г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 10:20:08
102.58
107.43

«С рыбой главное не химичить»

Предприниматель Сергей Ткачук развивает в Азовском районе Ростовской области рыбное производство полного цикла: добывает, перерабатывает, готовит и реализует рыбу. Продукция поставляется в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов. Компании работают под брендами «Лакомый кусочек» и «Рыба мира». Сергей Ткачук планирует построить в с. Кулешовка Азовского района рыбоперерабатывающий комплекс мощностью 3 тонны готовой продукции в сутки. Требуемый объем средств — 35 млн рублей. Сейчас бизнесмен находится в поиске инвестиций и пытается получить государственную поддержку.

N: — Как давно занимаетесь переработкой рыбы?

С.Т.: — Я начинал матросом на рыбоперерабтывающем судне в Новороссийске. Когда учился в институте, ездил туда летом подрабатывать. После завершения учебы решил попробовать заняться рыбой не в море, а на берегу. Начал продавать — стало получаться. Познакомился в Новороссийске с нынешним директором «Лакомого кусочка» Александром Коваленко. Я тогда думал, что самый крутой, у меня куча опыта, и мы с Александром Михайловичем объединились, чтобы завоевать мир. Начинали свою деятельность с того, что занимались поставками рыбы из Новороссийска на Украину, откуда я родом. Потом переехали в Ростов, здесь зарегистрировали компанию и продолжили заниматься поставками рыбы. Не было ни недвижимости, ни оборудования — ничего, кроме машины и оборотных средств. Быстро поняли, что «купи-продай» очень нестабильно, тем более цены на рыбу постоянно прыгают, можно оказаться в проигрыше. Мы приобрели участок земли в с. Маргаритово и молзавод за копейки, где, кроме 4 стен, ничего не было. Стали модернизировать помещение, налаживать производство. Начали заниматься не только рыбой таганрогского залива, но и других местных водоемов, Цимлянского водохранилища и Маныча. Появилась необходимость расширить рынок сбыта. Нашли пустой кусочек земли в с. Кулешовка, построили там торговый зал, установили холодильники, в 2013 году открыли собственный магазин. Позже занялись и дальневосточной рыбой.

N: — На сайте представлено два бренда: «Рыба мира» и торговая компания «Лакомый кусочек». Это один бизнес?

С.Т.: — Это разные юрлица, но фактически один бизнес. Компания ООО «ТК «Лакомый кусочек»« занимается рыбопереработкой, ИП Коваленко — розничной продажей и развитием магазинов под брендом «Рыба мира». ООО «Рыбартель «Путина»« занимается добычей рыбы в таганрогском заливе.

N: — Какие ресурсы нужны, чтобы наладить поставки, переработку и реализацию рыбы?

С.Т.: — Основные ресурсы — это деньги и кадры. Все остальное — досягаемое. Нужны хорошие технологи рыбного производства, которых сейчас нигде нет. На обустройство производства и покупку оборудования требуется не меньше 30 млн рублей.

N: — Где вы ловите и закупаете рыбу, какова география?

С.Т.: — Самостоятельно добываем рыбу в Таганрогском заливе. У нас есть эксклюзивные контракты на поставку свежей рыбы с рыбаками, самостоятельно осуществляющими добычу. Тихоокеанскую рыбу закупаем на Дальнем Востоке, атлантический ассортимент — в Мурманске и Санкт-Петербурге. С логистикой сейчас проблем нет, она хорошо налажена. Закупаем уже замороженную рыбу, нам привозят ее машинами.

N: — Сколько времени проходит от улова до попадания рыбы на прилавки?

С.Т.: — Если говорить о местной рыбе, то крайне мало, ловим и сразу вялим. Рыба, заказанная в Петербурге, доставляется три дня. С Дальнего Востока она едет 2 недели. Мы обходим звенья посредников, у которых рыба стареет, выбираем самые оптимальные и быстрые поставки.

N: — Какую стоимость в цене рыбы занимает логистика?

