г. Ростов-на-Дону
27 декабря 2024 04:34:22
99.23
103.3

«С рыбой главное не химичить»

Предприниматель Сергей Ткачук развивает в Азовском районе Ростовской области рыбное производство полного цикла: добывает, перерабатывает, готовит и реализует рыбу. Продукция поставляется в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов. Компании работают под брендами «Лакомый кусочек» и «Рыба мира». Сергей Ткачук планирует построить в с. Кулешовка Азовского района рыбоперерабатывающий комплекс мощностью 3 тонны готовой продукции в сутки. Требуемый объем средств — 35 млн рублей. Сейчас бизнесмен находится в поиске инвестиций и пытается получить государственную поддержку.

N: — Как давно занимаетесь переработкой рыбы?

С.Т.: — Я начинал матросом на рыбоперерабтывающем судне в Новороссийске. Когда учился в институте, ездил туда летом подрабатывать. После завершения учебы решил попробовать заняться рыбой не в море, а на берегу. Начал продавать — стало получаться. Познакомился в Новороссийске с нынешним директором «Лакомого кусочка» Александром Коваленко. Я тогда думал, что самый крутой, у меня куча опыта, и мы с Александром Михайловичем объединились, чтобы завоевать мир. Начинали свою деятельность с того, что занимались поставками рыбы из Новороссийска на Украину, откуда я родом. Потом переехали в Ростов, здесь зарегистрировали компанию и продолжили заниматься поставками рыбы. Не было ни недвижимости, ни оборудования — ничего, кроме машины и оборотных средств. Быстро поняли, что «купи-продай» очень нестабильно, тем более цены на рыбу постоянно прыгают, можно оказаться в проигрыше. Мы приобрели участок земли в с. Маргаритово и молзавод за копейки, где, кроме 4 стен, ничего не было. Стали модернизировать помещение, налаживать производство. Начали заниматься не только рыбой таганрогского залива, но и других местных водоемов, Цимлянского водохранилища и Маныча. Появилась необходимость расширить рынок сбыта. Нашли пустой кусочек земли в с. Кулешовка, построили там торговый зал, установили холодильники, в 2013 году открыли собственный магазин. Позже занялись и дальневосточной рыбой.

N: — На сайте представлено два бренда: «Рыба мира» и торговая компания «Лакомый кусочек». Это один бизнес?

С.Т.: — Это разные юрлица, но фактически один бизнес. Компания ООО «ТК «Лакомый кусочек»« занимается рыбопереработкой, ИП Коваленко — розничной продажей и развитием магазинов под брендом «Рыба мира». ООО «Рыбартель «Путина»« занимается добычей рыбы в таганрогском заливе.

N: — Какие ресурсы нужны, чтобы наладить поставки, переработку и реализацию рыбы?

С.Т.: — Основные ресурсы — это деньги и кадры. Все остальное — досягаемое. Нужны хорошие технологи рыбного производства, которых сейчас нигде нет. На обустройство производства и покупку оборудования требуется не меньше 30 млн рублей.

N: — Где вы ловите и закупаете рыбу, какова география?

С.Т.: — Самостоятельно добываем рыбу в Таганрогском заливе. У нас есть эксклюзивные контракты на поставку свежей рыбы с рыбаками, самостоятельно осуществляющими добычу. Тихоокеанскую рыбу закупаем на Дальнем Востоке, атлантический ассортимент — в Мурманске и Санкт-Петербурге. С логистикой сейчас проблем нет, она хорошо налажена. Закупаем уже замороженную рыбу, нам привозят ее машинами.

N: — Сколько времени проходит от улова до попадания рыбы на прилавки?

С.Т.: — Если говорить о местной рыбе, то крайне мало, ловим и сразу вялим. Рыба, заказанная в Петербурге, доставляется три дня. С Дальнего Востока она едет 2 недели. Мы обходим звенья посредников, у которых рыба стареет, выбираем самые оптимальные и быстрые поставки.

N: — Какую стоимость в цене рыбы занимает логистика?

С.Т.: — Стоимость очень разношерстная. Есть мойва по 100 рублей, есть семга по тысяче рублей. Стоимость транспортировки за 20 тонн мойвы и 20 тонн семги одинаковая, поэтому посчитать сложно. Размер наценки может быть разным.

N: — Как на протяжении последних нескольких лет меняются объемы производства и продаж? Какой объем рыбы вы вылавливаете и производите?

