«Все великие произведения создавались на заказ»
Александр Долондуцкий, основатель «Мастерской художника», самой крупной оформительской фирмы Ростовской области по количеству и объему заказов, вдохновляется Микеланджело, который реализовался и как художник, и как предприниматель и при этом не выполнил ни одной работы «для души».
«Мастерская художника» 31-летнего Александра Долондуцкого расписала корпуса завода «Клевер» в Ростове и Морозовске, среди ее заказчиков — магазины, кафе, ТРЦ, больницы, школы, детские сады. Фирма выполняет частные заказы в Казани, Сочи, Москве. Она прославилась на всю страну росписью «Счастливые ростовчане» к мундиалю 2018 года на проспекте Шолохова. Параллельно «Мастерская художника» управляет арт-студией в Ростове — диверсификация дает постоянную занятость всем сотрудникам.
N: — Над какими проектами вы сейчас работаете?
А.Д.: — Мы уже несколько лет трудимся над оформлением интерьеров пятизвездочного отеля «Олд Хаус», недавно признанного одним из лучших в России. На подходе один большой мурал размером с пятиэтажный дом на патриотическую тему. Осенью будем оформлять школу в Белой Калитве, для которой уже подготовили и утвердили дизайн-проект. Параллельно идет много частных заказов — в особняках, квартирах, и география здесь большая — Казань, Сочи, Москва. В прошлом году закончили оформление цехов и фасада завода «Клевер» в Ростове и его филиала в Морозовске.
N: — А что рисовали?
А.Д.: — Подсолнухи, поля, кукурузу, тракторы и другую сельхозтехнику. На самом деле это был очень интересный опыт преображения серых производственных помещений. Мы получили большой отклик и от коллектива, и от руководства предприятия. В этом году заказчик пришел к нам с вопросом, можем ли мы сделать на его площадке в Таганроге что-то подобное. Но окончательного решения пока нет. Кроме того, мы с партнером четыре года назад открыли студию на «Макаронке», где обучаем взрослых и детей живописи, недавно эта студия переехала в большее помещение, там же. Думаю, я уже не могу говорить о себе как о фрилансере, за 12 лет была создана целая фирма — «Мастерская художника».
N: — Сколько человек сегодня работает в вашей команде?
А.Д.: — По-разному, я привлекаю команду под каждый проект. К примеру, на больших объектах бывает занято по 5-10 человек. Обычно это либо студенты, либо выпускники художественных училищ. Для меня это важно: когда я был студентом, меня беспокоило, как я войду в профессию, и теперь помогаю войти в профессию другим. Они приходят на 1-2 объекта, затем уходят в свободное плавание, уже сами ищут заказы. Кто-то растет, и я искренне рад за них. Также есть постоянная команда из проверенных художников, которые трудятся в студии и на объектах.
N: — Какой из ваших проектов приносит больше дохода — студия или роспись стен?
А.Д.: — Больший доход приносят заказы на росписи стен. Оба эти бизнеса сезонные: летом работает одно направление, зимой — другое. Это дает постоянную занятость мне и команде. На жизнь хватает. На все хотелки не хватает. Но, наверное, это нормально — если будет на все хватать, человек остановится в развитии. Но, думаю, если бы я работал по найму, я бы зарабатывал гораздо меньше.
N: — Пандемия ковида отразилась на вашем бизнесе? И как меняется ситуация сегодня?
А.Д.: — Безусловно, то, что вначале была пандемия ковида, а вслед за ней началась военная спецоперация — это влияет на бизнес. В этом марте почти все заказы были отменены или перенесены, ведь красота вокруг — это то, что интересует человека только после того, как решены вопросы безопасности. То же самое было, когда началась пандемия ковида. Но тогда, после того как прошел страх, вызванный первой волной, люди стали больше заниматься своими домами, благоустройством. И ситуация выровнялась. Из четырех лет, что существует наша студия, два года пришлись на пандемию, мы бились, чтобы не закрыться, в результате, наоборот, получилось развиться, мы переехали в более просторное помещение, команда увеличилась. Сейчас мы не боремся за выживание а развиваемся, стараемся, чтобы нас больше узнали.
