«Бунге» продала Ростовский зерновой терминал столичному зернотрейдеру
ООО «Ростовский зерновой терминал» сменило собственника. «Бунге СНГ» продала 100% долей в обществе владельцам столичного зернотрейдера «АгроЛэндТрейд» Марату Шайдаеву и Алексею Чемеричко. Эксперт в области инфраструктуры оценивает сделку в 30-40 млн долларов. Эксперт аграрного рынка говорит, что уход «Бунге» из ростовского порта отражает тенденцию сокращения транснациональными компаниями своего присутствия в России.
«Бунге СНГ» продала ООО «Ростовский зерновой терминал» Марату Шайдаеву и Алексею Чемеричко, бывшим топ-менеджерам ОАО «ОЗК» и ОАО «НКХП» (принадлежит ОЗК). Сделку профинансировал Сбербанк. Теперь терминал принадлежит ООО «РЗТ», которым владеют Шайдаев и Чемеричко.
«Ранее мы сотрудничали со «Сбером» только в части нашего трейдингового направления, сейчас же получили положительный опыт и в инвестиционном кредитовании, спасибо партнерам за быструю и конструктивную работу по проведению сделки. Ранее ООО «Ростовский зерновой терминал» был кэптивным терминалом. В настоящее время мы планируем сделать терминал открытым для всех игроков рынка», — приводятся слова Алексея Чемеричко в сообщении Сбербанка.
Сумма сделки не раскрывается. Руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов оценил терминал с учетом его мощности в сумму около 30-40 млн долларов.
В Бунге СНГ на запрос N о причинах продажи не ответили. Один из крупнейших производителей и поставщиков продуктов питания в мире, в России «Бунге» занимается переработкой маслосемян и экспортном зерна. Судя по данным официального сайта, теперь в числе ее активов остались маслозавод в Воронежской области, элеваторы в Воронежской области и Краснодарском крае.
По данным «СПАРК-Интерфакса», Алексей Чемеричко и Марат Шайдаев являются совладельцами столичной зернотрейдинговой компании «АгроЛэндТрейд». Этот трейдер действует на рынке с 2009 года (данные сайта). В 2019 году его выручка сократилась на 13% и составила почти 3 млрд рублей, компания получила убыток 113,7 млн против прибыли 40 млн годом ранее.
Связаться с предпринимателями на минувшей неделе не удалось. Любопытно, что в «АгроЛэндТрейде» заместителем гендиректора сегодня работает Борис Товалев, который с 2006-го по 2017 год руководил направлением зернотрейдинга в «Бунге СНГ».
Ранее N сообщал, что Ростовский зерновой терминал в 2020 году завершил реконструкцию стоимостью 1,97 млн долларов с расчетным сроком окупаемости 5,9 года. В результате терминал увеличил общие емкости хранения с 30 тыс. до 42 тыс. т, об этом N сообщал источник в компании. Он отмечал: «Хотя номинально пропускная способность терминала составляет 350 тыс. тонн сухих грузов в год, терминал в среднем переваливал 250 тыс. т, мы рассчитываем, что увеличение объемов хранения позволит выйти на объем 350 тыс. тонн и больше».
По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростовский зерновой терминал» в 2019 году сократил выручку на 17,5%, до 3,7 млрд рублей, предприятие получило убыток 95,9 млн рублей против прибыли 47 млн рублей годом ранее. Данные за 2020 год еще не опубликованы. Любопытно, что с 2012-го по 2019 год терминал получил чистую прибыль только в 2018 году, в остальное время он нес убытки. При этом выручка год от года в основном росла.
Участники рынка затруднились прокомментировать причины убыточности терминала. Один из них отметил, что это не является нормой для рынка.
— Доля международных компаний в экспорте отечественного зерна год от года снижается, — отметил Андрей Сизов, ведущий эксперт по АПК «Совэкон». — Транснационалы, в том числе «Бунге», серьезно сокращают свое присутствие в России. Полностью с рынка ушла американская CHS, у которой здесь было совместное предприятие. Иностранцы вообще сейчас очень осторожно относятся к инвестициям в Россию. Это связано с внешнеполитической ситуацией, с растущими рисками инвестиций.
«Несмотря на некую напряженность на рынке АПК в связи с введением экспортной пошлины на пшеницу, мы не прогнозируем снижения объемов экспорта при отсутствии форс-мажоров с объемами урожая, — приводятся в сообщении Сбербанка слова Руслана Салимова, управляющего Ростовским отделением «Сбера». — Также мы видим, что через терминалы Азово-Донского бассейна уже сейчас переваливается около 40% всего российского зерна на экспорт. Не сомневаюсь, что нашим партнерам удастся загрузить мощности терминала».