«Смогли масштабироваться за счет привлечения новых заказчиков»
Ростовская компания «Эталон», отшивающая женскую одежду для бренда Charmstore, в этом году начала работать еще с несколькими российскими брендами. По словам основательницы компании Кристины Базиленко, это позволило увеличить объемы выпуска на 30%.
Объем выпущенной продукции компании «Эталон» по итогам этого года достиг 270 тысяч единиц женской одежды. планах на 2025 год — увеличить объемы выпуска еще на 30%. По словам Кристины Базиленко, в следующем году компания собирается инвестировать в вязальное производство — добавить еще две машины и установить на швейное производство раскройный комплекс.
N: — С каким результатом вы предполагаете завершить 2024 год? Ожидаете что он будет лучше или хуже, чем прошлый?
К.Б.: — Мы планируем завершить 2024 год с выручкой на 30% больше, чем в прошлом году, она составит около 250 млн руб. Объем выпущенной продукции также увеличится на 30% и достигнет примерно 270 тысяч единиц готовых изделий женской одежды. Я не могу сказать, что этот год был лучше и легче, чем предыдущий, но тем не менее у нас была воз можность вырасти. Очень надеюсь, что и в следующем году мы сможем сохранить такой же темп прироста — 30% к году — или еще сильнее вырасти в объеме.
N: — D 2022 году вы запустили вязальный цех. Как развивается это направление, сколько составляют объемы выпуска?
К.Б.: — Сейчас мощности вязального производства составляют около 80 тысяч единиц в год. Оно развивается очень активно. В 2022 году мы запустили цех с двумя вязальными машинами, сейчас работает уже 9 машин, и мы не планируем на этом останавливаться.
N: — У вас по-прежнему один заказчик — бренд Charmstore?
К.Б.: — Нет, уже не один. Мы расширяемся и достаточно активно ведем переговоры и привлекаем новых заказчиков. Сейчас у нас на производстве около 5 российских брендов, с которыми мы работаем. Это отдельная гордость этого года, поскольку мы смогли масштабироваться за счет привлечения новых заказчиков.
N: — Кто ваши новые заказчики? Какая доля осталась у Charmstore в общем объеме выпуска?
К.Б.: — Charmstore остается нашим якорным заказчиком, его доля на производстве составляет 70%. Имена других заказчиков не могу назвать, потому что они не хотят разглашать, где производятся, и мы, соответственно, поддерживаем это.
N: — Повлияло ли как-то на развитие вашего производства то, что в этом году у бренда Charmstore появился новый инвестор — инвестфонд «ТилТех Капитал»?
К.Б.: — Нет, на нас это никак не повлияло, потому что не имеет к нам никакого отношения.
N: — 2023 году вы говорили о планах по запуску собственного бренда, удалось ли их осуществить?
К.Б.: — У нас была попытка запустить собственный бренд, но так сложилось, что сделать бренд и при этом качественно заниматься управлением производством не всегда полу чается. Поэтому эту мечту я отложила на 2025 год. И как раз таки сейчас, когда я писала диплом по программе Executive MBA, то включила туда часть о стратегии развития собственного бренда среднего ценового сегмента.
N: — Какова динамика спроса на женскую одежду российского производства в этом году по сравнению с прошлым?
К.Б.: — Динамика не очень утешительная, сейчас мы наблюдаем абсолютное падение на рынке женской одежды. Сложилось несколько факторов. Во-первых, у нас очень поздно начался осенний сезон, поздно похолодало. Жительницы нашей страны решили отложить покупку осенней одежды и начали сразу покупать что-то зимнее, соответственно, сезон был провальный. Во-вторых, общая экономическая ситуация, падение реальных располагаемых доходов и выбор в пользу приоритетных направлений, таких как еда, безопасность, здоровье, отодвигают покупку одежды на второй план, поэтому глобально спрос падает. При этом мы видим и растущий тренд: потребители все чаще выбирают одежду российского производства и российских брендов.
N: — Оцените конкуренцию на рынке. Кто ваши основные конкуренты?
К.Б.: — Это фабрики внутри России, с которыми мы конкурируем на тех же условиях за одного и того же клиента и отличаемся лишь географией, мощностями и сервисом, который можем предоставить. Затем страны Средней Азии: Узбекистан, Киргизия, которые предлагают более дешевые и выгодные условия пошива для заказчиков, но также и более низкое качество. И наконец, третий, наверное, наш основной конкурент сейчас — Китай, который за счет быстрого развития технологий и оборудования может делать более сложные изделия быстрее и качественнее.
