г. Ростов-на-Дону
16 апреля 2025 12:41:59
82.3
93.68

ТагАЗ готовят для «стратега»

Сбербанк переуступил права (требования) в отношении Таганрогского автозавода (ТагАЗ) своей аффилированной структуре — Южной автомобильной группе. Эксперт «Автостата» считает, что ситуация будет развиваться по примеру обанкротившегося «ИжАвто», на котором сбербанковская Объединенная автомобильная группа восстановила производство, а затем продала завод стратегическому инвестору.


Президент и председатель правления Сберегательного банка Российской Федерации Герман Греф решил создать для работы с проблемным ТагАЗом специальное предприятие — Южную автомобильную группу.
Владелец ТагАЗа Михаил Парамонов в июньском интервью «РБК» обвинял Сбербанк в попытке захватить завод, как это якобы сделали аффилированные с банком «Сбербанк Капитал» и Объединенная автомобильная группа с автозаводами «Дервейс» и «ИжАвто». По мнению эксперта «Автостата», Южная автомобильная группа (ЮАГ) должна консолидировать позиции основных кредиторов ТагАЗа, чтобы было возможно вести переговоры с потенциальными покупателями завода. На сам Сбербанк приходится, впрочем, лишь пятая часть общей задолженности группы «ТагАЗ» сторонним кредиторам. ВТБ и Газпромбанк (основные кредиторы наравне со Сбербанком) официально не комментируют ситуацию, а кулуарно замечают, что удивлены появлением ЮАГ.

Юго-Западный банк (ЮЗБ) Сбербанка 30 июня заключил договор переуступки прав (требований) в отношении группы «ТагАЗ» с ЮАГ, об этом сообщил 23 июля на заседании Арбитражного суда области представитель ЮЗБ. Согласно данным ФНС, документы на регистрацию при создании ЮАГ подала совсем недавно — 26 июня.

— ООО «Южная автомобильная группа» — это дочерняя компания ООО «Сбербанк Капитал», в настоящий момент ЮАГ осуществляются мероприятия, направленные на возврат задолженности в рамках введенной в отношении ТагАЗа процедуры наблюдения, — уточнили N в пресс-службе ЮЗБ.

«Сбербанк Капитал» был создан Сбербанком в 2009 году для работы с проблемными и непрофильными активами. Компания уже отметилась работой с автопромом: в 2010–2011 гг. «дочка» «Сбербанк Капитала» — ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ) — восстановила производство на банкротившемся «ИжАвто», затем приобрела с конкурсных торгов его мощности и продала их «АвтоВАЗу», а в 2010 году сам «Сбербанк Капитал» получил 51% долей в карачаево-черкесском автопроизводителе «ДЕРВЕЙС» (подробнее см. инфографику). Автомобильные проекты «Сбербанк Капитала»

— Самому Сбербанку не с руки плотно заниматься специализированными вещами. Поэтому когда банк понимает, что взыскать деньги или продать актив в текущем состоянии невозможно, то ему приходится глубже вникать в дело и создавать специальные структуры, — объясняет исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — В отношении ТагАЗа будет применена такая же стратегия, как с «ИжАвто», — разобраться в том, что происходит, и понять, как использовать актив в дальнейшем. Пока Южная автомобильная группа не разберется в ситуации на заводе, то продать залог будет невозможно — все должно быть прозрачно.

Владелец ТагАЗа Михаил Парамонов, как следует из его июньского интервью «РБК daily», в помощь Сбербанка не верит. «Разорились «ИжАвто», «ДЕРВЕЙС», разорились мы. Везде фигурирует Сбербанк», — говорил бизнесмен. Впрочем, в июле в интервью РАПСИ директор управления по работе с проблемными активами Сбербанка Светлана Сагайдак назвала слова г-на Парамонова «эмоциональным срывом» и отметила, что «ИжАвто» и «ДЕРВЕЙС» продолжают работать.

Звонки N г-ну Парамонову и гендиректору ТагАЗа Андрею Фрадкину на прошлой неделе остались без ответа.

