ТагАЗ готовят для «стратега»
Сбербанк переуступил права (требования) в отношении Таганрогского автозавода (ТагАЗ) своей аффилированной структуре — Южной автомобильной группе. Эксперт «Автостата» считает, что ситуация будет развиваться по примеру обанкротившегося «ИжАвто», на котором сбербанковская Объединенная автомобильная группа восстановила производство, а затем продала завод стратегическому инвестору.
Президент и председатель правления Сберегательного банка Российской Федерации Герман Греф решил создать для работы с проблемным ТагАЗом специальное предприятие — Южную автомобильную группу.
Владелец ТагАЗа Михаил Парамонов в июньском интервью «РБК» обвинял Сбербанк в попытке захватить завод, как это якобы сделали аффилированные с банком «Сбербанк Капитал» и Объединенная автомобильная группа с автозаводами «Дервейс» и «ИжАвто». По мнению эксперта «Автостата», Южная автомобильная группа (ЮАГ) должна консолидировать позиции основных кредиторов ТагАЗа, чтобы было возможно вести переговоры с потенциальными покупателями завода. На сам Сбербанк приходится, впрочем, лишь пятая часть общей задолженности группы «ТагАЗ» сторонним кредиторам. ВТБ и Газпромбанк (основные кредиторы наравне со Сбербанком) официально не комментируют ситуацию, а кулуарно замечают, что удивлены появлением ЮАГ.
Юго-Западный банк (ЮЗБ) Сбербанка 30 июня заключил договор переуступки прав (требований) в отношении группы «ТагАЗ» с ЮАГ, об этом сообщил 23 июля на заседании Арбитражного суда области представитель ЮЗБ. Согласно данным ФНС, документы на регистрацию при создании ЮАГ подала совсем недавно — 26 июня.
— ООО «Южная автомобильная группа» — это дочерняя компания ООО «Сбербанк Капитал», в настоящий момент ЮАГ осуществляются мероприятия, направленные на возврат задолженности в рамках введенной в отношении ТагАЗа процедуры наблюдения, — уточнили N в пресс-службе ЮЗБ.
«Сбербанк Капитал» был создан Сбербанком в 2009 году для работы с проблемными и непрофильными активами. Компания уже отметилась работой с автопромом: в 2010–2011 гг. «дочка» «Сбербанк Капитала» — ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ) — восстановила производство на банкротившемся «ИжАвто», затем приобрела с конкурсных торгов его мощности и продала их «АвтоВАЗу», а в 2010 году сам «Сбербанк Капитал» получил 51% долей в карачаево-черкесском автопроизводителе «ДЕРВЕЙС» (подробнее см. инфографику). Автомобильные проекты «Сбербанк Капитала»
— Самому Сбербанку не с руки плотно заниматься специализированными вещами. Поэтому когда банк понимает, что взыскать деньги или продать актив в текущем состоянии невозможно, то ему приходится глубже вникать в дело и создавать специальные структуры, — объясняет исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — В отношении ТагАЗа будет применена такая же стратегия, как с «ИжАвто», — разобраться в том, что происходит, и понять, как использовать актив в дальнейшем. Пока Южная автомобильная группа не разберется в ситуации на заводе, то продать залог будет невозможно — все должно быть прозрачно.
Владелец ТагАЗа Михаил Парамонов, как следует из его июньского интервью «РБК daily», в помощь Сбербанка не верит. «Разорились «ИжАвто», «ДЕРВЕЙС», разорились мы. Везде фигурирует Сбербанк», — говорил бизнесмен. Впрочем, в июле в интервью РАПСИ директор управления по работе с проблемными активами Сбербанка Светлана Сагайдак назвала слова г-на Парамонова «эмоциональным срывом» и отметила, что «ИжАвто» и «ДЕРВЕЙС» продолжают работать.
Звонки N г-ну Парамонову и гендиректору ТагАЗа Андрею Фрадкину на прошлой неделе остались без ответа.
— Действия Сбербанка понятны — выводят долг и чистят баланс, чтобы показать акционерам, как все хорошо. Никто поднимать завод не будет, — уверен источник, близкий к ТагАЗу. — Продать завод профильному инвестору у самого Сбербанка не получится: у него меньше 50% от размера совокупного долга ТагАЗа перед банками. Поэтому возникает вопрос: кто будет выкупать пакет долгов остальных кредиторов?
Долги группы «ТагАЗ» — 29 млрд рублей, включая 8 млрд рублей внутригрупповых долгов, уточняла г-жа Сагайдак. Крупнейшие кредиторы: Сбербанк (3,8–3,9 млрд рублей), ВТБ (около 4 млрд рублей) и Газпромбанк (2,8 млрд рублей). Сергей Удалов полагает, что одной из главных задач ЮАГ сейчас будет консолидация позиций кредиторов — это важно, чтобы вести полноценные переговоры с потенциальными покупателями.
— И если структура Сбербанка будет заниматься распутыванием ситуации на ТагАЗе, то, возможно, сможет получить некий бонус от ВТБ и Газпромбанка за свою работу, — считает эксперт.
Впрочем, в банках пока ни о каких бонусах не помышляют.
— Мы были не в курсе появления в деле ЮАГ, но слегка удивлены таким поворотом событий, — рассказал N источник в одном из банков, заметив, что «судебным баталиям за тагазовские активы конца не видно». Официально в банках ситуацию не комментируют.
На «ИжАвто» сбербанковская ОАГ занималась переговорами с автопроизводителями, предлагая им покупку завода или контрактную сборку, помимо «АвтоВАЗа» официально велись переговоры с Huyndai и KIA (входят в один концерн). План действий ЮАГ в отношении ТагАЗа пока не озвучивается.
— В настоящее время окончательная стратегия работы с проблемной задолженностью ТагАЗа не определена, в связи с чем раскрывать подробности преждевременно, — заявили N в федеральном пресс-центре Сбербанка.
Основным партнером ТагАЗа до 2008 года был Hyundai, затем компания начала сотрудничать с китайскими Chery, BYD и JAC. С BYD AUTO Таганрогский автозавод в ноябре 2010 года даже подписал в рамках Пятого российско-китайского делового форума соглашение о стратегическом сотрудничестве на сумму $ 3,6 млрд (см. N, № 905).
В российских офисах Hyundai и Chery на запросы N о возможности работы с ЮАГ к моменту верстки номера не ответили, связаться с представителями BYD и JAC на прошлой неделе не удалось.
— ТагАЗ может быть интересен тем крупным автомобильным компаниям, у которых еще нет производства в России и которые хотят быстрее наладить его здесь, хотя таких осталось не много. Интерес к российскому авторынку есть у китайцев: рынок достаточно большой, на нем востребованы бюджетные автомобили, есть заградительные меры в отношении импорта и плюсы для производителей внутри страны. К тому же сейчас китайцы улучшают качество, сервис, нанимают местных специалистов, — рассуждает Сергей Удалов. — У ТагАЗа за последнее время несколько испорчена репутация, всех пугают долги, суды. Если у завода поменяется собственник и им станет государственный Сбербанк, то это может улучшить ситуацию.