«Люди в Европе сидят дома, но покупать онлайн им это не мешает»
По словам Сергея Змиевского, основателя и гендиректора волгодонского мебельного производства «Алмаз», за период самоизоляции доля экспорта в продажах предприятия выросла. Это произошло как за счет курсовой разницы, так и благодаря тому, что европейский покупатель готов приобретать мебель онлайн.
Во время ковидного кризиса продажи компании «Алмаз», которая производит и продает в России и за рубежом корпусную мебель под маркой «Любимый дом», сократились не так сильно, как в целом по рынку. Помимо налаженного экспорта этому способствовала оптимизация производства и собственной розницы, вовремя сделанные запасы сырья и комплектующих. Учитывая эти факторы, а также рассчитывая на отложенный спрос, топ-менеджмент компании прогнозирует минимальное сокращение выручки по итогам текущего года.
N: — Как «Алмаз» сегодня переживает ковидный кризис?
С.З.: — Нам очень помогло то, что в свое время мы занялись внедрением бережливого производства, попали в программу Федерального центра компетенций в сфере производительности труда, в прошлом году оптимизировали производство, порезали определенные косты, оптимизировали штат. Причем это помогло как в бизнесе — мы снизили себестоимость производства, — так и в том, что государство нас заметило. Тех, кто занимался оптимизацией, включили в список 1149 системообразующих предприятий российской экономики. Кроме того, нами была оптимизирована собственная розничная сеть.
Еще до такого как ВОЗ объявила пандемию, мы примерно понимали, что ситуация в Китае может повториться в России, поэтому заблаговременно наполнили свои склады сырьем и комплектующими. В период самоизоляции работа логистов не останавливается, отгрузки производятся своевременно, в том числе на экспорт. Нас очень поддержала плотная работа с европейскими партнерами. Разница курсов сейчас позволяет быть более конкурентоспособными в цене и представлять российского производителя на международных рынках.
N: — Логистика сейчас изменилась? Например, «РЖД» с начала ковидного кризиса развернули кампанию по привлечению новых клиентов. У вас не возникало желания перейти на их услуги?
С.З.: — Ж.-д. перевозки мы используем для поставок в дальние регионы: на Дальний Восток, в Азию, Казахстан. Здесь ничего не изменилось. Наша логистика оптимизирована с точки зрения централизации данных, все измерено, посчитано, и ничего менять не пришлось. Единственное отличие в том, что сейчас машины берут сборные грузы: если раньше из-за объема машина шла в один город, то теперь партии так же регулярные, но небольшие, и машины стали везти их в два города.
N: — По вашим оценкам, каковы будут потери «Алмаза» из-за ковидного кризиса в этом году?
С.З.: — Весь рынок, по прогнозу, упал на 50–70%, наше падение не такое глубокое. По итогам года для нас падение будет минимальным по сравнению с другими компаниями. Возможно, мы даже восстановим выручку. Наша компания оптимизирована таким образом, что мы можем выжить, даже если по результатам года российский рынок сильно упадет. Да, фабрика не будет зарабатывать много, но бизнес устоит. Ключевые моменты я уже назвал — это бережливое производство и экспорт, который сейчас только растет. Плюс в нашу пользу сыграет и то, что конъюнктура рынка может измениться: люди могут в будущем больше рассчитываться безналичным путем, продажи станут более прозрачными, соответственно, уйдут мелкие серые производители или им придется стать белыми. У нас полностью белый бизнес, поэтому фактор обеления повысит шансы в нашу пользу.
N: — За счет чего сегодня растет экспорт? Ведь в Европе тоже введены режимы самоизоляции.
С.З.: — Как за счет курсовой разницы, так и за счет того, что европейский покупатель готов приобретать онлайн. Ему не нужно щупать, нюхать мебель, чтобы ее купить, они доверяют своему продавцу, это принцип сети — стандарты качества, гарантии, постпродажное обслуживание. Приведу пример: вы покупали когда-нибудь мебель в крупной сети?
N: — Да.
С.З.: — Можете с уверенностью в 80% сказать, что если вам понравится мебель на картинке, вы повторно купите мебель у того же сетевого игрока? Потому что понимаете, что эта компания гарантирует вам стандарты качества, возврат, сервис.
N: — Думаю, да.
С.З.: — Европа живет в этой парадигме.
Им не нужно ходить в офлайновый магазин и щупать мебель. Этот фактор нам сейчас помогает как за рубежом, так и в России. Да, люди в Европе сидят дома, но им ничего не мешает покупать онлайн, деньги у них есть, они беднее не стали. В любом случае часть экономики работает — энергетика, социалка, сельское хозяйство, некоторые предприятия не остановили свои линии, и наша страна не исключение. Помимо этого мы полагаем, что благодаря господдержке населения в странах Европы уже сформировался хороший отложенный спрос на мебель.
N: — У «Алмаза» в 2017 году доля экспорта была 17%, а какова она сейчас?