N: — Где вы закупаете сырье? Кто ваши основные поставщики?
К.Б.: — Мы не закупаем сырье, потому что работаем на давальческом сырье заказчиков, но в целом глобально на рынке ничего не изменилось: Китай и Турция остаются основными поставщиками сырья.
N: — Как текущая экономическая ситуация отражается на рентабельности производства? С какими основными трудностями сталкиваетесь?
К.Б.: — Текущая экономическая ситуация плохо сказывается. Рентабельность нам не всегда удается удерживать, потому что из-за падения спроса приходится идти на уступки заказчикам. В текущих реалиях я пока не вижу возможности повысить рентабельность и при быль, потому что со следующего года нас ждет еще больше изменений, в том числе налоговых, растет ключевая ставка ЦБ и многое другое.
Основные сложности, с которыми мы сталкиваемся сейчас, — это поиск новых партнеров и построение команды, потому что ситуация кадрового голода на рынке сохраняется и мы все так же продолжаем с этим бороться.
N: — Насколько остро сейчас стоит вопрос нехватки специалистов?
К.Б.: — С кадрами дела обстоят стабильно плохо, но мы научились с этим справляться. Больше всего ощущается нехватка управленческого персонала — руководителей, мастеров технологов, конструкторов. Что касается рабочих специальностей, таких как швеи, утюжильщицы, закройщицы, мы принимаем людей с минимальным опытом либо без опыта, у нас есть обучающие потоки и наставники, которые позволяют самостоятельно под себя готовить кадры.
N: — Вы уже окупили инвестиции, которые были сделаны на старте производства?
К.Б.: — Сложно сказать, окупились ли инвестиции, которые были сделаны на старте, скорее всего, да, безусловно. Каждый год мы инвестируем в новое оборудование, в расширение производства, срок окупаемости при этом закладываем не менее 7–10 лет. Наиболее долгий срок окупаемости у вязального производства, оно достаточно финансовоемкое.
N: — Какие задачи ставите перед собой на 2025 год? Сколько планируете инвестировать в производство?
К.Б.: — На 2025 год у нас очень амбициозные задачи. Во-первых, мы бы хотели прирасти на 30% по объему и в деньгах. Вторая задача — полноценное расширение пула заказчиков, для того чтобы мы могли продолжать расти. Третья задача — подумать в сторону создания своей линейки одежды, понять, в каком сегменте она будет, возможно, это будет не фешен, а что-то специализированное. В следующем году мы планируем инвестировать в вязальное производство — добавить еще две машины. Также в наших планах — поставить на швейное производство раскройный комплекс, для того чтобы автоматизировать процессы, повысить качество и, соответственно, увеличить скорость работы. Объем инвестиций в раскройный комплекс составит 15 млн руб.
N: — На каком этапе проект по строительству собственной фабрики?
К.Б.: — Проект по строительству фабрики временно заморожен ввиду текущей нестабильной экономической ситуации, повышенной ставки по кредитам, и мы надеемся, что обязательно к нему вернемся.
N: — Какими мерами господдержки вы сегодня пользуетесь?
К.Б.: — Сейчас у нас есть несколько займов, один из них — кредит РРАПП. Также вязальное производство мы открывали частично за счет кредитных средств, полученных по программе софинансирования министерства экономического развития под гарантийную поддержку Ростовского гарантийного фонда. В этом году я получила предложение стать экспертом в межведомственной группе при правительстве Ростовской области по развитию креативных индустрий в сфере моды. Мы разрабатываем прикладные проекты в этом на правлении, и надеюсь, что активно стартанем с ними в следующем году. У меня очень амбициозные планы, рассчитываю, что это позволит нам увеличить долю креативных индустрий, моды, легкой промышленности в ВВП страны. Мне очень приятно и ценно, что мой опыт и знание рынка могут повлиять на него в целом.
Справка
Кристина Сергеевна Базиленко родилась 2 февраля 1990 года в городе Кропоткине Краснодарского края. Закончила ЮФУ по специальности «Финансы и кредит», параллельно получала образование в Великобритании и Испании по программе обмена студентами. После окончания университета работала в «Донском табаке» специалистом по закупкам, руководила службой закупок на заводе «Тавр», а затем в «Донской гофротаре». В 2017 году основала компанию по пошиву женской одежды «Эталон». Замужем.