г. Ростов-на-Дону
20 июня 2025 19:26:48
78.48
89.84

«Динамика роста наших пассажироперевозок в четыре раза выше, чем у других крупных игроков»

Гендиректор ОАО «ДОНАВИА» Александр Стеблин утверждает, что успешно конкурировать с федеральными авиаперевозчиками компании удается благодаря улучшению сервиса, минимальному проценту задержек рейсов и более активному внедрению современных способов регистрации пассажиров.


В первом полугодии 2014 года ростовская «дочка» «Аэрофлота» «ДОНАВИА» увеличила перевозку пассажиров почти на 40% и вошла в топ-10 крупнейших российских авиаперевозчиков. По словам гендиректора компании Александра Стеблина, это стало возможным благодаря расширению маршрутной сети, улучшению сервиса и более активному, чем у конкурентов, внедрению инструментов для самостоятельной регистрации на рейс. Планы развития компании «ДОНАВИА», занимающей, по собственным оценкам, не менее 30% ростовского рынка авиаперевозок, связаны с усилением присутствия на московском направлении и развитием регионального авиасообщения. N: — С конца весны работающие в Ростове авиакомпании дважды оказывались в новых обстоятельствах — в связи с заявлениями о закрытии аэропорта из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП), а затем — о переносе работ на апрель 2015 года. Как сказались неожиданные изменения планов на вашей работе?

А.С.: — С тех пор как появилась информация о закрытии аэропорта в сентябре, мы проделали существенную работу по переносу рейсов в другие города на юге — в Краснодар и Сочи. В компании провели переговоры и достигли договоренностей с аэропортами, получили слоты. Началась продажа билетов. Перед нами стояла задача не допустить заметного снижения объемов перевозок и загрузки воздушных судов. Самолеты зарабатывают только тогда, когда летают.

Мы рассматривали и вариант переноса рейсов в Таганрог, но аэропорт оказался не готов и не допущен к приему тех типов воздушных судов, которые используем мы (Airbus A319. — N).

Теперь практически все перенесенные рейсы будут отменены и возвращены в Ростов. Однако в силу наличия договоренностей и уже проданных билетов восстановить расписание из Ростова в сентябре — октябре на 100% мы не сможем. Пассажиров, купивших билеты с вылетом из Сочи, мало волнует, что тут у нас закрылось-открылось, они имеют полное право их реализовать.

В течение двух недель мы не будем выполнять рейсы в Тель-Авив, Екатеринбург, Ташкент, Худжанд и Стамбул. Но все это временные и гораздо меньшие трудности, чем закрытие аэропорта.

N: — Какие потери понесла «ДОНАВИА» в связи с корректировкой планов реконструкции ВПП?

А.С.: — Основные потери связаны со временем и трудозатратами: люди по два раза проделали одну и ту же работу. Финансовые потери будут весьма незначительны.

N: — Целесообразно ли, на ваш взгляд, проводить довольно дорогостоящую реконструкцию с учетом того, что в ближайшее время начнется строительство Южного хаба?

А.С.: — Да, реконструкция необходима, поскольку речь идет о безопасности. Все недостатки ВПП, образовавшиеся в процессе эксплуатации, — трещины, неровности и пр. — должны быть устранены. И это решение было принято после анализа состояния полосы соответствующими специалистами.

Скоро начнется строительство Южного хаба. Однако, даже если между окончанием реконструкции старого аэропорта и открытием нового будет полгода, проводить работы все равно необходимо. А мы не можем не летать в течение нескольких месяцев.

N: — Из полугодового отчета компании следует, что объемы перевозок за шесть месяцев выросли почти на 40%. Чем это объясняется?

А.С.: — Действительно, мы показали рост на 37,8% — перевезли 793,8 тыс. пассажиров. Эта динамика примерно в четыре раза выше, чем у других крупных игроков по всей России. Причин несколько. Во-первых, мы оптимизировали маршрутную сеть, ввели новые направления. Из Ростова появился рейс в Симферополь, сейчас он выполняется с загрузкой на уровне 90%, а также рейсы в Екатеринбург и Омск. Расширилась география полетов из Сочи и других городов помимо Ростова.

Кроме того, у нас существенно выросла занятость кресел. В среднем за семь месяцев она составляет 72%, в 2013 году за этот же период — 66%. Думаю, сыграл роль и такой фактор, как более активное передвижение госслужащих, представителей правительства и силовых структур: все-таки сейчас внимание к Ростовской области повышено. Но главной причиной мы склонны считать улучшение уровня сервиса. У нас один из самых низких показателей задержек рейсов в России — всего 1,5%. По итогам полугодия мы на 10-м месте в стране по объемам перевозок, а по регулярности редко опускаемся ниже первой пятерки. В «ДОНАВИА» ощутимо изменилось качество питания. Прошлой осенью мы перешли от приготовления в собственном цехе к работе с компанией «Аэромар», которая специализируется на бортовом питании и обслуживает «Аэрофлот». В итоге мы получили более высокое качество по выгодной цене.