С.Т.: — Стоимость очень разношерстная. Есть мойва по 100 рублей, есть семга по тысяче рублей. Стоимость транспортировки за 20 тонн мойвы и 20 тонн семги одинаковая, поэтому посчитать сложно. Размер наценки может быть разным.

N: — Как на протяжении последних нескольких лет меняются объемы производства и продаж? Какой объем рыбы вы вылавливаете и производите?

С.Т.: — Динамика стабильная, идем потихоньку вверх. Объемы можно разделить на то, что мы приобретаем, и то, что фактически сами ловим. Количество рыбы, закупаемой на Дальнем Востоке и в Петербурге, растет. О нас узнают, мы постепенно увеличиваем свою долю на рынке, чем больше продаем, тем больше покупаем. Объем продукции, которую для нас ловят в Таганрогском заливе, зависит от сезона. В этом году улов был хороший. В денежном выражении в 2019 году мы произвели продукции на 29,7 млн руб., в 2020 году — на 34,6 млн руб.

N: — Как устроено производство? На каких площадях оно размещается?

С.Т.: — Производство находится на участке площадью 1,8 гектара и занимает 10 тыс. кв. м. Оборудование в основном немецкое, только коптилка российская. Есть естественная вялка под открытым небом.

N: — Что входит в ваш ассортимент сейчас и планируете ли вы его расширять?

С.Т.: — Расширять уже некуда. Все, что только возможно, производим — разные виды морской и речной рыбы, икру. Правда, самые ходовые позиции все равно — селедка, скумбрия и местная вяленая рыба, таранка, рыбец, судак. Есть и деликатесы. Например, мы делаем мидий и кальмаров в красном соусе по своему рецепту. Такого вы больше ни у кого не найдете.

N: — Как можете оценить спрос? Меняется ли он?

С.Т.: — Практически не колеблется, на спрос не жалуемся. Сейчас тренд на здоровое питание, а рыба — один из основных источников витаминов. Я бы даже сказал, что есть рост — 3% в год.

N: — Какова география продаж?

С.Т.: — Местную рыбу доставляем в Москву, Питер, Екатеринбург и Ростовскую область. Дальневосточный и атлантический ассортимент реализуем на локальных рынках сбыта: в Ростове, Батайске и Азове.

N: — Кто является вашими основными покупателями?

С.Т.: — Та рыба, которая продается от Москвы до Екатеринбурга, уходит крупным оптовикам, они уже распространяют более мелким продавцам. В Ростовской области мы напрямую работаем с магазинами, продуктовыми базами и торговыми сетями. Поставляем в «Добрыню» и «Солнечный круг». Некоторые оптовики, работающие на Врубовой, закупаются у нас. С федеральными сетями работать не получается. Система входа сложная — откаты, бонусы, ретробонусы. 60% в общем объеме продаж занимают поставки в регионы от Москвы до Екатеринбурга, 30% — оптовики и розничные магазины Ростовской области, 10% — собственный магазин «Рыба мира». В 2020 году у нас появилось 180 новых точек продаж. Всего их около 1600.

N: — Развиваете ли вы экспортное направление? Насколько успешно?

С.Т.: — Нет, не развиваем. Были мысли начать работать с Белоруссией, но это требует огромных трудозатрат. Не хватает времени. Для того чтобы разрешили что-то экспортировать, надо пройти кучу комиссий. Лучше развивать собственную розницу. Наш главный приоритет сейчас — строительство второй очереди производства в с. Кулешовка.

N: — Расскажите об этом проекте.

С.Т.: — Мы планируем построить двухэтажный комплекс рыбопереработки, который будет выпускать до 3 тонн готовой продукции в сутки. Реализация проекта даст нам возможность разговаривать с федералами, «Магнитами» и «Пятерочками», со спокойной душой приглашать их комиссию на новое производство, соответствующее их требованиям. Объем инвестиций — 35 млн рублей. Основная проблема — найти инвестиции, гранты или субсидии. Мы много по телевизору слышим о поддержке малого бизнеса. Но куда ни стучимся — не получается. РРАПП предлагает кредиты только до 5 млн. У нас хорошая кредитная история, но банки дают заем только под 12%. Почему нельзя льготные кредиты сделать хотя бы по 5%? До конца марта еще попробуем поискать программы поддержки. Если не найдем, то единственный путь — уменьшение самого проекта на один этаж и предполагаемых новых рабочих мест и строительство за свои собственные средства.

