«О’КЕЙ» купил в Ростове бренд для своих чемоданов
Ростовская туристическая компания «Руссо Туристо» продала право использования своего товарного знака федеральному ретейлеру для производства изделий кожгалантереи, чемоданов, кошельков, зонтов и другой продукции. В «Руссо Туристо» и «О’КЕЕ» не раскрывают размер сделки, но в туристической компании отмечают, что «все стороны в итоге были удовлетворены».
Ростовская туристическая компания «Руссо Туристо» продала федеральной сети гипермаркетов «О’КЕЙ» право использования товарного знака «Руссо Туристо» для производства и продажи изделий из натуральной и искусственной кожи, чемоданов и сумок, зонтов, поводков и одежды для животных и т. п., об этом корреспондентке N сообщили в «Руссо Туристо» и подтвердили в компании «О’КЕЙ». Продаже предшествовали переговоры длиной в год. Они начались с того, что «О’КЕЙ» подал иск в суд по интеллектуальным правам к владелице марки гендиректору фирмы «Руссо Туристо» Татьяне Якубовой с требованием досрочного прекращения охраны товарного знака в отношении этой категории товаров вследствие неиспользования. Летом этого года суд по просьбе истца оставил дело без рассмотрения. Недавно Роспатент зарегистрировал сделку.
— Бренд «Руссо Туристо» продолжает оставаться нашим, в этом году исполнилось двадцать лет, как мы им владеем, — сообщил N владелец и замгендиректора ООО «Руссо Туристо» Андрей Якубов. — Мы договорились с компанией «О’КЕЙ» о том, что делаем им уступку в 18-м классе, то есть теперь «О’КЕЙ» (и только он) может производить под маркой «Руссо Туристо» сумки, кошельки, ранцы, чемоданы, зонты, поводки, одежду для животных и т. п. и продавать их на всей территории РФ. В свою очередь, по условиям договора мы сохранили за собой право выпускать под нашим брендом продукцию, относящуюся к 18-му классу, для собственных нужд (например, в рекламных целях). Сумму соглашения мы разглашать не будем, но могу сказать, что все стороны в итоге были удовлетворены.
В пресс-службе «О’КЕЯ» N подтвердили информацию о сделке: «Мы действительно выкупили у ИП из Ростова-на-Дону товарный знак «Руссо Туристо» в отношении товаров 18-го класса МКТУ».
Справка N. Международная классификация товаров и услуг используется для регистрации товарных знаков в Роспатенте. МКТУ включает 45 классов, в которых учтены все возможные товары и услуги. При регистрации права на товарный знак обычно выбирают несколько классов, чтобы учесть все виды деятельности компании и надежнее защитить бренд. Количество выбранных классов влияет на размер госпошлины, уплачиваемой при регистрации товарного знака.
В компаниях не раскрывают все условия договора. По данным столичного патентного бюро IPBrand, по закону владелец может продать право использования товарного знака путем предоставления лицензии, либо по договору концессии (франшизе), либо через уступку прав по договору отчуждения.
Главный офис турфирмы «Руссо Туристо» находится в Ростове, с 2016-го работает допофис в Краснодаре, но ее товарный знак известен, наверное, всем россиянам благодаря кинокомедии «Бриллиантовая рука». «Руссо Туристо» — это часть фразы «Руссо туристо — облико морале, ферштейн?!», в которой используется смесь итальянских, немецких и русских слов, произнесенных на итальянский манер, этими словами герой фильма обозначил в разговоре с иностранкой высокие моральные принципы россиян. Название сайта ростовской турфирмы тоже отсылает к цитате из фильма: oblikomorale.ru.
По данным «СПАРК-Интерфакса», г-жа Якубова зарегистрировала за собой исключительное право на товарный знак «Руссо Туристо» по нескольким классам МКТУ, в том числе для использования на канцтоварах и товарах для творчества, различных видах одежды, для туристических, рекламных агентств, администрирования и менеджмента в бизнесе, услуг, связанных с организацией досуга, различных транспортных услуг.
Ранее Анастасия Охрименко, адвокат адвокатского бюро AKSYUK, отмечала в беседе с N, что число судебных споров о результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации (в том числе товарных знаках (ТЗ)) растет: «Это обусловлено различными факторами — начиная от общего повышения уровня правовой осознанности предпринимателей и расширения их бизнес-моделей и заканчивая необходимостью реагировать на конкретные запросы партнеров и потребителей. Повлиять на решение о корректном оформлении отношений со своим контрагентом могли и те споры, которые получили широкое освещение в СМИ, например о борьбе «Свинка Пеппа» с контрафактом, или дела «Афиша» против «МТС» и «Яндекс» и т. д.
Комментируя вопрос N о возможной цене сделки, г-жа Охрименко отметила:
— В вопросах полного или частичного перехода прав на товарный знак очень многие условия договора являются уникальными — от комплекса переходящих к принимающей стороне прав до размера вознаграждения, поэтому рассуждать о каких-то обязательных условиях или о средней цене проблематично.
По данным Роспатента, в случае выявления нарушения зарегистрированного права на товарный знак правообладатель вправе потребовать через суд от нарушителя выплату компенсации в размере до 5 млн рублей. Как сообщал N, недавно по пути взыскания компенсаций с нарушителей пошел ТК «Горизонт», управляющий одноименным донским торгово-развлекательным комплексом. Меньше чем за год компания подала три иска к юридическим и физлицам из Хабаровска, Краснодара и Ростова, использующим его товарный знак в названии.