С.Т.: — Динамика стабильная, идем потихоньку вверх. Объемы можно разделить на то, что мы приобретаем, и то, что фактически сами ловим. Количество рыбы, закупаемой на Дальнем Востоке и в Петербурге, растет. О нас узнают, мы постепенно увеличиваем свою долю на рынке, чем больше продаем, тем больше покупаем. Объем продукции, которую для нас ловят в Таганрогском заливе, зависит от сезона. В этом году улов был хороший. В денежном выражении в 2019 году мы произвели продукции на 29,7 млн руб., в 2020 году — на 34,6 млн руб.

N: — Как устроено производство? На каких площадях оно размещается?

С.Т.: — Производство находится на участке площадью 1,8 гектара и занимает 10 тыс. кв. м. Оборудование в основном немецкое, только коптилка российская. Есть естественная вялка под открытым небом.

N: — Что входит в ваш ассортимент сейчас и планируете ли вы его расширять?

С.Т.: — Расширять уже некуда. Все, что только возможно, производим — разные виды морской и речной рыбы, икру. Правда, самые ходовые позиции все равно — селедка, скумбрия и местная вяленая рыба, таранка, рыбец, судак. Есть и деликатесы. Например, мы делаем мидий и кальмаров в красном соусе по своему рецепту. Такого вы больше ни у кого не найдете.

N: — Как можете оценить спрос? Меняется ли он?

С.Т.: — Практически не колеблется, на спрос не жалуемся. Сейчас тренд на здоровое питание, а рыба — один из основных источников витаминов. Я бы даже сказал, что есть рост — 3% в год.

N: — Какова география продаж?

С.Т.: — Местную рыбу доставляем в Москву, Питер, Екатеринбург и Ростовскую область. Дальневосточный и атлантический ассортимент реализуем на локальных рынках сбыта: в Ростове, Батайске и Азове.

N: — Кто является вашими основными покупателями?

С.Т.: — Та рыба, которая продается от Москвы до Екатеринбурга, уходит крупным оптовикам, они уже распространяют более мелким продавцам. В Ростовской области мы напрямую работаем с магазинами, продуктовыми базами и торговыми сетями. Поставляем в «Добрыню» и «Солнечный круг». Некоторые оптовики, работающие на Врубовой, закупаются у нас. С федеральными сетями работать не получается. Система входа сложная — откаты, бонусы, ретробонусы. 60% в общем объеме продаж занимают поставки в регионы от Москвы до Екатеринбурга, 30% — оптовики и розничные магазины Ростовской области, 10% — собственный магазин «Рыба мира». В 2020 году у нас появилось 180 новых точек продаж. Всего их около 1600.

N: — Развиваете ли вы экспортное направление? Насколько успешно?

С.Т.: — Нет, не развиваем. Были мысли начать работать с Белоруссией, но это требует огромных трудозатрат. Не хватает времени. Для того чтобы разрешили что-то экспортировать, надо пройти кучу комиссий. Лучше развивать собственную розницу. Наш главный приоритет сейчас — строительство второй очереди производства в с. Кулешовка.

N: — Расскажите об этом проекте.

С.Т.: — Мы планируем построить двухэтажный комплекс рыбопереработки, который будет выпускать до 3 тонн готовой продукции в сутки. Реализация проекта даст нам возможность разговаривать с федералами, «Магнитами» и «Пятерочками», со спокойной душой приглашать их комиссию на новое производство, соответствующее их требованиям. Объем инвестиций — 35 млн рублей. Основная проблема — найти инвестиции, гранты или субсидии. Мы много по телевизору слышим о поддержке малого бизнеса. Но куда ни стучимся — не получается. РРАПП предлагает кредиты только до 5 млн. У нас хорошая кредитная история, но банки дают заем только под 12%. Почему нельзя льготные кредиты сделать хотя бы по 5%? До конца марта еще попробуем поискать программы поддержки. Если не найдем, то единственный путь — уменьшение самого проекта на один этаж и предполагаемых новых рабочих мест и строительство за свои собственные средства.

N: — Насколько остра конкуренция среди производителей и продавцов рыбы? Кого вы считаете своими конкурентами?

С.Т.: — Есть импортеры, которые не меняются уже на протяжении 10 лет. «Русская рыба» — основной игрок на рынке, вытеснивший многих импортеров. Есть еще несколько региональных игроков. В рознице основной конкурент — «Море рыбы». Конкурентов много. Мы на рынке давно, заняли свою долю, знаем хороших поставщиков, у кого можно брать, а у кого — нет, держим высокое качество.

