В Азове будут держать порт сухим
ОАО «Азовский морской порт» (АМП) заключило соглашение с мировым лидером контейнерных перевозок компанией Maersk о перевалке грузов через Азов. В связи с этим АМП модернизирует терминал действующего порта и строит первый в Ростовской области сухой порт. По мнению участников рынка, сотрудничество с Maersk может позволить азовскому порту увеличить грузооборот за счет перспективных контейнерных перевозок.
Проектная мощность контейнерного терминала в АМП составит до 75000 TEU в год с единовременным хранением до 5000 TEU. По мнению участников рынка, сотрудничество с Maersk может позволить азовскому порту увеличить грузооборот за счет контейнерных перевозок. Проекты контейнерных терминалов в портах Ростовской области
— Стратегическим вектором развития Азовского морского порта будет переориентация на грузы в контейнерах, поскольку именно перевозка грузов в контейнерах является самым современным, экологичным и универсальным форматом грузоперевозок, — заявил N член совета директоров АМП Владимир Волков. — Сейчас порт организует вторую для себя фидерную линию Азов — Стамбул с компанией Maersk, лидером мировых контейнерных грузоперевозок, линия должна заработать до конца года. Первая линия была организована в сотрудничестве с компанией SUN Unicorn.
По словам г-на Волкова, контейнерными перевозками в тестовом режиме АМП занимается с 2010 года. Сама причальная стенка терминала была построена в 2004 году, а с 2004 по 2010 годы проводились благоустройство территории и наполнение терминала техникой. Кроме линии Maersk в АМП рассматривают возможность перевалки в контейнерах некоторых видов стали Магнитогорского металлургического комбината. «Конечно, на данный момент Maersk является одним из наших ключевых партнеров, но не единственным», — говорит топ-менеджер АМП.
Директор Новороссийского филиала ЗАО «Маэрск» (российская «дочка» Maersk) Максим Столяров подтвердил, что сотрудничает с АМП, но давать более детальные комментарии в компании на данный момент не готовы. По словам г-на Волкова, грузы Maersk пока составляют не более 15% от общего грузопотока порта.
— Говорить сейчас, насколько может вырасти в целом грузооборот порта, рано, думаю, к концу года мы должны выйти на серьезные объемы совместной работы, — говорит г-н Волков. — Maersk продолжает возить грузы и через Новороссийск, но у нашего порта есть определенные преимущества, т. к. у нас доставка автотранспортом в центральные регионы России дешевле за счет более короткого плеча. Например, если сравнивать стоимость доставки контейнера от Новороссийска до Москвы и от Азова до Москвы, то здесь цена отличается на 1 тыс. долларов в нашу пользу.
В рамках развития контейнерных перевозок АМП закупает технику для модернизации существующего терминала, а также начинает строительство первого в Ростовской области сухого порта, состоящего из склада временного хранения и таможенного склада, находящихся в удалении от основного порта. Всего в ЮФО сейчас работает девять таможенных складов.
По словам Владимира Волкова, для модернизации терминала в 2010 году были приобретены два погрузчика фирмы Liebherr стоимостью около 500 тыс. евро каждый, которые позволяют складировать контейнеры в пять ярусов. В настоящее время ведутся переговоры с компанией Liebherr о покупке одного или двух контейнерных перегружателей, стоимость каждого — от 4,5 до 5,5 млн евро, в зависимости от комплектации. Также в порту есть специализированные тягачи для перевозки контейнеров.
— В дальнейшем мы будем приобретать только новую технику, которая, по нашим расчетам, позволит увеличить скорость обработки контейнерных грузов на 30–40%, — добавляет г-н Волков.
Также, по информации сайта АМП, указано, что в рамках реализации третьего этапа инвестиционной программы в ОАО «Азовский морской порт» завершено строительство специализированного контейнерного терминала. По своим параметрам этот терминал является одним из крупнейших в регионе. Проектная мощность терминала — до 75000 TEU в год с единовременным хранением до 5000 TEU. Для сравнения: крупнейший донской логистический проект, Ростовский универсальный порт, который реализует Азово-Донское пароходство, сможет обрабатывать от 150 до 200 тыс. TEU в год.
