г. Ростов-на-Дону
22 июня 2025 12:54:42
78.5
90.14

«Доля экспорта в этом году может превысить 70%»

По словам Александра Попова, гендиректора крупнейшего в стране производителя котлов ОАО «ТКЗ “Красный котельщик”», после тяжелого 2015 года компания выходит на 100-процентную загрузку мощностей — во многом благодаря зарубежным контрактам. Перед г-ном Поповым стоит задача снизить кредитную нагрузку на 25% и улучшить систему управления предприятием. 

Таганрогское предприятие уменьшило в прошлом году выручку на 16%, до 4,4 млрд рублей, по сравнению с 2014 годом. Перед новым генеральным директором «Красного котельщика», пришедшим из «Северстали» в марте, стоит задача снизить кредитную нагрузку на 25%, с существующих 7 млрд рублей до 5,25 млрд в ближайшие два года, улучшить систему управления предприятием и добиться 100-процентной загрузки на ближайшие 5 лет.

N: — Предложение возглавить «Красный котельщик» стало для вас неожиданностью? А.П.: — Скорее непростым решением. Последние 10 лет я работал в «Северстали». Пять из них руководил Оленегорским горно-обогатительным комбинатом. Вместе с командой мы добились хороших результатов — по многим позициям сделали предприятие бесспорным лидером в своей отрасли, чем я очень горжусь. Предложение занять должность генерального директора ТКЗ — это, с одной стороны, серьезный вызов: энергомашиностроение для меня новая сфера. С другой — возможность добиться большего: каждый пост, на который я приходил, подразумевал более сложную и интересную работу, чем предыдущий. Понимаю, времени на раскачку мало, необходимо быстро вникнуть в специфику, познакомиться с коллективом, установить прочные деловые связи и найти проблемные места, требующие особого внимания.

N: — Какие особенности новой сферы уже успели заметить? А.П.: — Здесь однозначно больше общения с клиентами, нужно постоянно быть в курсе их проблем, оперативно реагировать и находить решения. К тому же если горная отрасль в чем-то напоминает конвейер с цикличным производственным процессом, то энергетика — высокотехнологичная инжиниринговая отрасль, здесь нельзя подходить ко всему с едиными усредненными мерками. Нужен постоянный тотальный контроль качества.

N: — С какими финансовыми показателями «Красный котельщик» закончил прошлый год? А.П.: — Выручка компании в 2015 году составила 4,4 млрд руб., это на 16% ниже, чем в 2014 году, что связано со снижением спроса на энергетическое оборудование. При этом все обязательства перед заказчиками выполнены. Введены в эксплуатацию котлы на Благовещенской ТЭЦ-2, Черепетской ГРЭС (блок № 9), Серовской ГРЭС, ТЭЦ-20 «Мос­энерго», проведены пусконаладочные работы на Новочеркасской ГРЭС (блок № 9).

N: — Изучали уже динамику выручки за этот год? А.П.: — Пока это закрытая информация. Итоги подведем в конце года.

N: — Каков уровень кредитной нагрузки «Красного котельщика»? А.П.: — Около 7 млрд рублей, в ближайшие два года планируем его сократить на 25%.

N: — С чем связан такой уровень долговой нагрузки? А.П.: — В первую очередь это проекты, которые планировались к осуществлению, но были заморожены. Под них закупались материалы, согласно договорным срокам шло производство оборудования. В частности, речь идет о контракте 2006 года на поставку продукции для индийской ТЭС «Барх». Реализация проекта была временно приостановлена, однако в 2016 году мы возобновили работу.

N: — Как оцениваете взаимоотношения с банками? А.П.: — Наши партнеры — это крупнейшие банки России (ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, ЮниКредит Банк и другие). У нас налажены конструктивные и взаимовыгодные отношения. На днях банк «Санкт-Петербург» и наша головная компания «Силовые машины» подписали соглашение о сотрудничестве. В соответствии с документом банк обеспечит предоставление банковских гарантий в пользу заказчиков энергомашиностроительной компании на срок до 5 лет. Установленный совокупный лимит для Группы компаний «Силовые машины» составляет 5 млрд рублей.

N: — Какие задачи поставило перед вами руководство «Силовых машин» на этот год? А.П.: — Добиться максимальной эффективности и синергии всех процессов на предприятии. Необходимо вывести компанию на стабильный уровень прибыльности, снизить долговую нагрузку, провести внутреннюю диагностику и наметить план действий, который позволит более эффективно и рационально использовать наши ресурсы. Стратегическая задача — укрепить свои позиции на традиционных для нас рынках (доля ТКЗ в России — 80%) и увеличивать присутствие в странах с развивающейся экономикой. В партнерстве с «Силовыми машинами» мы намерены освоить рынки Вьетнама, Ирана, Индии, Пакистана, Африки, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии. Эти рынки еще не насыщены энергетическими мощностями, соответственно, высоки перспективы строительства крупных энергоблоков. В России новых масш­табных проектов мы не ожидаем, поскольку заказчики, скорее, заинтересованы в модернизации существующего парка котлоагрегатов с повышением параметров, КПД и экологичес­ких показателей. Сегодня в портфеле заказов ТКЗ проекты как внутри страны, так и за рубежом. Загрузка завода составляет более 100%, и наша задача — произвести примерно 16 тыс. тонн продукции, выполнив все проекты качественно и в срок (в 2015 г. — 8,5 тыс. тонн. — N). Уверен, мы справимся.

