г. Ростов-на-Дону
25 декабря 2024 21:53:24
99.87
104.23

Малый бизнес осваивает облигации

Ростовский производитель снеков ООО «Трейдберри» (торговая марка «Вкусы мира») размещает облигационный заем объемом до 10 млрд рублей на Московской бирже. Другая компания из сферы малого и среднего бизнеса — «МСБ-Лизинг» — успешно завершила размещение первого транша из общей программы в 1 млрд рублей.

Пока ООО «Трейдберри» планирует привлечь 40 млн рублей при общем займе до 10 млрд рублей. В пятницу стало известно, что ставка 1-го купона облигаций будет на уровне 17% годовых. Четыре месяца назад N писал о похожем событии в «МСБ-Лизинг». Сейчас эта компания досрочно разместила первый транш на 150 млн рублей и готовится к размещению второго. По словам эксперта, сейчас созданы условия для вхождения на фондовый рынок малому и среднему бизнесу.

На прошлой неделе ООО «Трейдберри» установило финальный ориентир ставки 1-го купона облигаций объемом 40 млн рублей на уровне 17% годовых, сообщил портал «Финмаркет» со ссылкой на ИК «Септем Капитал», выступающую одним из организаторов размещения облигаций на Московской бирже. Ориентир ставки 1-4-го купонов составлял 17-18% годовых, купоны квартальные. Предусмотрена годовая оферта.

Сбор заявок на выпуск проходил с 11.00 18 марта до 16.00 22 марта. Техническое размещение запланировано на 26 марта. Выпуск сроком обращения 2 года будет размещен по открытой подписке. Заем будет размещен в рамках программы облигаций компании объемом до 10 млрд рублей. В рамках 10-летней программы облигации смогут размещаться на срок до 10 лет. Ранее компания на долговой рынок не выходила.

В компании пока отказались дать комментарии на эту тему из юридических соображений. Впрочем, на ее сайте размещена информация, подтверждающая это событие.

Как писал ранее N, компания «Трейдберри» сделала ставку на выпуск экзотических снеков под брендом «Вкусы мира». В 2018 году она заключила с сетью «Магнит» контракт на поставку кокосовых чипсов в 10 тыс. универсамов. Сети охотно идут на сотрудничество с небольшой компанией, предлагающей продукцию, которой нет на их полках. Идея бренда такова, что каждый продукт олицетворяет какую-то страну: например, каштаны — Францию, плоды лотоса — Индию. Свои заказы «Трейдберри» размещает как за рубежом, так и в России. Во второй половине 2018 года в Ростове открыто собственное производство мясных ломтиков и фасовочное производство.

По словам источника N, пожелавшего остаться неназванным, по итогам 2018 года в ООО «Трейдберри» российская продукция занимала 60% ассортимента, а на ее долю приходилось 25% выручки. В настоящее время идет разработка 5 новых линеек снеков и близкой к ним продукции. Компания усилила отдел продаж в Москве. В результате по итогам 2018 года выручка компании с НДС достигла 75 млн рублей, увеличившись почти в 3,5 раза. В этом году, по словам источника N, компания планирует выручить минимум 300 млн рублей.

Год назад владелец и гендиректор компании Виктор Шевченко говорил N, что пока его бизнес не кредитуется в банках. По всей видимости, проблему финансирования быстрого роста компании намерены решить за счет средств фондового рынка.

Редкий случай размещения облигационного займа региональной компанией, не входящей в банковскую группу, произошел в Ростове во второй раз.

В ноябре 2018 года N писал, что ростовская лизинговая компания «МСБ-Лизинг» размещает облигационный заем на Московской бирже, планируя привлечь 150 млн рублей в рамках общей программы облигационного выпуска в размере 1 млрд рублей. Срок обращения — 30 месяцев, купонный доход — 13,75%, периодичность купонных выплат — 1 раз в месяц.

— Мы завершили размещение первого транша в два раза быстрее, чем планировали, — сообщил N гендиректор ООО «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. — Спрос на наши долговые бумаги значительно превысил предложение. В целом инструмент для нас оказался достаточно комфортным, а организаторы размещения сработали профессионально. Мы планируем организовать следующий выпуск в апреле-мае этого года. Планируемый объем — 200 млн рублей, ставка купона — 12,5–12,75%. Срок обращения — 5 лет с амортизацией выпуска со 2-го года. Мы услышали наших инвесторов, которые хотят находиться в наших бумагах дольше, обеспечив хорошую доходность в долгосрочной перспективе.

Директор по развитию финансовой корпорации «Атмосфера» (Москва) Лариса Белова объясняет появление небольших компаний на облигационном рынке тем, что с 2017 года Центробанк России взял курс на бондизацию рынка.

— Наша компания участвовала в нескольких региональных конференциях, организованных Центробанком, где мы рассказывали о преимуществе выпуска облигаций, — пояснила Лариса Белова. — За последние годы сделано многое, чтобы у бизнеса было многообразие источников финансирования, в том числе за счет фондового рынка: упрощены процедуры на Московской бирже, четко формализованы требования Центробанка по процедуре регистрации эмиссии, произошла цифровизация в Национальном расчетном депозитарии и Московской бирже, то есть улучшились бизнес-процессы, позволяющие новым участникам выходить на облигационный рынок. Главное достоинство облигационного займа — диверсификация источников привлечения финансовых средств. Конечно, банки могут предложить кредиты на более выгодных условиях по сравнению с пилотными выпусками облигаций. Однако в дальнейшем компании, наработав публичную историю, смогут привлекать ресурсы на лучших условиях. Если же эмитент сможет получить рейтинг от рейтинговых агентств, то его ценные бумаги станут интересны и для банков, и для страховых компаний, а эмитент сможет размещать выпуски на более выгодных для себя условиях.