N: — Насколько остра конкуренция среди производителей и продавцов рыбы? Кого вы считаете своими конкурентами?

С.Т.: — Есть импортеры, которые не меняются уже на протяжении 10 лет. «Русская рыба» — основной игрок на рынке, вытеснивший многих импортеров. Есть еще несколько региональных игроков. В рознице основной конкурент — «Море рыбы». Конкурентов много. Мы на рынке давно, заняли свою долю, знаем хороших поставщиков, у кого можно брать, а у кого — нет, держим высокое качество.

N: — В чем вы видите причину роста цен на рыбу в магазинах? Почему она такая дорогая?

С.Т.: — Во-первых, доллар растет. Россия является крупным импортером. Китайцы в больших количествах покупают минтай и дают рыбакам ту цену, которую российский рынок дать не может. Завтра китайцы откажутся покупать и цена упадет. Во-вторых, торговые сети делают наценку около 40%. В-третьих, логистические особенности. Представьте, рыбу поймали на Дальнем Востоке, привезли в Москву, после этого она мелкими партиями попадает в Ростов, ее закупают перекупщики, и только потом она оказывается у потребителя. Мы напрямую поставляем с Дальнего Востока, минуя Москву. Пути снижения цены — оптимизация логистической модели и открытие новых предприятий.

N: — Каковы планы по развитию компании?

С.Т.: — Главное для нас сейчас — определиться с проектом второй очереди рыбоперерабатывающего комплекса. В течение трех лет мы откроем три собственных магазина в Ростовской области. Больше о развитии розницы пока сказать не готов.

N: — У рыбного бизнеса есть репутация нечистого, даже криминального бизнеса. Можно ли в этот бизнес попасть без связей?

С.Т.: — Да, многие начинают без связей. С рыбой главное — не химичить. У некоторых бывает на этикетке одно написано, а в составе совсем другое. Начинают добавлять красители. Я думаю, главное — с душой подходить к делу.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Промышленные товары
С недавнего времени в группе компаний «Ростовский порт» присутствует новое направление — совместно с ООО «Азово-донская осетровая компания» ведется выращивание рыбы осетровых пород в природном открытом водоеме в Ростовской области.
Инвестпроекты
«С рыбой главное не химичить»
Азово-Донская осетровая компания, по словам ее соучредителя Ивана Милованова, совместно с ГК «Ростовский порт» инвестирует 2,8 млн долларов в разведение устриц и мидий в Крыму.
Бизнес и власть
«С рыбой главное не химичить»
7,4 млн рублей будет выделено в 2020 году в Ростовской области на искусственное воспроизводство рыбопосадочного материала (мальков) для последующего выпуска в водоемы региона.
Новые продукты
«С рыбой главное не химичить»
Предприниматель Александр Никулов в этом году построил и запустил в Волгодонском районе первую очередь раковой фермы «Ростов Лобстер», где выращивают австралийского красноклешневого рака. Ферма выпустила первые 2 т продукции.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
Предприниматель из Приморского края Евгений Кондаков до конца года планирует открыть в Ростове еще один магазин Seafood, увеличив собственную сеть до 6 торговых точек. Проект ориентирован на популяризацию дикорастущих морепродуктов среди разборчивых покупателей.
Просмотров: 9258

Справка

«Лакомый кусочек»

ООО «ТК “Лакомый кусочек”» зарегистрировано в 2005 году в Батайске. Собственником является Сергей Ткачук. Выручка в 2019 году составила 74,1 млн рублей, прибыль — 13,4 млн рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«С рыбой главное не химичить»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.