N: — В чем вы видите причину роста цен на рыбу в магазинах? Почему она такая дорогая?

С.Т.: — Во-первых, доллар растет. Россия является крупным импортером. Китайцы в больших количествах покупают минтай и дают рыбакам ту цену, которую российский рынок дать не может. Завтра китайцы откажутся покупать и цена упадет. Во-вторых, торговые сети делают наценку около 40%. В-третьих, логистические особенности. Представьте, рыбу поймали на Дальнем Востоке, привезли в Москву, после этого она мелкими партиями попадает в Ростов, ее закупают перекупщики, и только потом она оказывается у потребителя. Мы напрямую поставляем с Дальнего Востока, минуя Москву. Пути снижения цены — оптимизация логистической модели и открытие новых предприятий.

N: — Каковы планы по развитию компании?

С.Т.: — Главное для нас сейчас — определиться с проектом второй очереди рыбоперерабатывающего комплекса. В течение трех лет мы откроем три собственных магазина в Ростовской области. Больше о развитии розницы пока сказать не готов.

N: — У рыбного бизнеса есть репутация нечистого, даже криминального бизнеса. Можно ли в этот бизнес попасть без связей?

С.Т.: — Да, многие начинают без связей. С рыбой главное — не химичить. У некоторых бывает на этикетке одно написано, а в составе совсем другое. Начинают добавлять красители. Я думаю, главное — с душой подходить к делу.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Промышленные товары
С недавнего времени в группе компаний «Ростовский порт» присутствует новое направление — совместно с ООО «Азово-донская осетровая компания» ведется выращивание рыбы осетровых пород в природном открытом водоеме в Ростовской области.
Инвестпроекты
«С рыбой главное не химичить»
Азово-Донская осетровая компания, по словам ее соучредителя Ивана Милованова, совместно с ГК «Ростовский порт» инвестирует 2,8 млн долларов в разведение устриц и мидий в Крыму.
Бизнес и власть
«С рыбой главное не химичить»
7,4 млн рублей будет выделено в 2020 году в Ростовской области на искусственное воспроизводство рыбопосадочного материала (мальков) для последующего выпуска в водоемы региона.
Новые продукты
«С рыбой главное не химичить»
Предприниматель Александр Никулов в этом году построил и запустил в Волгодонском районе первую очередь раковой фермы «Ростов Лобстер», где выращивают австралийского красноклешневого рака. Ферма выпустила первые 2 т продукции.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
Предприниматель из Приморского края Евгений Кондаков до конца года планирует открыть в Ростове еще один магазин Seafood, увеличив собственную сеть до 6 торговых точек. Проект ориентирован на популяризацию дикорастущих морепродуктов среди разборчивых покупателей.
Просмотров: 9286

Справка

«Лакомый кусочек»

ООО «ТК “Лакомый кусочек”» зарегистрировано в 2005 году в Батайске. Собственником является Сергей Ткачук. Выручка в 2019 году составила 74,1 млн рублей, прибыль — 13,4 млн рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
Я всегда говорю своей команде, что для наших гостей мы можем даже устроить полет в космос. В сервисе как в любви — все допустимо. Главное — найти партнера.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
В конце 2024 года Росстандарт и Академия проблем качества традиционно составили топ-100 лучших отечественных товаров. В конкурсе дебютировал многопрофильный ростовский агропромышленный холдинг «Степь». Компанию отметили в нескольких номинациях.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
В Ростове прошла Альфа-Конфа Практика — масштабное мероприятие для предпринимателей, которое ранее состоялось в 26 городах России. Особенность Альфа-Конфы Практики в уникальном формате бизнес-интенсива от преподавателей лучших бизнес-школ и владельцев крупнейших компаний страны. В течение дня всех участников погружали в реальные кейсы, бизнес-симуляторы, практические решения для бизнеса.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
Ростовский Агрохолдинг «Степь» подвел итоги своей социальной программы «Люди труда» за 2024 год. Заявленный вектор программы — развитие сельских территорий. За год компания вовлекла в свои активности около 4 миллионов человек (в том числе в офлайн-формате — почти 40 тысяч жителей Дона, Кубани и Ставрополья), реализовала порядка 100 проектов и более 70 мероприятий.