Китайцы дадут НЗНП технологии и деньги для Евро 5
Глава агрохолдинга «Юг Руси» и совладелец ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» (НЗНП) Сергей Кислов подписал соглашение о сотрудничестве с Китайской национальной химико-инженерной корпорацией (CNCEC). Согласно документу, китайцы поставят на НЗНП оборудование для повышения глубины переработки нефти, а профинансирует сделку Экспортно-импортный банк Китая.
8 мая в рамках подписания документов по итогам встречи Президента РФ Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ООО «Юг Энерго» и Китайской национальной химико-инженерной корпорацией (China National Chemical Engineering Company, далее — CNCEC), ведущей инжиниринговой компанией в Китае, непосредственно подчиненной китайскому правительству. Сообщение об этом распространила пресс-служба НЗНП. В нем говорится, что соглашение предполагает поставку для ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», являющегося дочерней компанией ООО «Юг Энерго», оборудования для повышения глубины переработки нефти до уровня свыше 85% и производства широкого ассортимента нефтепродуктов, включая топливо класса Евро 5.
Долгосрочное финансирование для этой сделки готов предоставить Экспортно-импортный банк Китая (China Exim Bank), с которым совладелец НЗНП Сергей Кислов также подписал соглашение о сотрудничестве. Параметры финансирования и сроки реализации проекта не раскрываются.
Входящий в группу «Юг Энерго» НЗНП начал работать в 2009 году. Завод производит прямогонный бензин, топочный мазут, печное топливо и битум. По данным пресс-службы НЗНП, в производственные мощности инвестировано свыше 700 млн долларов. Выпуск топлива стандарта Евро 5 позволит компании вмешаться в конкуренцию на внутреннем рынке топлива для легкового автотранспорта и нарастить экспорт.
По словам вице-президента ассоциации «Прогресс», одного из крупнейших розничных продавцов ГСМ в области, Эдуарда Бабаева, реализация проекта НЗНП позволит снизить издержки региональным покупателям нефтепродуктов и, соответственно, стабилизировать розничную цену на бензин.
— Топливо 5-го класса, которое мы сегодня получаем, приходит за тысячу километров, — говорит он. — Основные его поставщики для большинства компаний — уфимские и самарские нефтеперерабатывающие заводы, астраханский завод. На юге есть завод, в Волгограде, но его мощностей не хватает даже «ЛУКОЙЛУ», а завод нефтепродуктов в Туапсе ориентирован на «РОСНЕФТЬ» и экспорт. Фактически, мы с этих заводов ничего не получаем, есть предложения, но небольшие. И если НЗНП будет производить даже дизельное топливо 4–5-го классов, то это уже будет хорошо. На сегодняшний день, насколько мне известно, он производит только судовое маловязкое топливо (СМТ), а если у него появится высокооктановое топливо, для рынка это просто будет прорыв. Сейчас цена перевозки в стоимости топлива доходит до 3 тыс. рублей на тонну — биржевая цена, плюс нельзя не учитывать ежегодное увеличение железнодорожных тарифов. В случае же доставки топлива с Новошахтинского завода нефтепродуктов стоимость перевозки может быть существенно ниже, до 20 рублей, перевозку можно будет осуществлять автомобильным транспортом, отпадет необходимость использования железной дороги. Думаю, мы одними из первых включимся в работу с этим заводом, станем его клиентами. Также решится и проблема с дефицитом топлива, когда летом увеличивается поток туристов на юг и потребление существенно возрастает.
Серьезной проблемой для расширения производства на НЗНП был ограниченный объем сырья. Однако в этом году «НЗНП трейд» принял участие в конкурсе на разработку одного из наиболее перспективных нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе. Это, правда, очень не понравилось «РОСНЕФТИ» (см. N, № 8 (1117)), которая пыталась оспорить выгодное для НЗНП условие, согласно которому сырье необходимо перерабатывать на НПЗ в Ростовской области. Итоги конкурса еще не подведены.