N: — А каков уровень износа энергети­ческого оборудования на российских предприятиях, по вашей оценке? А.П.: — По различным экспертным оценкам, степень износа мощностей в электроэнергетике России составляет сегодня примерно 65%, при этом уровень амортизации в разных сегментах отрасли нельзя назвать одинаковым.

N: — Могли бы вы оценить уровень операционной рентабельности в энергомашиностроительной отрасли? Какой показатель у «Красного котельщика», довольны ли вы им? А.П.: — Если брать усредненное значение, то это 7–12%. Что касается «Красного котельщика», то мы будем готовы поговорить об этом к концу года.

N: — В каком секторе экономики в ближайшее время вы видите наиболее вероятный рост спроса на вашу продукцию? А.П.: — Сегодня, когда завершаются «большие стройки», требующие котлов большой мощности, особый интерес для ТКЗ представляет рынок распределенной, промышленной и коммунальной энергетики. Для этих сфер характерен спрос на оборудование малой и средней мощности. Мы уже успешно реализуем ряд таких проектов. Наши заказчики — ПАО «НЛМК», Балхашская ТЭЦ и ГРЭС в п. Топар, ОАО «Карельский окатыш», Сахалинская ГРЭС.

N: — При этом в годовом отчете компании за 2014 год говорится об увеличении заказов в атомной отрасли. А.П.: — В портфеле заказов ТКЗ доля атомной продукции действительно увеличивается. Наши заказчики — Балаковская АЭС, Калининская АЭС, Белорусская АЭС, Ленинградская АЭС-2. Ключевое событие и достижение 2015 года — подписанный «Силовыми машинами» пакет договоров с «Росатомом» на производство и установку шести комплектов оборудования машинного зала для трех строя­щихся атомных электростанций — АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Кудан-Кулам» (Индия), Курской АЭС-2 (Россия). «Красный котельщик» принимает активное участие в реализации этих проектов.

N: — Какие еще интересные проекты вы могли бы выделить в 2016 году? А.П.: — Нижнекамская ТЭЦ-2. Проект исключительной важности, его успешное исполнение позволит ТКЗ получить референцию на газомазутный котел, предназначенный для сжигания нефтяного кокса. В зоне особого внимания — вьетнамская ТЭС «Лонг Фу-1». Это один из важнейших контрактов в портфеле заказов нашей компании. Контракт на строительство под ключ тепловой электростанции «Лонг Фу-1» общей мощностью 1200 МВт был заключен в январе 2015 года между вьетнамской компанией Vietnam Oil and Gas Group (сокращенно — Petrovietnam) и международным консорциумом PM-PTSC, в состав которого входят «Силовые машины» и Petro­vietnam Technical Services Corporation (Вьетнам). «Силовые машины» являются лидером консорциума. Проект рассчитан на четыре года, в октябре 2019-го запланирован пуск первого энергоблока, в феврале 2020-го — второго. В объем поставки ТКЗ входит оборудование двух котлоагрегатов. В числе стратегических проектов и индийская ТЭС «Барх». На станции планируется установить три прямоточных паровых котла производства ТКЗ, рассчитанных на сверхкритические параметры пара. Высота каждого котлоагрегата превысит 100 метров. Оборудование будет работать в составе трех энергоблоков мощностью 660 МВт каждый. При работе над проектом учтен опыт ТКЗ по проектированию, изготовлению и поставке оборудования, рассчитанного на сжигание «трудных» энергетических топлив, что позволит на ТЭС «Барх» в качестве топлива использовать местные каменные угли.

N: — Как вообще оцениваете уровень конкуренции на зарубежном рынке и в чем видите свои сильные стороны? А.П.: — Уровень конкуренции очень высокий. Среди наших конкурентов как традиционные игроки — корейский Doosan, американский General Electric, в состав которого вошел французский Alstom, японский Mitsubishi, индийский Bhel, китайские производители, так и сравнительно молодые, но активно продвигающиеся на рынке компании из развивающихся стран.

Конкурентные преимущества ТКЗ — это сильная команда конструкторов и инженеров, богатый производственный опыт, собственные уникальные разработки, качество исполнения проектов и, естественно, принадлежность к «Силовым машинам» — компании, входящей в десятку глобальных игроков рынка. После интеграции в 2012 году в «Силовые машины» у группы компаний появилась возможность предоставлять заказчикам комплексные решения строительства энергообъекта под ключ. У нас достаточно широкая линейка сопутствующих услуг. Мы готовы предложить проектирование, изготовление, поставку оборудования и запчастей, услуги сервиса, руководства монтажом и пусконаладкой, ввода объекта в коммер­ческую эксплуатацию. За последние несколько лет значительно расширилась и продуктовая линейка предприятия. В номенклатуре появились соединительные детали и монтажные трубные узлы для газо- и нефтепроводов, газовые водогрейные котлы для муниципальных котельных, знаковым событием стало производство деаэратора объемом 400 куб. м для Ленинградской АЭС-2 и конденсаторов для Ростовской АЭС. Такое оборудование изготовлено «Красным котельщиком» впервые. 