Реализовать проект строительства сухого порта в компании решили из-за роста контейнеризации грузов и востребованности дополнительных услуг по их обработке.
Сухой порт будет расположен в 3 км от основного порта и займет участок площадью 7 гектаров. На его территории будут расположены склад временного хранения и таможенный склад. На таможенном складе импортеры смогут длительное время хранить свои грузы и забирать товар по мере необходимости, платя за него НДС и таможенные платежи. На первом этапе будет построено 2 тыс. кв. м крытых помещений. Второй этап крытых площадей находится в стадии проектирования. В дальнейшем крытые склады могут занять 23 тыс. кв. м на территории сухого порта.
— Какую площадь на территории сухого порта будут занимать крытые склады, точно пока не известно. Все будет зависеть от номенклатуры грузов и от того, какие объемы к нам будут поступать, — объясняет г-н Волков. — По всем расчетам, на первом этапе одного крытого склада нам будет достаточно. Но, по нашим прогнозам, в дальнейшем крытые склады, скорее всего, займут третью часть территории сухого порта.
Владимир Волков считает, что приоритетным будет использование сухого порта как склада временного хранения, что позволит максимально ускорить обработку грузов на территории основного контейнерного терминала, а клиенты, которым будет требоваться длительное хранение контейнеров во время таможенных и прочих процедур, получат его по более низким тарифам. К данному моменту уже успешно проведены переговоры с таможенной службой о размещении таможенников на территории сухого порта.
Объем инвестиций в реализацию проекта в компании не называют, но отмечают, что строительство ведется полностью на собственные средства и кредитные деньги привлекаться не будут. По словам Владимира Волкова, срок окупаемости составит от 3 до 5 лет, в зависимости от реализации наиболее оптимистичного или наиболее пессимистичного варианта.
По словам логистического оператора, попросившего об анонимности, соглашение с Maersk — это значимое, прорывное событие для АМП. У Новороссийска есть определенные географические ограничения, поэтому развитие остальных портов, таких как Азов, важно. Клиенты привыкли к Новороссийску или Таганрогу, поэтому, оценивая новый сервис азовского порта, они будут в первую очередь смотреть на цену. Если она будет конкурентна, то грузопоток через Азов увеличится.
— У Азовского морского порта уже был неудачный опыт работы с конкурентом Maersk — компанией MSC (также входит в тройку мировых лидеров), которая продержалась в порту всего полгода, — добавляет эксперт. — Наверняка Maersk в Азов привлекал не столько Азовский морской порт, сколько владелец первой фидерной линии Unity (выступает агентом SUN Unicorn и Maersk), который за счет этого может заполнить свои суда, а также предложить клиентам из ЮФО сервис прямой доставки контейнерных грузов из Юго-Восточной Азии, а также других точек мира. Однако пока цены, на мой взгляд, непривлекательны, если не считать клиентов, которым важна доставка именно в Азов.
— Возможно, Азовскому морскому порту удастся перетянуть на себя часть грузопотоков, идущих в порты Азовского и Черного морей, за счет сотрудничества с Maersk, все зависит от сервиса, который они предложат, — считает оператор логистического рынка, также пожелавший остаться неназванным. — Хотя конкурировать с такими портами, как Новороссийск, где есть океанские линии без фидера, сложно. В целом инфраструктура портов Азова, Ростова, Таганрога, Мариуполя и других не загружена полностью, а поток грузов, идущий сюда, из года в год остается постоянным. Сухой порт — это дополнительная инфраструктура. Например, крытые склады классов А и В могут быть востребованы операторами 3PL-логистики (предоставляют комплекс логистических услуг, от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров). Инфраструктуру могут создавать по нескольким причинам. В данном случае, мне кажется, происходит капитализация компании.