N: — Как, по вашим наблюдениям, изменились взаимоотношения с заказчиками и в профессиональной среде за последние годы?
А.Д.: — Интерес растет со стороны заказчиков, но и конкуренция усиливается. Когда я начинал в 2008 году заниматься росписью стен, было десятка два людей, которые занимались этим бизнесом по всей России, и мы пытались узнавать друг у друга, кто какими материалами пользуется. Сейчас на рынок заходит очень много разных людей. В том числе люди без специального образования: кто-то решил, что это просто — с помощью проектора перевести на стену рисунок и раскрасить. Снизили цену и рисуют. Таких много.
N: — Есть сегодня в Ростовской области команды, которые выполняют сопоставимые с вами объемы работы?
А.Д.: — Думаю, что нет. По масштабу росписей, по количеству крупных заказов, которые выполняем мы, причем на постоянной основе, мы — самые крупные.
N: — Можно ли говорить о моде на роспись стен? Какие сюжеты сегодня пользуются популярностью?
А.Д.: — Вообще, росписи на стенах были востребованы всегда. А вкусы заказчиков всегда были самыми разными. Кто-то хочет ангелочков, а кто-то современный сюжет, пейзаж, например вид на Париж. Есть сюжеты, которые не выходят из моды — однажды мне трижды заказывали копию «Девятого вала» Айвазовского. Вначале сделали заказ для себя, затем эту работу продали и заказали новую на замену и еще одну в подарок.
Бывает, заказчики приглашают дизайнера и прислушиваются к его мнению и мнению художника. В таком случае, конечно, душа радуется. А был заказ в Подмосковье — в очень дорогом доме с колоннами, лепниной мы должны были написать на потолке аллегорию искусств по мотивам фресок Тьеполо. Я планировал включить этот проект в портфолио. Но заказчик сказал: тут у меня работают два прораба из Таджикистана, вот их возьми и нарисуй на потолке. И я вначале подумал, что это шутка, а оказалось не шутка. В итоге мы нарисовали одного в образе рыцаря, другого — в образе архитектора. Потом была задача написать фреску с Аполлоном, над которым витает богиня, не помню уж точно какая. Заказчик попросил его нарисовать в виде Аполлона, а супругу в виде богини. И это была сложная задача, поскольку заказчик был грузный пожилой человек. Но он остался доволен.
N: — Совсем как в средние века, когда художники вписывали состоятельных заказчиков в картины на библейские сюжеты.
А.Д.: — Ну, одно дело когда рыцарь просит нарисовать его в образе рыцаря, а другое — когда не совсем Аполлон просит нарисовать его Аполлоном. Но, как говорится, какие времена, такие и Медичи. На самом деле то, что от заказчика к заказчику задача меняется, — это всегда интересно, как лотерея.
N: — Расскажите, как создавалось ваше предприятие.
А.Д.: — Идея оформилась в 2012 году, тогда в Ростове проводился телевизионный проект «Стартап года», где я участвовал в I сезоне с проектом многопрофильного художественного центра. Но начинал я еще раньше, в 2008 году. В художественное училище пришел человек, который искал художника, чтобы расписать кафе. И постучал в ту дверь, где занимался я. Кафе было первым объектом, оно уже давно закрыто. Потом я расписывал кирпичную подстанцию, она стоит до сих пор на Западном, на улице Благодатной. На этом объекте я познакомился с человеком, которого считаю одним из своих наставников. Он работает в строительном бизнесе. Предложил мне попробовать расписывать детские сады. И мы занялись этой работой. Благодаря сарафанному радио вышло так, что сейчас мы расписываем и больницы, и школы, и детские сады, и уже из министерства образования нам звонят и приглашают. Недавно я узнал, что вышло решение властей, согласно которому школы непосредственно перед ремонтом теперь должны делать дизайн-проект, который включает настенные росписи. Я считаю, что в этом есть и наша заслуга: в 90% школ, в которых в последние годы делались ремонты, меня звали и предлагали расписать 1-2 стены — обычно это был подарок от строителей заказчику. Это всем нравилось, и постепенно это стало стандартом. В 2020 году мы впервые сделали дизайн-проекты и защищали в гороно росписи стен для начальной школы № 36 и школы № 78, где мы полностью расписывали все этажи.
