Ростовский склад трудоустроит роботов вместо людей
Северо-Кавказское логистическое предприятие приступило к реализации первого в России инновационного технологического решения на основе роботизированных технологий 3D-шаттлов стоимостью около 700 млн рублей.

ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП) начинает строить высотный, однообъемный и полностью роботизированный терминал, который будет работать без участия людей. Человека можно будет встретить только в зоне комплектации, которую разместят в соседнем корпусе, подлежащем технологической модернизации. Мощности хранения увеличатся на треть, а такая конфигурация позволит более эффективно использовать объемы складов в изменившихся рыночных условиях, а также увеличить производительность труда в несколько раз.
Северо-Кавказское логистическое предприятие увеличивает мощности, внедряя новейшие технологии в хранении и обработке продукции. Вплотную к существующему складу класса В, на небольшом участке — около 2 тыс. кв. м — СКЛП построит одноэтажный терминал высотой 30 м, вместимостью до 8000 палето-мест где продукция будет приниматься, храниться и отгружаться без участия человека. Новый и существующий терминалы будут связаны единым технологическим процессом. Компания закончила проектирование, расчистила строительное пятно, проводит испытания свайного поля, нашла подрядчика и уже заказала металлоконструкции. СКЛП рассчитывает, что в середине 2026 года запустит в эксплуатацию новый объект, который будет уникален как за счет своей однообъемной конструкции, так и начинки.
— Новое здание — это лишь один из этапов, помимо этого мы кардинально меняем технологии, — рассказал N гендиректор СКЛП Виктор Халын. — В этом здании будет 9-ярусная зона пассивного хранения (см. справку). Ее обслуживанием займутся 3D-шаттлы, то есть роботы, предназначенные для автоматического перемещения поддонов по стеллажам в трех пространственных измерениях, а также вертикальные лифты и горизонтальные конвейеры, интеллектуальные системы управления и пикинг-станции для отбора и последующего экспедирования товара. Новый терминал будет связан с существующим зданием класса В, в котором мы полностью поменяем оборудование и выделим две зоны. В зону активного хранения (см. справку. — N) поставим такие же стеллажи с роботами-челноками, которые будут подавать продукцию в зону комплектации.
Если сейчас человек ходит по складу и комплектует продукцию, то после модернизации роботы будут подвозить товар комплектовщику, стоящему на одном месте, а монопалеты — напрямую доставлять в зону экспедирования к автомобилям.
— Импортное оборудование используется нами исключительно как инструментарий, который будет работать единым комплексом на нашем российском программном обеспечении, — отметил Виктор Халын. — Такой опыт у нас уже есть - в 2019 году мы запустили логистический терминал с импортной роботизированной техникой, в 2022 году в рамках санкционной политики ПО было отключено фирмой-поставщиком, но мы продолжаем спокойно работать, так как еще тогда мы все поставили под свой, российский программный контроль.
Совокупные инвестиции в проект составят примерно 700 млн рублей. Относительно небольшая сумма объясняется тем, что объект будет подключен к существующим собственным коммуникациям. Часть затрат уже инвестирована в НИОКР, анализ рынка и технологий. На выработку технологических решений ушел почти год, некоторые из них компания запатентует и, возможно, будет масштабировать.
За счет этого проекта СКЛП максимально исключает участие человека во всех процессах, кратно увеличивает производительность, наращивает вместимость на 10 тыс. палето-мест (сейчас 37 тыс.), а также подстраивается под новые рыночные условия, где дефицит кадров выходит на первый план.
— Если 3-5 лет назад магазины имели собственные склады для подсортировки товаров, туда шло 80-90% монопалет, то сейчас рынок изменился, — пояснил Виктор Халын. — Магазины перешли на принцип «товар в одно касание» - приходящий товар сразу идет на полки, потому что не хватает персонала, складские площади дорогие. Сейчас магазинам требуется до 50% сборных палет, а дальше будет еще больше, соответственно, у нас зоны комплектации увеличиваются, склады оказываются полупустыми, потому что расширяются зоны комплектации, а это высоты до 2-3 метров, а выше — неиспользованный объем здания. Мы нашли решение - построить высотное здание для роботизированного хранения, из которого в склад класса В подается продукция, где и размещаются зоны активного хранения разукомплектованных палет и сборки. В результате мы обеспечиваем почти 100-процентное использование объема.
