Донской производитель электровозов заложил станки по кредиту на 1,1 млрд руб.
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) заложил два станка общей стоимостью около 90 млн руб. Залогодержатель — Фонд развития промышленности (ФРП) РФ, который кредитует мероприятия НЭВЗа, связанные с выпуском импортозамещающей продукции.
В конце сентября 2024 года НЭВЗ передал в залог ФРП два новых станка (выпуск 2023 года). Первый — шлифовальный, белорусский, за 60,5 млн руб., второй — фрезерный, тайваньский, за 25,8 млн руб. Всего 86,3 млн руб. Передал, конечно, не в прямом смысле. Оборудование остается на НЭВЗе и работает, в документах ФРП указывается как залогодержатель. Имущество, о котором идет речь, должно обеспечить соблюдение заводом условий договора от 10 августа 2022 года. Тогда НЭВЗ занял у ФРП более 1,1 млрд руб. для выпуска импортозамещающей продукции. В то время федеральные власти ставили отечественным производителям задачи по достижению технологического суверенитета, чтобы избежать рисков, связанных с зависимостью от «недружественных» зарубежных поставщиков.
Один из примеров такого замещения при поддержке ФРП описан на сайте НЭВЗа. В 2022 году завод передал «Российским железным дорогам» электровоз 3ЭС5К №1400. «При его монтаже по 12 позициям, находящимся в зоне риска, применено оборудование альтернативных поставщиков, — писала пресс-служба предприятия. — В частности, к указанному оборудованию относятся оборудование кабины машиниста (стеклоочистители, манометры, калориферы), датчики — трансформаторы тока (напряжения), моторно-осевые подшипники качения». Тогда же на НЭВЗе сообщили, что деньги ФРП идут на актуализацию конструкторской документации для замены импортных комплектующих электровозов российскими аналогами и локализацию выпуска компонентов для серийных электровозов «Ермак».
Долг 2022 года нужно вернуть до 10 августа 2032-го. Условия кредитования НЭВЗа в доступных документах не оговариваются. Как правило, ФРП дает от 5 млн руб. до 5 млрд руб. под 3–5% годовых на срок до семи лет. Это базовые параметры. Они могут быть иными для отдельных проектов. Например, договор с НЭВЗом рассчитан на 10 лет. Известно, что с конца декабря 2023 года до 27 сентября 2024-го завод передал фонду права залога всего на семь единиц промышленного оборудования, и это устоявшаяся практика сотрудничества предприятия и финансовой организации.
По итогам 2022 года НЭВЗ занял 15-ю строчку в рейтинге N крупнейших по выручке частных компаний с показателем 38,5 млрд руб. Это оценочные данные. После 2020 года финансовые результаты НЭВЗа не публикуются. Единственный владелец завода — московское АО «Трансмашхолдинг». Группа специализируется на выпуске пассажирских поездов и вагонов для железных дорог и метро, а также локомотивов, двигателей и пр. В 2023 году холдинг выручил 135 млрд руб. и получил прибыль 14,2 млрд руб. Ссылаясь на отчетность компании, «Интерфакс» сообщает, что в I полугодии 2024 года выручка «Трансмашхолдинга» достигла 226,2 млрд руб. Это в 1,4 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2023-го. Чистая прибыль выросла в 2,7 раза — до 11,3 млрд руб.