— Действия Сбербанка понятны — выводят долг и чистят баланс, чтобы показать акционерам, как все хорошо. Никто поднимать завод не будет, — уверен источник, близкий к ТагАЗу. — Продать завод профильному инвестору у самого Сбербанка не получится: у него меньше 50% от размера совокупного долга ТагАЗа перед банками. Поэтому возникает вопрос: кто будет выкупать пакет долгов остальных кредиторов?

Долги группы «ТагАЗ» — 29 млрд рублей, включая 8 млрд рублей внутригрупповых долгов, уточняла г-жа Сагайдак. Крупнейшие кредиторы: Сбербанк (3,8–3,9 млрд рублей), ВТБ (около 4 млрд рублей) и Газпромбанк (2,8 млрд рублей). Сергей Удалов полагает, что одной из главных задач ЮАГ сейчас будет консолидация позиций кредиторов — это важно, чтобы вести полноценные переговоры с потенциальными покупателями.

— И если структура Сбербанка будет заниматься распутыванием ситуации на ТагАЗе, то, возможно, сможет получить некий бонус от ВТБ и Газпромбанка за свою работу, — считает эксперт.

Впрочем, в банках пока ни о каких бонусах не помышляют.

— Мы были не в курсе появления в деле ЮАГ, но слегка удивлены таким поворотом событий, — рассказал N источник в одном из банков, заметив, что «судебным баталиям за тагазовские активы конца не видно». Официально в банках ситуацию не комментируют.

На «ИжАвто» сбербанковская ОАГ занималась переговорами с автопроизводителями, предлагая им покупку завода или контрактную сборку, помимо «АвтоВАЗа» официально велись переговоры с Huyndai и KIA (входят в один концерн). План действий ЮАГ в отношении ТагАЗа пока не озвучивается.

— В настоящее время окончательная стратегия работы с проблемной задолженностью ТагАЗа не определена, в связи с чем раскрывать подробности преждевременно, — заявили N в федеральном пресс-центре Сбербанка.

Основным партнером ТагАЗа до 2008 года был Hyundai, затем компания начала сотрудничать с китайскими Chery, BYD и JAC. С BYD AUTO Таганрогский автозавод в ноябре 2010 года даже подписал в рамках Пятого российско-китайского делового форума соглашение о стратегическом сотрудничестве на сумму $ 3,6 млрд (см. N, № 905).

В российских офисах Hyundai и Chery на запросы N о возможности работы с ЮАГ к моменту верстки номера не ответили, связаться с представителями BYD и JAC на прошлой неделе не удалось.

— ТагАЗ может быть интересен тем крупным автомобильным компаниям, у которых еще нет производства в России и которые хотят быстрее наладить его здесь, хотя таких осталось не много. Интерес к российскому авторынку есть у китайцев: рынок достаточно большой, на нем востребованы бюджетные автомобили, есть заградительные меры в отношении импорта и плюсы для производителей внутри страны. К тому же сейчас китайцы улучшают качество, сервис, нанимают местных специалистов, — рассуждает Сергей Удалов. — У ТагАЗа за последнее время несколько испорчена репутация, всех пугают долги, суды. Если у завода поменяется собственник и им станет государственный Сбербанк, то это может улучшить ситуацию.

Просмотров: 3490

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сделки
ТагАЗ готовят для «стратега»
Гостиница «Арка», построенная в Ростове на Б. Садовой местным бизнесменом Евгением Каракушьяном, перешла в собственность группы Visant российского миллиардера Аркадия Ротенберга.
Сделки
ТагАЗ готовят для «стратега»
Две фабрики «Глории Джинс» — в Гуково и Зверево — купил донской производитель спецодежды ООО «Булава», недавно совладельцем компании стал производитель одежды для военных «Триада-ТКО», входящий в концерн «Калашников».
Сделки
ТагАЗ готовят для «стратега»
Тимур Узденов, сын известного донского бизнесмена Али Узденова, купил аэропорт в Белой Калитве. Если ему удастся получить разрешение военных на полеты, проведение авиационных сельхозработ может принести аэропорту хорошую прибыль.
Сделки
ТагАЗ готовят для «стратега»
Компания «Донаэродорстрой» получила госконтракт на строительство первого этапа второй очереди нового ростовского кладбища на территории Мясниковского района. Из бюджета Ростова на это будет выделено 1,78 млрд рублей. В результате площадь кладбища удвоится и составит 80 гектаров.