N: — Какие из реализованных проектов вы считаете самыми значимыми?
А.Д.: — Как-то мы расписывали дом на проспекте Шолохова к чемпионату миру. Мы нарисовали болельщиков, которые приветствуют въезжающих в город. Счастливых ростовчан.
N: — Да, я помню этот проект, он прозвучал на всю страну.
А.Д.: — Да, он получился веселым, но при этом получил и много хейта в свой адрес, о нем нелицеприятно высказывался на своем шоу Иван Ургант. Люди говорили, что этот проект за бюджетные деньги, что в Ростове надо счастливых людей рисовать, потому что реальных нету. Хотя это была абсолютно частная инициатива собственника этого здания, он вложил в него немалые деньги.
Еще запомнился интересный проект — я рисовал медсестру на улице Большой Садовой в разгар пандемии ковида. Было очень много позитивных отзывов. Но опять же эта работа вызвала и недовольство, скепсис из-за того, что я нарисовал фигуру на фоне флага России. Я подозревал, что эта реакция будет, так и произошло. Много людей сказали: флаг — это пропаганда, госзаказ. Не могу понять почему, но нелюбовь к государственным символам у нас есть. Хотя многие врачи мне писали, как их это тронуло, что они ощутили поддержку. Еще в прошлом году в составе команды @Desarte365 на территории фестиваля «Таврида» в Крыму мы расписали огромный фасад столовой: мы написали разлом в стене, где с одной стороны — классический интерьер музея в монохроме, с другой — современным стритартовским стилем было написано слово «Таврида», это символизировало объединение старого и нового под одной крышей.
N: — История со счастливыми ростовчанами почему для вас важна?
А.Д.: — Потому что она привлекла много внимания. Когда появляется резонанс — это хорошо. Когда просто хвалят — ну, это приятно, но важно еще вызвать эмоцию. Если эмоции нет, значит произведение среднее. Поэтому когда работу ругают за содержание — значит, что-то удалось, появилась эмоция, и искусство сработало.
N: — Что повлияло на ваш выбор профессии?
А.Д.: — Мне всегда нравилось рисовать, у моего отца это неплохо получалось, и он прививал мне любовь к рисованию. В силу разных обстоятельств я рано пошел работать и с 14 лет перепробовал кучу разных работ — был и курьером, и промоутером, работал на стройке и подъезды мыл. К восемнадцати годам я четко понял, чем я точно не хочу заниматься. И когда на 1-м курсе к нам в аудиторию зашел дедушка с улицы и сказал: мне нужно фигурку расписать под хохлому, — я отозвался первым. Мои однокурсники, которые чувствовали себя, может быть, более благополучно и не нуждались в деньгах, смотрели на меня с удивлением: чего он так рвется? А я думал: если не сейчас, то когда? И еще я понимал, что хочу заниматься только любимым делом.
N: — Как ваши родные, друзья относятся к вашему выбору?
А.Д.: — Прекрасно, они очень меня поддерживают. Многие друзья появились у меня благодаря работе. Для окружающих художник — это всегда интересный человек. Хотя меня это удивляет, для меня живопись — в первую очередь ремесло, такое же, как и любое другое. Но почему-то когда художник нарисовал, к нему подходят и говорят: о, как ты красиво нарисовал! А если рядом работает штукатур, то к нему реже подойдут, хотя, по мне, так это гораздо более сложная работа. У меня даже появилась идея некоммерческого проекта «Спасибо за труд» — чтобы поблагодарить людей разных профессий, чей труд не виден, а вот показать его было бы, конечно, замечательно.
