Сделка века пахнет табаком
Траснациональная компания Japan Tobacco (JT) объявила на корпоративном сайте о покупке «Донского табака». Иван Саввиди получит за фабрику 90 млрд руб. ($ 1,6 млрд). До сих пор крупнейшей сделкой в истории донского бизнеса считалась покупка г-ном Саввиди компании «Атлантис-Пак» за кажущиеся теперь смешными $ 200 млн.
16 марта было подписано соглашение о продаже «Донского табака» Japan Tobacco Inc., японцы сообщили об этом в пресс-релизе, в пресс-службе «ГРУППЫ АГРОКОМ» подтвердили факт подписания.
В релизе JT сообщается, что сделка, которая оценивается компанией в 90 млрд рублей (или $1,6 млрд), должна состояться в начале третьего квартала этого года.
Компания приобретет все три производственные площадки — 100% ОАО «Донской табак» и ОАО «Переславль-табак», а также 94,97% греческой SEKAP.
По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», располагающей сведениями только о российских компаниях, владелец 100% долей АО «Донской табак» и АО «Переславль-табак» — Киряки Саввиди, супруга основателя «ГРУППЫ АГРОКОМ» Ивана Саввиди.
«Это приобретение демонстрирует нашу приверженность укреплению позиции номер один в России. Этот рынок является краеугольным камнем роста доходов нашей группы. Эта сделка увеличит нашу долю рынка примерно до 40% и, благодаря синергии, отразится на прибыли группы в последующие годы», — приводятся в пресс-релизе слова Муцуо Ивай, президента табачного бизнеса JTI.
Президент и CEO JTI Эдди Пирард отметил, что бренды «Донского табака» дополнят портфель JTI, а сильный менеджмент по продажам ростовской компании позволит усилить конкурентоспособность JTI в России.
Гендиректор «ГРУППЫ АГРОКОМ» Сергей Сапотницкий сообщил, что переговоры и подготовка сделки велись более года:
— Это решение взвешенное и продуманное. С учетом объективных обстоятельств, сложившихся на рынке, — отрицательная динамика, ужесточение регулирования и акцизной политики, рост теневой составляющей — стало очевидным, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне крупной международной табачной корпорации, год от года сокращаются. JTI, основным акционером которой является правительство Японии, — это крупная международная компания, имеющая успешный опыт работы на российском табачном рынке.
Г-н Сапотницкий подчеркнул, что в сложившихся обстоятельствах совет директоров «ГРУППЫ АГРОКОМ» принял решение о переориентации бизнеса и фокусировке на других масштабных проектах — производстве упаковки, мясопереработке, девелопменте. Следующий этап — одобрение сделки ФАС.
В своем пресс-релизе JT отмечает, что российский рынок табака — третий по объему в мире. По данным глобальной компании-измерителя Nielsen, в 2017 году объем российского рынка составил 257,5 млрд сигарет, лидеры табачного рынка в России — JT (33,2%), PMI (27,1%), BAT (22,5%), «Донской табак» — (6,7%), Imperial (5,7%).
- Мы не думаем, что сделка приведет к каким-то катастрофическим последствиям на рынке табачных изделий, но все же появление столь крупного игрока, который может занять доминирующее положение, может вызвать беспокойство у других производителей. - комментирует сделку аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. Он соглашается, с тем, что основные риски на табачном рынке сейчас исходят от контрабандных поставок сигарет из Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 2017 году доля табачной контрабанды, по его оценке, увеличилась почти вдвое и достигла 4,9% от общего объема рынка сигарет. Эксперт обращает также внимание на рост конкуренции и со стороны производителей электронных сигарет (парогенераторов и нагревателей табака), чья доля на рынке растет примерно на 1% в год.
N запросил комментарии основных участников рынка, однако ни PMI, ни BAT, ни Imperial не успели ответить на запрос.
В 2011 году, отвечая на вопрос N о перспективах табачного бизнеса, основатель «ГРУППЫ АГРОКОМ» Иван Саввиди отмечал:
— Табачная фабрика — это отправная точка создания «ГРУППЫ АГРОКОМ», можно сказать, ее сердце. На этом предприятии я провел 31 год своей жизни, начав простым рабочим. Это моя семья. Сегодня вопрос продажи фабрики менеджментом группы даже не обсуждается. Однако мы живем в стремительно меняющемся мире. И если завтра поступит какое-то головокружительное предложение, возможно, группа примет иное решение. Это закон бизнеса.
«Донской табак» не опубликовал отчетность за 2017 год и не будет — таковы условия сделки, уточнили в компании. В 2016 году табачный бизнес-комплекс, куда входили все производственные площадки в России и Греции, нарастил продажи на 34%, до 23,4 млрд руб. В 2016 году чистый объем продаж всей «ГРУППЫ АГРОКОМ» составил 41,9 млрд руб., увеличившись к предыдущему году на 13% (см. N, № 1223).
«Донской табак» много лет лидирует в списке крупнейших налогоплательщиков области. После закрытия сделки российские компании — производители табака как российские юрлица будут платить налоги в прежнем режиме, региональный бюджет ничего не потеряет, заверил гендиректор аудиторской компании «Денисов-аудит» Антон Денисов.
— Налогообложение сделки зависит от того, как она оформлена: продажа долей в уставном капитале или имущественного комплекса, — пояснил N г-н Денисов. — Скорее всего, продается юридическое лицо. В таком случае продавец-физлицо заплатит от полученной суммы 13% НДФЛ в местный бюджет. Если собственник — иностранный офшор или иностранный гражданин, то уплата налогов будет происходить не в России. Если же собственником продаваемого юрлица выступает российская компания, она с учетом этой сделки сформирует финансовый результат от своей деятельности и по итогам года заплатит налог на прибыль.