С.З.: — За период самоизоляции доля выросла значительно — как за счет изменения курсов валют, так и за счет роста продаж, но мы пока ее не подсчитывали — цыплят по осени считают. Окончательные цифры мы увидим только в конце года, поскольку на продажи может повлиять изменение ситуации со сбытом в России. Надеемся, что летом офлайновые магазины в России откроются. Здесь мы тоже рассчитываем на отложенный спрос. Опять же, дети растут, и мебель для них нужно менять. А у нас очень широкий ассортимент молодежной и детской мебели. Думаю, летом соотношение наших продаж в России и Европе изменится.
N: — В какие страны сейчас поставляете мебель?
С.З.: — В Германию, Австрию, Чехию, Польшу, Великобританию, страны Центральной Африки.
N: — Вы решили отказаться от развития собственной розницы, почему?
С.З.: — Это позволяет нам сконцентрироваться на производстве, усиливать наши компетенции в этой сфере. Например, мы сократили сроки разработки новых изделий. Если раньше выход новинок занимал длительный срок, то сейчас по техзаданию партнера мы можем в несколько месяцев поставить новую модель. Помимо этого мы постоянно выпускаем собственные новинки, часть из них рождается из поездок по миру.
N: — Какая часть магазинов сейчас осталась под вашим управлением?
С.З.: — Небольшое количество: все магазины в Волгодонске, плюс торговые точки в Курске и Воронеже и еще в нескольких городах. Но это не означает, что «Любимый дом» как торговая марка ушел с рынка — у нас более 400 партнерских магазинов, как фирменных, так и с фирменными бренд-секциями.
N: — Как ваша партнерская розница переживает ковидный кризис?
С.З.: — Партнерам сейчас тяжело, но мы их поддерживаем. У них изначально очень хорошие условия по отсрочкам платежей. Да, есть определенные вызовы — сегодня у нас нет возможности увеличивать кредитные лимиты партнерам, как это было раньше. Определенный пул таких средств, безусловно, существует, но они задействованы полностью. Ктото возвращает средства частями, у кого-то идут просрочки. Но это нормально — сейчас всем тяжело.
N: — В России только «Хофф» через интернет продает вашу мебель?
С.З.: — Не только они, есть и другие компании.
N: — По вашим наблюдениям, какова динамика ваших интернет-продаж в России?
С.З.: — Мы обратили внимание на значительный рост обращений, что касается именно продаж, здесь есть нюансы. Сегодня российский клиент, который покупает в интернете, хочет доставку завтра. В мебельном бизнесе это не всегда удается обеспечивать. Есть задержки, и они объективны. Кто терпеливый — тот ждет. С этим столкнулись не только мы.
Сейчас произошло смещение фокуса потребления. Люди привыкли, что доставка онлайн-покупки происходит за день-два, потому что раньше покупали мелочевку — одежду, гаджеты. Мебель онлайн они ранее не покупали, соответственно, ждать не привыкли. Но через некоторое время часть из них все-таки возвращается. В скором временем люди научатся покупать мебель онлайн, и продажи выйдут на другой уровень. Пока же они в стадии обучения. Это как все к маскам привыкали: год назад, если бы мы увидели на улице человека в маске, мы бы очень удивились, а сегодня понимаем, что это человек, заботящийся о своем здоровье. Мир меняется, и завтра люди будут больше покупать онлайн. Кризис помогает: из-за него пользователи становятся более цифровыми. Они и раньше были в онлайн, но многие сидели в коконе социальных сетей, а теперь пошли дальше. Мы предвидели это еще до кризиса: с декабря начали проектирование новой IT-платформы, с новым интерфейсом и инфраструктурой, которые мы предложим не только клиентам, но и партнерам. Пока проекты находятся в стадии разработки и тестирования.
N: — Какие задачи будет выполнять новая IT-платформа?
С.З.: — В первую очередь она нацелена на удобство работы партнеров. Например, позволит автоматически наполнять сайт партнера нашим ассортиментом, чтобы не тратить много ресурсов на это. Есть проект по оптимизации продаж с помощью IT, есть проект по изучению аудитории конкретной торговой точки. Уже сейчас IT помогает нам анализировать продажи, складские остатки и планировать производство.
Справка
Компания «Алмаз» была основана в 1995 году в Волгодонске. Производит широкий ассортимент корпусной мебели под маркой «Любимый дом». Собственные производственно-складские площади занимают 100 тыс. кв. м, на них выпускается более 1,5 млн единиц мебели ежегодно. На предприятии задействовано 1100 работников. Компания продает мебель через собственные и франчайзинговые магазины сети «Любимый дом», а также через оптовых партнеров в России, ближнем и дальнем зарубежье. По данным компании, совокупная выручка всех направлений по итогам 2019 года выросла на 11% и составила около 3,1 млрд руб.
Сергей Змиевский родился 19 апреля 1972 года в х. Рябичи Ростовской области. В 1989 году окончил Романовскую общеобразовательную школу. В 1995 году создал мебельную фабрику «Алмаз», которую возглавляет до сих пор. Женат, есть взрослая дочь. Супруга возглавляет коммерческую службу ООО «Алмаз», дочь руководит входящим в ГК «Алмаз» рестораном.