В настоящее время рассматриваем возможности для усиления компетенций по проектированию котельно-вспомогательного оборудования.

N: — Какая доля от общего количества производимой «Красным котельщиком» продукции уходит сейчас на экспорт? Осталась ли она на уровне в 40–50%? А.П.: — В настоящее время мы исполняем большое количество экспортных контрактов для стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. В 2016 году доля экспортных заказов в объеме производства «Красного котельщика» значительна — около 70%.

N: — А какова доля импорта в производстве? А.П.: — Она зависит от комплектности поставки оборудования. При поставке только котла доля импорта составляет примерно 10%, сюда входят арматура, аппараты обдувки. Когда же поставка осуществляется в объеме котельного острова, эта цифра может достигать 25% и включает в себя компоненты котельно-вспомогательного оборудования.

N: — Каков объем инвестиций в программу модернизации на текущий год? А.П.: — Инвестиционная программа «Красного котельщика» на 2016 год составляет более 130 млн руб. Ее основные направления — модернизация участка соединительных деталей трубопроводов, капитальный ремонт имеющегося станочного парка, ввод в эксплуатацию нового оборудования — сварочного манипулятора, установки для нанесения полиуретанового покрытия, дробеструйной камеры, контрольного оборудования. В числе важных инвестпроектов — модернизация системы снабжения завода сжатым воздухом, экономический эффект от внедрения которой составит более 26 млн рублей. Около 30 млн пойдут на улучшение социально-бытовых условий работников.

Параллельно идет концентрация производства. По занимаемой площади ТКЗ входит в число самых больших заводов в России. В советское время площадь завода выросла до 108 гектаров. Но сегодня «Красному котельщику» для выполнения производственных планов и максимально эффективной работы требуется меньшая территория. Создавая более компактное производство, мы сокращаем расходы на налоги, снижаем издержки на энергоресурсы, межцеховые перевозки, обслуживание зданий и оборудования.

N: — В чем конкретно заключается заявленная еще в 2012 году бизнес-система, направленная на «постоянное совершенствование»? А.П.: — Цель программы — повысить эффективность компании и усилить ее конкурентоспособность в отрасли. Необходимые шаги в этом направлении — реорганизация структуры, уменьшение уровней управления, совершенствование и повышение эффективности бизнес-процессов. Проект охватывает практически все направления деятельности компании, в него вовлечен весь персонал. По итогам 2015 года экономический эффект от реализации мероприятий, направленных на сокращение затрат и повышение операционной эффективности, составил 520 миллионов. Сегодня мы занимаемся повышением организационной эффективности. Задача — сократить уровни управления: от гендиректора до рабочего их должно быть не больше 4–5. В большинстве крупных компаний их число доходит до 10. Понятно, что чем больше уровней, тем меньше решений в изначальном виде доходит до сотрудников. Считаю открытость и обратную связь с коллективом важными условиями работы. Ключевая задача каждого руководителя — повысить вовлеченность людей, чтобы человек чувствовал заботу и уверенность в завтрашнем дне. Мы хотим создавать лучший продукт, для этого у нас должны быть лучшие люди, а мы для них должны стать лучшим работодателем.

Просмотров: 15245

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
«Доля экспорта в этом году может превысить 70%»
В ходе рабочей поездки в Зерноградский район врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь посетил молочно-товарную ферму ведущего агропредприятия региона — СЗАО «СКВО» в хуторе Путь Правды Зерноградского района.
Крупные компании
«Доля экспорта в этом году может превысить 70%»
Специалисты по экотехнологиям, входящие в состав жюри национальной экологической премии «Экотех-Лидер 2025», посетили Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ). Их визит состоялся по приглашению Трубной Металлургической Компании (ТМК). Члены конкурсной комиссии оценили систему комплексного менеджмента водных ресурсов, внедренную на ТАГМЕТе.
Крупные компании
«Доля экспорта в этом году может превысить 70%»
Выручка АО «Тагмет» по итогам 2024 года снизилась на 8%, до 63,18 млрд рублей, компания получила убыток 4,8 млрд рублей против прибыли 134 тыс. рублей годом ранее.
Крупные компании
«Доля экспорта в этом году может превысить 70%»
Крупнейший донской дорожный подрядчик «Т-Транс» заключил контракты с Министерством транспорта Ростовской области на 1,8 млрд руб. За эти деньги он будет обслуживать региональные и межмуниципальные дороги. Если считать по километражу, это самый крупный подрядчик ростовского минтранса для данной категории магистралей. Он будет содержать и ремонтировать более половины дорог областного и межмуниципального значения.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.