Ростовский инженер-строитель решил одевать гномов
Владелец кожевенной мастерской Padres Craft Александр Подрезов оставил работу инженера-строителя, чтобы делать доспехи для гномов и волшебные шляпы. Александр увлекся ролевыми играми прямого действия и решил сам освоить изготовление волшебного инвентаря. За три года он освоил не только работу с кожей, но и тонкости спроса, нюансы закупок и работу с заказчиками.
N: — Мастерская — это ваше основное занятие?
А.П.: — Это работа, хобби и образ жизни. Сначала, как и у многих, хобби в свободное время, которого всегда не хватает. Когда стало получаться, появились заказы, их достаточно быстро стало хватать, чтобы посвятить все время ремеслу. К тому моменту я откровенно устал от основной работы на стройплощадках и с большим удовольствием ее бросил. Я закончил Харьковский политехнический институт, инженер-электромеханик. Работал по профилю — строителем, электриком, инженером на разных объектах. А в свободное время начал ездить на ролевые игры прямого действия. Это когда взрослые люди не просто в гостиной за столом строят замки и двигают фишки, а бегают по лесу в красивых нарядах. Так вышло, что затянуло. Хочется и топор красивый, и костюм достоверный, и так далее. Либо больше работать на не слишком любимой работе, чтобы купить готовое, либо научиться делать самому. Выбрал второе. Попробовал работать с кожей, и мне очень понравилось. Процесс саморекламы в сообществе очень простой — другие игроки видят, спрашивают, откуда, говоришь, что сам сделал — получаешь заказ. И как-то быстро этих заказов стало много. Теперь мастерская — это и хобби, и любимая работа, которая дарит массу положительных эмоций и удовольствия. Игровой псевдоним Padres стал названием, а приставка «крафт» — общепринятое обозначение всех аксессуаров, амуниции, предметов у ролевиков, косплееров, реконструкторов.
N: — В приоритете доспехи и аксессуары для игр или повседневные вещи?
А.П.: — Изначально мастерская создавалась и развивается как место, где делаются вещи для игр или косплея. Но случается, знакомые, клиенты, просят сделать и обычные вещи — сумку, кошелек, пояс. Наиболее интересные решения могу добавить в каталог для повтора на заказ. Обыденные вещи — это не так интересно.
N: — Вы работаете один?
А.П.: — Да, в своем ритме и по своим правилам. Расширение планируется, хочется пробовать более масштабные вещи, новые техники, комплекты вещей, мечи, топоры всякие. Сейчас учусь работать с тиснением, там помимо оборудования есть масса подводных камней, пробую аккуратно. Запас для роста огромный. Но не за счет привлечения сотрудников. Появляется все больше знакомых мастеров, кто делает роспись одежды, игровое оружие, возникает потребность в своеобразных коллаборациях. Вполне вероятно, в будущем — постоянных.
N: — Можно ли назвать мастерскую состоявшимся бизнесом?
А.П.: — На данном этапе — да. Была поставлена цель выйти на устойчивую прибыль, позволяющую существовать и развиваться. И эта цель достигнута. Если не лениться, искать хорошие материалы по приемлемым ценам, оптовых поставщиков, договариваться, то все получается. На данном этапе я работаю как самозанятый, этого режима достаточно для того, чтобы чувствовать себя в правовом поле достаточно уверенно. За каждое изделие я плачу налоги и не стесняюсь это упоминать. Это повышает привлекательность при онлайн-продаже, добавляет серьезности. Если планы на рост будут реализовываться должным образом, перейду на режим юрлица, чтобы стало больше финансовых и правовых инструментов.
N: — Оборудовать мастерскую дорого?
А.П.: — Да, но расходы очень хорошо можно разложить на этапы. Сейчас у меня хороший набор оборудования, буквально на днях завершился ремонт и переезд в новую мастерскую. Все покупалось постепенно. Сперва — минимально, под конкретную задачу. Начиналось с мелкого ручного инструмента. Как только мастерская вышла в прибыль — стал с каждого заказа откладывать на закупки. Теперь у меня и лазеры, свет, столы, дорогостоящее оборудование. Конечно, можно работать дома, буквально на коленке, за одним столом, делать от случая к случаю мелкие изделия, кошельки, пояса. Но это не мой путь. Экономия на мастерской — это потеря времени и невозможность полноценно развиваться. Если работать дома, то после каждой операции нужна серьезная уборка от пыли, нужно много свободного места на раскрой. Специальный стол, вытяжка, спланированное пространство экономят время, позволяют работать эффективнее и с большим удовольствием. У меня в порядке вещей объемные заказы, например полноразмерный доспех. Чтобы такое реализовать, требуется поле для маневра. И конечно, это другой уровень прибыли.
N: — Вы привлекали инвестиции? Заемные средства? Господдержку?