Если говорить о темпах роста, то в этом году мы на два месяца раньше, чем год назад, перевезли миллионного пассажира. Это случилось в начале августа. В целом план до конца года — 1,7 млн человек, это примерно плюс 25% к 2013 г. В предыдущие два года у нас также был рост на уровне 30%.

N: — Каковы кратко- и среднесрочная стратегии развития компании? Какие направления в компании рассматривают как наиболее перспективные?

А.С.: — До конца года мы не планируем вводить новые направления. Главная задача на ближайшее время — сохранить позиции и продолжать улучшать качество. Мы на 10-м месте в списке российских авиаперевозчиков, но, чтобы двигаться выше, нужно расширять парк самолетов, к чему мы пока не готовы. В данный момент у «ДОНАВИА» 10 воздушных судов, а у занимающей девятое место компании — почти в два раза больше.

Мы планируем изменение частоты полетов по существующим рейсам. Например, с начала года уже увеличили количество вылетов из Ростова в Ереван с двух до шести. У нас очень большая армянская диаспора и крепкие отношения с Арменией на государственном уровне. Это направление всегда было очень перспективным.

Несмотря на высокую конкуренцию на мос­ковском направлении, здесь также есть возможности для роста. Пока мы выполняем из Ростова пять-шесть вылетов ежедневно в зависимости от дня недели, все — в аэропорт Шереметьево. Перспективу видим в открытии рейсов во Внуково. Московское направление отличает территориальное деление: пассажиры, для которых актуальны вылеты из Шереметьево и Внуково, — это две совершенно разные группы.

Кроме того, мы рассматриваем варианты развития маршрутной сети за счет региональных перевозок. Такой опыт у нас уже есть: ежедневно выполняется рейс Краснодар — Сочи, на нем редко бывает занято меньше 100 из 132 кресел. Время в пути — всего 30 минут, и многие предпочитают такой перелет автомобильной поездке по серпантину и перевалам.

Среди возможных региональных вариантов — рейсы Ростов — Сочи, Минводы — Ростов и пр. Есть очень много пар городов, которые можно успешно соединить.

Пока мы не приступали к проработке конкретных решений. Очень многое должно сложиться: пассажиропоток, наличие подходящих воздушных судов. Возможно, это даже не перспектива ближайшего года-двух, но рано или поздно мы точно к этому придем.

N: — Почему не рассматриваете варианты открытия новых регулярных рейсов за рубеж, в частности в Европу?

А.С.: — Мы используем хабовые возможности Шереметьево. Там очень удобные стыковки с международными рейсами «Аэрофлота», широкая сеть маршрутов и высокая частота полетов. Таких возможностей при вылете из Ростова у нас просто не будет. Открыть рейсы в несколько городов мы не можем. Ну, будет у нас рейс в один европейский город. На нем — 100 человек, 15 из которых направляется в Мюнхен, 30 — в Париж, еще 20 — в Вену и т. д. Достаточного количества удобных стыковок с одним ростовским рейсом найти не удастся. При этом почти все направления есть у «Аэрофлота» из Шереметьево. Лететь через Москву сегодня и удобнее, и выгоднее.

N: — Как повлияли на работу «ДОНАВИА» события в Украине?

А.С.: — Изменения коснулись операционной деятельности: маршруты полетов пришлось корректировать. Мы вынуждены облетать зону конфликта, что приводит к удлинению полета примерно на 7 минут. Тратим больше топлива, но на тарифах это не сказывается. Пассажирам изменения вряд ли заметны.

N: — Как вы оцениваете собственную долю на южнороссийском рынке авиаперевозок?

А.С.: — Данных по югу у нас нет; из Ростова-на-Дону мы выполняем не менее 30% всех рейсов. Острее всего конкуренция ощущается на московском направлении, где работают наши федеральные коллеги из первой пятерки — UTair, S7, «ТРАНСАЭРО» и др. При этом мы довольны загрузкой рейсов на Москву: она нередко достигает 90%.

Наши конкурентные преимущества — регулярность, о которой я уже упоминал, грамотная тарифная политика, эффект синергии от нахождения в группе «Аэрофлот» и постоянно растущий уровень сервиса.

Сейчас мы активно развиваем возможности для самостоятельной регистрации пассажиров на рейс. Online-регистрация работает с 2012 года; с этого года мы начали установку киосков для саморегистрации в ростовском аэропорту. Сейчас их уже два, а наши конкуренты в Рос­тове пока не сделали ничего подобного. Между тем этот вариант очень актуален для деловых туристов, многие из которых проводят в городе сутки или чуть больше, а также для всех тех, кто путешествует без багажа. Регистрация открывается за сутки до вылета. До конца года мы рассчитываем запустить мобильную регист­рацию — с телефона, планшета и пр. Система присылает пассажиру штрихкод, аппарат в аэропорту считывает его и распечатывает посадочный талон. Сам аппарат уже куплен. В целом по группе «Аэрофлот» показатель самостоятельных регистраций уже превышает 30%.