В компании уверены, что найдут клиентов на новые площади, потому что на протяжении ряда лет были вынуждены отказывать своим клиентам в резком увеличении объема.
— Мы выигрываем тендеры, успешно конкурируя с крупными иностранными и российскими компаниями, поскольку инвестируем в собственный бизнес, — заявил Виктор Халын. — Зарубежные операторы не инвестируют в таких объемах в капитальные затраты, они берут в аренду склады и оборудование. А на арендованных складах, даже самого высокого уровня, с универсальным оборудованием обеспечить тот уровень услуг, который мы оказываем, невозможно. Крупные российские компании не всегда гибкие и в основном сосредоточены в Москве и области. Мы же стараемся быть на пике знаний, наше предприятие малое, поэтому мобильное. Конечно, мы используем и мировой опыт, и собственные технологические разработки. Не случайно в 2024 году мы получили статус малой технологической компании, с включением в федеральный реестр.
Для реализации проекта будут использованы кредиты и лизинг, а также СКЛП рассчитывает на государственные программы поддержки, хотя шанс на их получение невелик.
Справка N. В зоне пассивного хранения находятся целые палеты, которые хранятся длительное время. В зоне активного хранения находятся палеты, с которых уже был отобран товар. Эти палеты предназначены для дальнейшей комплектации, и их удобно держать недалеко от зоны комплектации.
По данным СhatGPT, в России на 2025 год полностью автоматизированных складов, где вообще не присутствуют люди, практически нет, или, если они существуют, это единичные, экспериментальные или закрытые корпоративные проекты. Большинство автоматизированных складов в России — гибридные, то есть автоматизация касается ключевых процессов (сортировка, транспортировка, хранение), но участие человека остается необходимым.
К высоко автоматизированным складам СhatGPT относит подмосковный «Вайлдберриз», который использует систему автоматической сортировки заказов, роботизированные линии и складские стеллажи с высокой степенью автоматизации; некоторые распределительные центры «Озона», которые близки к полной автоматизации; некоторые склады X5, где внедрены автоматизированные системы хранения и подбора товаров.
Проблема пустых складов объективна только в портах
Власти Ростовской области обсуждают проблему проходящих мимо региона грузов. По мнению эксперта, она объективна для локальных складов в портах. Склады, работающие в сегменте электронной коммерции, перегружены, а в сегменте товаров народного потребления решающее значение имеют логистические провайдеры.
На прошлой неделе на сайте N опубликована информация об остром дефиците грузов в донской логистике. Первый заместитель губернатора Ростовской области Алексей Господарев заметил, что современный складской центр в Батайской промзоне не загружен, суда в Таганрог приходят пустыми, порты потеряли половину возможной прибыли. О логистических проблемах региона говорили и на заседании экспортного совета при губернаторе: грузы, отправляемые железной дорогой, обрабатываются не в Ростове, а в Новороссийске.
— Алексей Николаевич, приводя примеры недозагрузки логистических центров, прав, — прокомментировал N гендиректор СКЛП Виктор Халын. — Такое фактическое положение дел наблюдается в мощностях, обслуживающих речные и морские порты в Ростовской области. Здесь много факторов: и санкционная политика, и частные инвестиции без должного регулирования на государственном уровне в условиях рыночной экономики. Бурный рост логистических центров наблюдается лишь в сегменте электронной коммерции. Там есть определенный дефицит мощностей хранения и обработки продукции. В сфере потребительского рынка, где работает СКЛП, ситуация интересная. С одной стороны, наблюдается дефицит площадей, с другой — их недозагрузка. Парадокс? Нет. Я эту ситуацию прогнозировал еще 5 лет назад. Не площади сами по себе важны, а технологии, используемые провайдером логистических услуг. Те площади, где нет эффективного провайдера либо нет условий для его работы, пустуют. А площади под правильным управлением или хотя бы с наличием такой возможности — дефицитны. Ситуация будет еще более обостряться и изменяться. Идя немного впереди рынка, СКЛП уже сегодня приступило к реализации своего нового инвестпроекта.