N: — Кто для вас образец в профессии, на кого вы ориентируетесь?
А.Д.: — Если брать историческую личность, меня вдохновляет Микеланджело: он реализовался и как художник, и как предприниматель. Еще мне встречаются интересные личности среди заказчиков. Например, я познакомился с Алексеем Михайловичем Скляровым, когда расписывал его винодельню «Кантина». Он человек, на которого хочется равняться, брать пример. И таких, слава богу, встречается достаточно.
N: — Что вас вдохновляет и мотивирует в вашей работе?
А.Д.: — То, что она мне нравится.
N: — До сих пор? Наверняка же приходится часто делать одно и то же?
А.Д.: — Да, конечно, есть рутина. Иногда приходится просто красить. Иногда приходится это делать на жаре. Это тоже часть профессии. Но благо, что есть работа на мероприятиях. Например, мы проводим ивенты на свадьбах, где я пишу картину прямо во время регистрации брака. Скоро будет фестиваль компьютерных игр, и мне надо будет на публике рисовать граффити. Кроме того, в нашей студии мы проводим мастер-классы, куда приходит позаниматься много интересных людей. А на заводе я встречаю совсем других людей. Благодаря большому количеству общения с разными людьми профессия никогда мне не надоедает. Вдохновляюсь людьми, для которых я это делаю. Я всегда стараюсь понять и полюбить заказчика и с симпатией сделать то, что он заказал.
N: — Какие цели вы перед собой ставите сегодня?
А.Д.: — Как художник — больше заниматься творчеством. Мне бы хотелось, чтобы у меня покупали то, что я рисую для души. Хотя, вспоминая того же Микеланджело, — у него не было ни одной работы, выполненной для души. И вообще, все великие произведения создавались на заказ. Только потом появились Ван Гог, Моне, Дали, они писали то, что им нравится, и это было модно и покупалось. Мне это близко, я бы хотел так, но это сложнее. А что касается бизнеса — да дай бог, чтобы было больше заказов. Раньше мы продавали картины на Запад, но сейчас эти каналы закрылись, теперь будем стараться развиваться внутри страны. Но мы не унываем.
N: — А у вашей мастерской была возможность выйти за рубеж?
А.Д.: — За рубеж мы продавали в основном картины. В свое время я работал агентом немецкой галереи в Кельне в Ростове. У хозяина галереи был большой завод, и он хотел позвать меня расписывать стены, но не сложилось. Конечно, хотелось бы и в Эмиратах, и в Европе поработать, и в Китае. Но пока таких запросов нет. За рубежом своих художников хватает. Хотя, когда я еду на очередной заказ в Москву, у меня спрашивают: а что там, в Москве, мало художников? Или когда меня зовут в Питер, чтобы я провел в студии мастер-класс по росписи стен, и туда приезжают послушать люди из других стран, у меня тоже спрашивают: а что, некому мастер-классы проводить? Ну, я не знаю. Может быть, и нет.
N: — У вас был опыт обращения к государству за поддержкой? Как вы считаете, есть гранты, которые помогли бы вашей мастерской расти?
А.Д.: — Я именно в этом году обратил внимание на гранты. Как раз проект «Спасибо за труд» я хочу предложить на фестивале «Таврида», по крайней мере, раздумываю об этом. Для того чтобы сделать шаг в эту сторону, нам надо будет подготовиться, наверное, будем создавать некоммерческую организацию, поскольку, как я понимаю, ИП не могут участвовать в конкурсах на получение грантов.
Справка
Александр Долондуцкий, родился в 1990 году, окончил Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. С 2008 года занимается росписью стен. География работы — Ростов, Сочи, Казань, Москва, Санкт-Петербург. Основал фирму «Мастерская художника», которая с 2018 года управляет одноименной арт-студией для детей и взрослых.