N: — Как может повлиять на местный рынок приход в Ростов «Добролета»?

А.С.: — Я уверен, что «Добролет» обязательно придет в Ростов, но не думаю, что это произойдет раньше 2016 года. Безусловно, в некоторой степени наши аудитории пересекутся. А поскольку эта компания из нашей группы, здесь не стоит вопрос о противопоставлении.

Одна из главных идей низкобюджетных перевозок состоит в расширении клиентской базы за счет тех, кто прежде не летал. Российский авиарынок еще далек от насыщения. Коэффициент мобильности населения у нас в несколько раз ниже, чем в Европе и США: 0,5 против 1,5–2. Чтобы его высчитать, мы делим все количество перевезенных пассажиров на население страны. Потенциал у нас просто огромен.

N: — Что будет с парком воздушных судов «ДОНАВИА» в ближайшее время?

А.С.: — Сейчас у нас 10 Airbus A319, рас­считанных на 132 кресла. Последний Boeing-737 в сентябре мы вернем лизингодателю. Наша стратегия развития не предусмат­ривает принципиальных изменений и расширения парка, пока имеющихся судов достаточно.

N: — Испытываете ли вы сегодня кадровые проблемы?

А.С.: — У нас средняя зарплата — 83 тыс. руб. с учетом зарплаты летчиков плюс очень большой соцпакет. Поэтому со специалистами общего профиля проблем нет: выбирая между нами и предприятием из другой отрасли, скажем, бухгалтер выберет нас.

С летным составом мы испытываем те же трудности, что и вся отрасль. Но выраженного дефицита нет, иначе мы не смогли бы расширять маршрутную сеть.

Ситуация с подготовкой пилотов в стране постепенно выправляется: набор в учебные заведения в последние годы существенно увеличился, при поддержке государства обновляется материально-техническая база, выпускники уже отлично владеют английским: сейчас квалификационный минимум — это обязательное требование.

Если все продолжит меняться такими же темпами, ситуация стабилизируется уже через 3–5 лет.

Каждый год мы составляем планы по персоналу, и сейчас фактические данные гораздо лучше, чем то, что мы планировали. Люди меньше уходят и больше приходят. Это касается и самых дефицитных кадров — командиров экипажей. Бортпроводников «ДОНАВИА» готовят в СК УТЦ и УТЦ в г. Минеральные Воды.

Частично мы формируем кадровый резерв, сотрудничая с региональными вузами — ДГТУ и Новочеркасским политехническим институтом. Обсуждаем с ними наши потребности. Мы оценили нужды компании в кадрах до 2020 года: в различных областях нам понадобится 239 специалистов. Всю информацию направили в вузы.

N: — Могли бы вы прокомментировать претензии УФАС по поводу разных цен на билеты экономкласса на московских рейсах?

А.С.: — Это не совсем моя компетенция, но я могу высказать собственное мнение по поводу разницы в цене. Никто не удивляется, что в понедельник и субботу цены на билеты на один и тот же фильм в одном и том же кинотеатре отличаются в два-три раза. В нашей отрасли логика та же. На московском рынке работают не меньше пяти компаний — конкуренция очень высока. А конкуренция — залог справедливой цены.

Просмотров: 4391

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
«Динамика роста наших пассажироперевозок в четыре раза выше, чем у других крупных игроков»
В ходе рабочей поездки в Зерноградский район врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь посетил молочно-товарную ферму ведущего агропредприятия региона — СЗАО «СКВО» в хуторе Путь Правды Зерноградского района.
Крупные компании
«Динамика роста наших пассажироперевозок в четыре раза выше, чем у других крупных игроков»
Специалисты по экотехнологиям, входящие в состав жюри национальной экологической премии «Экотех-Лидер 2025», посетили Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ). Их визит состоялся по приглашению Трубной Металлургической Компании (ТМК). Члены конкурсной комиссии оценили систему комплексного менеджмента водных ресурсов, внедренную на ТАГМЕТе.
Крупные компании
«Динамика роста наших пассажироперевозок в четыре раза выше, чем у других крупных игроков»
Выручка АО «Тагмет» по итогам 2024 года снизилась на 8%, до 63,18 млрд рублей, компания получила убыток 4,8 млрд рублей против прибыли 134 тыс. рублей годом ранее.
Крупные компании
«Динамика роста наших пассажироперевозок в четыре раза выше, чем у других крупных игроков»
Крупнейший донской дорожный подрядчик «Т-Транс» заключил контракты с Министерством транспорта Ростовской области на 1,8 млрд руб. За эти деньги он будет обслуживать региональные и межмуниципальные дороги. Если считать по километражу, это самый крупный подрядчик ростовского минтранса для данной категории магистралей. Он будет содержать и ремонтировать более половины дорог областного и межмуниципального значения.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.