Поставщик полуфабрикатов использует пандемию для роста
ГК «ВЕК» удовлетворяла панический спрос весной, увеличившиеся запросы черноморского побережья летом, а теперь отгружает больше новым клиентам из центральной России.
Пандемия запустила повышенный спрос на продукты питания весной и создала новые возможности для поставщиков летом и осенью. ГК «ВЕК» увеличила производство не только в марте-апреле, но и закрепила успех в дальнейшем. Компания увеличила работу с федеральными сетями и нашла новых заказчиков за пределами региона.
В течение всего периода пандемии группа компаний «ВЕК», включая лето и осень, увеличивала объемы производства полуфабрикатов (пельмени, вареники, пицца и т. п.).
В марте соучредитель ГК «ВЕК» Константин Остапкевич говорил N, что производство полуфабрикатов в течение двух недель работает на полную загрузку и в круглосуточном режиме. Сети забирали всю продукцию, а вареников ручного изготовления даже не хватало.
— Во второй половине марта и первой половине апреля был повышенный спрос, который увеличил продажи замороженных полуфабрикатов почти на 30%. Кратного увеличения не произошло из-за температурного режима хранения, — пояснил N коммерческий директор ГК «ВЕК» Максим Царевский. — Летом в связи закрытием границ вырос товарооборот в Краснодарском крае. У нас появились новые клиенты в ЦФО, где активно развиваются наши продажи. Это направление уже занимает существенную долю в общем товарообороте. За счет расширения клиентов в ЦФО дистрибьюторский бизнес также показывает рост.
Осенью положительная динамика продолжилась, товарооборот полуфабрикатов увеличился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам г-на Царевского, это объясняется новыми контрактами за пределами домашнего региона и увеличением представленности в федеральных сетях.
Несмотря на реализацию в стране курса импортозамещения, компания еще сильно зависит от курса европейской и американской валют, поскольку использует импортные говядину, томатную мякоть, краску на упаковке и прочее.
— Возникали сложности с доставкой этих продуктов в апреле, когда работа перестраивалась с учетом требований безопасности, — рассказал Максим Царевский. — В целом справились с ситуацией.
Цены на продукцию в компании практически не меняли.
— В конце прошлого года мы сфокусировались на сдерживании себестоимости продукции. Удалось повысить эффективность систем закупок и логистики, — заявил Максим Царевский. — Цены сохранили с точечными корректировками. К сожалению, прогнозный рост товарооборота и ожидаемой прибыли в 2020 году могут быть испорчены двузначной динамикой роста цен на муку, растительное масло, сахар, курицу, а также валютозависимое сырье в III квартале.
По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2019 году выручка ООО «Прод торг» (ГК «ВЕК» занимается производством пищевых продуктов) составила 951,18 млн рублей, увеличившись на 4% по сравнению с предыдущим годом. С 2015 по 2018 годы шло небольшое, но постоянное снижение выручки.
По мнению директора дистрибьюторской компании «Донпродукт+» Дмитрия Дуброва, рост производства полуфабрикатов «ВЕКа» — это результат хорошей работы компании, а также новые возможности, появившиеся на рынке.
— Глобальных причин для роста потребления продуктов питания сейчас нет, компания расширяется, отбирая чью-то долю рынка, — считает Дмитрий Дубров. — Например, в бакалейной группе товаров мы в течение 20 лет наблюдаем осенний спад потребления, связанный с тем, что в это время семьи перераспределяют бюджет на заготовку овощей, покупку зимней одежды, оплату образования. В этом году все было, как и раньше. В пандемию главная проблема с логистикой, поскольку из-за болезни водителей может не выйти в рейс до половины машин. В такой ситуации поставщик с коротким плечом может быть оперативнее. В свою очередь заказчики, которые хотят застраховаться от непоставок, расширяют круг поставщиков и дают шанс новым партнерам. «ВЕК», видимо, смог этим воспользоваться. Закрытие общепита могло повлиять, но не думаю, что в большой степени. Мы наблюдаем, что сейчас слегка просел сегмент столовых. Возможно, их клиенты теперь сами покупают и готовят дома полуфабрикаты. Эти продукты могли стать привлекательными для тех покупателей, которые боятся долго ходить по магазинам, закупая муку и прочее для самостоятельного приготовления — они предпочитают купить готовую еду и спрятаться в домике.
По данным Ростовстата, в январе — сентябре 2020 года оборот донских предприятий-производителей пищевой продукции вырос на 16,4% в сопоставимых ценах. Их объем производства увеличился всего на 1,1%, зато объем отгрузки превысил прошлогодние показатели на 19,6%. Впрочем, ажиотаж был только весной.
Владелица ростовского магазина рыбных деликатесов сообщила N, что за два месяца самоизоляции кассы в магазине были как в Новый год:
— Люди сидели дома, ели, старались порадовать себя деликатесами.
Она отметила, что из-за закрытия границ не было части поставок, но были найдены новые поставщики.
Отсутствие общего подъема спроса на продукты питания летом-осенью подтвердили и в сети супермаркетов «Солнечный круг».
— К сожалению, в марте — октябре 2020 года роста продаж мы не наблюдали, падение к аналогичному периоду прошлого года составило более 10%, — сообщил Сергей Феофилов, коммерческий директор ООО «Солнечный круг». — Безусловно, на это повлияло закрытие двух нерентабельных в условиях острой конкуренции точек, но благодаря этому мы повысили свою эффективность. Другой немаловажный фактор падения — изменение условий торговли в связи с пандемией, а точнее, с новыми санитарными требованиями. К сожалению, наши покупатели по-разному отнеслись к требованию ношения масок, многие отказались ходить к нам в магазин, выбрав менее добросовестных торговцев.
По его словам, пандемия серьезно дестабилизировала спрос.
— В марте-апреле мы ощущали рост продаж товаров, особенно социальной группы (рост спроса на крупы в марте составил 34%, вырос алкоголь, появились продажи мелкой бытовой техники), но летом и осенью спрос существенно упал, — заметил Сергей Феофилов. — При росте среднего чека на 5% наблюдается аналогичное падение трафика. Осенью структура ассортимента осталась прежней: хлеб, молоко, кондитерские изделия, овощи и фрукты. Есть изменения внутри товарных групп — покупатель переходит на менее зависящие от курса доллара отечественные товары. Есть падение по растворимому кофе, крепкому алкоголю, рост по молочной продукции (локальные бренды). Шестое место в АВС-анализе сентября-октября 2020 года занимает маска для лица одноразовая.