А.П.: — Нет, не понадобилось. Все начиналось с маленьких заказов и мелких инструментов. Вложения росли постепенно, вместе с выручкой. Идти за господдержкой уже не вижу необходимости. В нашем направлении почти нет сезонных колебаний, спрос не ажиотажный, но стабильный. Я заранее планирую закупки материалов, расходников, опыт уже позволяет рационально подходить к закупкам. Сейчас очень много всего на рынке для ремесленников, все можно купить. И может показаться, что вот, возьми кредит, успешно торгуй, и будешь молодец. Но я вижу это иначе. Искать себя в кредит рискованно — что-то не рассчитал, не имея опыта, не пошло, не получилось, а распродать дорогое оборудование для погашения кредитов почти невозможно. И следующая попытка уже даже не с нуля, а из минуса. Лучше вложить время и силы в постепенный продуманный рост.
N: — Оборудование, фурнитура, кожа, инструмент — российское или импорт? Возникают ли сложности с приобретением?
А.П.: — Сейчас сложностей нет. Именно у меня химия для кожи часто требуется импортная, а вот кожа — российская, наших фабрик. Ее достаточно на рынке. Иногда бывают штучные заказы, где нужна итальянская кожа, но с ней тоже сложностей нет. По оборудованию и расходникам сейчас все в широчайшем ассортименте, и у поставщиков, и даже на маркетплейсах. По оборудованию — что-то из Китая, что-то из Европы, что-то из России. Через профильные сообщества помогаем друг другу искать поставщиков, обмениваемся отзывами. Фурнитуры самого разного уровня на рынке очень много. Есть и российские производители. Латунные литые изделия, которые у меня идут, — пряжки, накладки, наш московский мастер Йон делает. Известный в среде реконструкторов литейщик по латуни.
N: — Спрос на ремесленные изделия растет?
А.П.: — В ролевой среде он следует за ростом популярности направления. Реконструкция, косплей, ролевки — отличный вид досуга, в том числе семейного, и все больше людей это понимают. В повседневности — не могу сказать точно, для меня это малая часть заказов. Но могу предположить, что спрос на натуральные кожаные изделия ручной работы стабильно существует. Такие вещи износостойки, долговечны, привлекательны. Понятно, что, если у человека хороший кожаный бумажник за четыре-пять тысяч рублей, он будет ходить с ним долгие годы, а кошелек фабричный, из дерматина, нужно через год заменить. При этом цена уже в одном порядке. Фабрика модных аксессуаров продаст тысячи единиц, мастер — десятки. Но фабричное можно купить мимоходом, а у мастера — ждать свой заказ. Спрос на массовый ширпотреб был и будет, а у мастеров своя клиентура, своя ниша и совсем другие объемы производства. Я не выставляюсь на ярмарках или в тематических магазинах, но, к примеру, на полигонных играх спрос всегда присутствует.
N: — Кто ваши заказчики? Как они вас находят? Сколько готовы тратить?
А.П.: — Я принимаю заказы и торгую в сети, своя площадка в соцсети, есть специальный ресурс для игроков и косплееров, сарафанное радио. Это самые разные люди из всех регионов России. Отправляю по странам СНГ, недавно был заказ из Казахстана. Как-то сложилось, что именно у меня много заказчиков с Дальнего Востока и Сибири. Москва и Питер тоже есть, куда же без этого? Люди разные, заказы — тоже. Кто-то заказывает простой ремешок, а кто-то хочет что-то «крутое-классное-расписное-сложное» и готов за это платить. Заказывают полными комплектами доспехи, цена которых — пара хороших зарплат.
N: — Какой был самый необычный заказ?
А.П.: — Все! У меня же, фактически, мастерская по изготовлению невероятных вещей. Была очень интересная коническая волшебная шляпа. Был полный гномий доспех с тиснением.
N: — Модели разрабатываете сами? Где черпаете вдохновение?
А.П.: — В повседневных вещах довольно просто — референс в виде фотографии, а дальше авторский поиск, как это можно реализовать, и даже готовые выкройки с профильных ресурсов. Внешний вид игровых вещей, особенно по мотивам массовой культуры, берется из оригинала. А дальше большая творческая работа, чтобы адаптировать под реальность, законы физики и свойства материалов. Тут исключительно свое вдохновение, интернет-принтер, иногда для поиска решения подключаются друзья и родственники. Они же часто кидают референсы, технические решения, найденные в сети. Я смотрю, делаю что-то по-своему.
N: — Ваши изделия — это только про волшебство или еще про эргономику и практичность?
А.П.: — Эргономика обязательно. С теми же сумками — мы ездим в лес. Там бывает жарко, мокро и так далее. На играх не принято носить телефоны, нужен кармашек, чтобы его туда спрятать. Нужно куда-то положить игровой паспорт и деньги, а куда-то настоящие документы надежно убрать. Воду с собой взять. Те же кожаные флаги — это, прежде всего, техническое решение, а только потом внешний вид. Если это доспехи, то они должны позволять нормально двигаться, быть удобными. Но и без волшебства никак — все должно быть волшебное, фэнтезийное и невероятное.