания в 2018 году продала примерно половину добытого угля, а это значит, что ей удалось воспользоваться благоприятной ценовой и курсовой конъюнктурой. Среднегодовая цена на российский энергетический уголь (FOB Восточный), по данным УГМК, выросла в прошлом году на 18%. Что касается рубля, то по отношению к доллару он в прошлом году ослаб на 20%.
В этом году рубль укрепляется, цены на уголь снижаются, но выручка «Донугля» растет. Возможно, что не только благодаря инерции контрактов 2018 года, но также из-за роста добычи. Компания, как известно, реализует крупный инвестпроект с объемом инвестиций 3,8 млрд рублей на шахте «Шерловская-Наклонная».
С 2015 года основной объект инвестиций — геологический горизонт — 500 м. В этом году, как следует из отчета компании, должна была начаться его разработка. Кроме того, в этом году должна закончиться модернизация комплекса приема и рассева угля, предусматривающая переход от ручного к механизированному способу его обогащения.
В планах компании на текущий год — начало работ по сооружению зданий и объектов инфраструктуры, которые обеспечат возможность отработки запасов угля до горизонта 750 м, завершение подготовки проекта на расконсервацию шахты «Обуховская № 1», строительство дополнительного участка железнодорожного пути при станции Божковская СКЖД, что позволит увеличить объемы отгрузки.
По итогам I квартала долговая нагрузка компании составляла, согласно отчету, 1,8 млрд рублей (заемные средства). Основными кредиторами компании являются ее собственник Ахмет Паланкоев (777,3 млн руб.) и ВТБ (827,7 млн руб.).
ОАО «Донуголь» — один из пяти крупнейших угледобытчиков Ростовской области. Крупнейшим является украинская Группа «ДЭТЭК».
Описывая в годовом отчете рыночную конъюнктуру, специалисты «Донугля», обращают внимание на устойчивую тенденцию снижения общего внутреннего спроса на угольную продукцию за счет увеличения потребления газа во всех сферах, отсутствие господдержки угольной промышленности. Из 9 действующих шахт Ростовской области только 3 шахты, по данным «Донугля», ведут добычу на глубинах до 500 метров, глубина ведения горных работ на остальных шахтах достигает 1000 и более метров, что увеличивает себестоимость и риски.
Среди факторов, препятствующих экспорту, в обществе указывают на низкую пропускную способность железных дорог, ограниченность грузоподъемности судов и угольных терминалов в российских портах Азовского и Черного морей.