Логистический оператор вырос в полтора раза
Выручка ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП) увеличилась по итогам 2024 года на 55%. Стремительный рост объясняется несколькими причинами, в том числе появлением новой тенденции на рынке — теперь товары поступают в розницу готовыми к выкладке на полки.

Донской провайдер логистических услуг (3PL и 4PL) — ООО «СКЛП» — продемонстрировал рекордный темп роста выручки за последние годы. В прошлом году она выросла на 55%, а ранее росла с темпом 11-23%, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса».
— У этого события, как всегда, несколько причин, — прокомментировал N гендиректор предприятия Виктор Халын. — В минувшем году в сфере логистики произошел скачок цен, обусловленный сумасшедшим удорожанием запчастей на импортную технику и значительным ростом стоимости содержания персонала, включая грузчиков, комплектовщиков. Например, заработная плата наших сотрудников возросла на 30%. В целом по отрасли, и мы не исключение, произошел рост тарифов в зависимости от уровня обработки грузов для тех или иных клиентов, в среднем на 20-30%, что повлияло на рост валовой выручки. Второй важной причиной стало увеличение объема операций, связанных с покоробочным или штучным отбором заказов. Сейчас торговля начала использовать принцип поступления товара в розницу «в одно касание»: получили его и тут же выложили на полки. Если раньше мы могли отправлять крупному торговому оператору 70-80% монопалет, а остальные — микс, то сейчас более 50% палет уходят от нас микшированными. Соответственно, у нас возрастает в обороте доля ручного отбора продукции, меняется структура наших операций в пользу более дорогостоящих.
Иными словами, торговые операторы отказываются от сортировки товара на собственных складах или торговых точках силами штатных работников. По мнению Виктора Халына, хотя логистика становится дороже, поклажедатели в целом экономят. Ретейл не хочет самостоятельно заниматься комплектованием продукции с собственного склада, поскольку персонал стал дорогим, его сложно найти — лучше платить больше, но более квалифицированным в этих операциях работникам, кроме того, дополнительно можно сэкономить на аренде собственных складов. Теперь товар поступает от логистического оператора готовый к выкладке на полки.
Третья причина, подтолкнувшая валовую выручку СКЛП вверх, — это увеличение номенклатуры оказываемых услуг. Оборот предприятия вырос за счет отправки грузов по железной дороге. Как ранее писал N, компания оказывает эти услуги с мая 2024 года.
— Мы начинали с нескольких вагонов в месяц, а сейчас выходим на неплохой оборот: уже отгружаем 30-40 вагонов в месяц, в ближайшей перспективе достигнем примерно 60, — пояснил Виктор Халын. — Клиенты остались те же, но они нуждаются в увеличении оборота. Мы готовы оказывать услуги в большем объеме, главное ограничение в скорости его наращивания — количество доступных вагонов и возможности железной дороги, многие процессы развиваются не так быстро, как могли бы. Количество клиентов по этой услуге ограничено естественными причинами, поскольку в доставке товаров народного потребления на региональном уровне главным образом используется автомобильный транспорт. Железной дорогой отправляем грузы на экспорт в Армению, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Грузию, а также предоставляем услуги кросс-докинга, в том числе и с железнодорожным транспортом.
Тарифы на российском рынке логистических услуг росли в прошлом году и, по всей видимости, продолжат движение вверх и в текущем. По оценкам NF Group Research, в I полугодии 2024 года тарифы на услуги 3PL-операторов выросли на 18-66% год к году в зависимости от операции. В конце ноября Logirus писал, что по итогам 2024 года ожидался средний рост тарифов на 48%, а в 2025 году — на 18%. При этом объем рынка не растет. Например, по прогнозам CORE.XP, годовой объем сделок в складской логистике России в 2025 году упадет до уровня 2021 года и составит 4,3 млн кв. метров.