Однако путь размещения облигаций, по словам эксперта, подходит только для компаний, согласных стать полностью прозрачными и четко соблюдать платежную дисциплину.

— Компания становится публичной, и репутация эмитента важнее, чем даже при работе с банками. Нельзя допустить технический дефолт (просрочка исполнения до 10 рабочих дней), иначе с эмитентом начнет работать представитель владельцев облигаций (новая фигура на российском рынке — аналог зарубежного trustee), который от имени всех владельцев облигаций будет принимать все меры, направленные на защиту их прав, вплоть до инициации банкротства, — комментирует Лариса Белова. — Эмитент заработает плохую репутацию, а ее восстановить бывает порой сложнее, чем кредитную.

Эксперт советует компаниям, решившимся на размещение облигационного займа, найти хорошего консультанта, поскольку неопытный участник рынка может смоделировать сделку так, что выпуск облигаций станет для него невыгодным за счет величины затрат на выпуск, а также может не рассчитать финансовую нагрузку в долгосрочной перспективе. Кроме того, при небольших выпусках облигаций могут возникнуть сложности с их размещением из-за низкой ликвидности, что вызывает необходимость увеличения процентной выплаты по купонам. Различные макроэкономические и политические события могут вывести рынок из равновесия, в этом случае инвесторы ставят новые покупки «на паузу» и ждут, когда рынок придет к равновесию.

Сейчас, по словам Ларисы Беловой, российский финансовый рынок приспосабливается к текущим условиям, даже с учетом действующих санкций.

Роман Трубачев также считает, что ситуация на финансовом рынке сейчас нейтральная, время для размещения вполне благоприятное.

— Рынок высокодоходных облигаций развивается, наполняясь новыми эмитентами, аппетит к риску постепенно возрастает, — пояснил Роман Трубачев. — Этот рынок очень неоднороден — есть хорошие эмитенты, а есть откровенно слабые. На общей волне роста этого рынка я бы рекомендовал инвесторам быть осмотрительными и внимательно изучать раскрываемую информацию и качество эмитента: достаточность капитала, соотношение привлекаемых средств и капитала, ликвидность баланса. Также важен объем эмиссии, так как это говорит о будущей ликвидности облигаций. Большой выпуск (более 500 млн рублей) обеспечит ее в достаточной мере, а вот выпуски до 100 млн придется держать до погашения или оферты (вероятность продать их на открытом рынке стремится к нулю). Другими словами: рынок развивается, интересный, доходный, но требует внимания и взвешенных решений.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Сделки
Малый бизнес осваивает облигации
Ростовское ООО «Трейдберри», выпускающее экзотические снеки под брендом «Вкусы мира», заключило с сетью «Магнит» контракт на поставку кокосовых чипсов в 10000 универсамов компании. Благодаря этому производитель рассчитывает увеличить общий выпуск продукции по итогам 2018 года в 4 раза — с 500 тыс. до 2 млн упаковок. Ростовский ретейлер, представляющий продукцию компании, говорит, что спрос на нее сформировался, но массовым пока не стал.
Сделки
Малый бизнес осваивает облигации
Ростовский производитель агронавигаторов ООО «РостАгроСервис» договорился о поставках собственной продукции в Китай. Совладелец компании Олег Ной сообщил, что первые агронавигаторы под маркой «Агроглобал» отправятся в Поднебесную осенью. По мнению эксперта, экспорт в Китай очень перспективен, поскольку разбогатевшие китайцы считают качественной иностранную продукцию.
Новые компании
Малый бизнес осваивает облигации
ООО «Этна» приступило к фасовке снеков на заводе в Октябрьском районе Ростовской области. Инвестиции в новое производство составили 125 млн. рублей. Сбыт продукции ориентирован на рынки северных регионов.
Инвестпроекты
Ростовская лизинговая компания «МСБ-Лизинг» размещает облигационный заем на Московской бирже. Это редкий случай, когда региональная компания, не входящая в банковскую группу, решается на такой шаг.
Просмотров: 4567

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
Малый бизнес осваивает облигации
Я всегда говорю своей команде, что для наших гостей мы можем даже устроить полет в космос. В сервисе как в любви — все допустимо. Главное — найти партнера.
Практика бизнеса
Малый бизнес осваивает облигации
В конце 2024 года Росстандарт и Академия проблем качества традиционно составили топ-100 лучших отечественных товаров. В конкурсе дебютировал многопрофильный ростовский агропромышленный холдинг «Степь». Компанию отметили в нескольких номинациях.
Практика бизнеса
Малый бизнес осваивает облигации
В Ростове прошла Альфа-Конфа Практика — масштабное мероприятие для предпринимателей, которое ранее состоялось в 26 городах России. Особенность Альфа-Конфы Практики в уникальном формате бизнес-интенсива от преподавателей лучших бизнес-школ и владельцев крупнейших компаний страны. В течение дня всех участников погружали в реальные кейсы, бизнес-симуляторы, практические решения для бизнеса.
Практика бизнеса
Малый бизнес осваивает облигации
Ростовский Агрохолдинг «Степь» подвел итоги своей социальной программы «Люди труда» за 2024 год. Заявленный вектор программы — развитие сельских территорий. За год компания вовлекла в свои активности около 4 миллионов человек (в том числе в офлайн-формате — почти 40 тысяч жителей Дона, Кубани и Ставрополья), реализовала порядка 100 проектов и более 70 мероприятий.