Каменский нефтезавод готовится вернуться к работе
Каменский нефтеперегонный завод (входит в группу ИНПК) планирует возобновить работу после остановки, которая продлилась больше года. Предприятие было остановлено из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка — высоких цен на нефть и низкой на продукты ее переработки. Сейчас ситуация стабилизировалась. По мнению эксперта, небольшим НПЗ недостает поддержки от государства для гармоничного развития нефтепереработки в условиях доминирования на рынке ВИНК.
Каменский нефтеперегонный завод (ОАО «КНПЗ») планирует вернуться к работе после остановки, которая продлилась больше года, об этом корреспондентке N сообщил Дмитрий Голуб, гендиректор завода.
— С конца 2021 года сложилась неблагоприятная конъюнктура рынка, в результате КНПЗ остановил работу. В начале 2022 года ситуация начала налаживаться, и мы готовились к запуску, однако экономическая ситуация помешала: вы помните, как трясло финансовую систему в начале года, стали расти ставки по кредитам, поэтому мы не смогли получить финансирование на подходящих для нас условиях. Сейчас ситуация стабилизировалась, и мы планируем вернуться к работе.
КНПЗ входит в состав девелоперской группы ИНПК из Батайска. Предприятие выпускает прямогонный бензин, нефрас, керосин, топочный мазут, гудрон, соляр и т. д.
Как сообщал N, в 2019 году компания увеличила объемы переработки нефти на 20%, до 172,2 тыс. т нефти, на предприятии обновили производственные мощности, руководство планировало наращивать объемы переработки. Данных об объеме переработки в 2020 и 2021 годах на минувшей неделе в компании не предоставили.
По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2021 году выручка КНПЗ упала в два раза, до 103,2 млн рублей, а по итогам 2022 года сократилась почти в 27 раз, до 3,9 млн рублей. Чистая прибыль в 2021 году упала в 8,5 раза, до 1 млн рублей, а по итогам 2022 года сократилась в 2,4 раза, до 496 тыс. рублей.
— Непростая конъюнктура рынка в первую очередь обусловлена сложной ситуацией в экономике и введенными ограничениями. Повлияла значительная волатильность на нефтяном рынке — так, весной прошлого года стоимость тонны нефти составляла от 60 до 85 тыс. руб., а стоимость готовой продукции (бензина и дизельного топлива) на бирже колебалась в районе 40 тыс. руб. за тонну. Статистику по Ростовской области Минэнерго РФ не приводит, но есть данные по Краснодарскому краю: цена реализации одной тонны мазута топочного с нефтеперерабатывающих заводов в Краснодарском крае в феврале 2022 года составила 45,3 тыс. руб., а в декабре — 12,2 тыс. руб., — отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». — Из-за введенных ограничений сократилось потребление различных нефтепродуктов, что оказало влияние на небольшие НПЗ, так как у них нет тех финансовых возможностей, как у ВИНК (вертикально интегрированных компаний. — N). Также эти ограничения повлияли на возможность модернизации НПЗ, приобретения иностранного оборудования.
Дмитрий Баранов напомнил, что в марте 2023 года Минэнерго РФ оценило ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов положительно, она не требует кардинальных изменений, достаточно лишь постоянного анализа ситуации и оперативного реагирования на те вопросы, которые возникают. По мнению ведомства, не требуется менять объемы торговли различными видами топлива на бирже, обеспечение им потребителей в стране налажено, созданы запасы его различных видов.
— Небольшие НПЗ могут получить выгоду от наступления весенне-летнего сезона и роста спроса на различные нефтепродукты в стране, — отмечает эксперт. — Также в связи с переориентацией на торговлю со странами Востока и Юга небольшие НПЗ могут увеличить поставки топлива на экспорт, в первую очередь в приграничные районы этих стран. В целом на рынке продолжится доминирование ВИНК как на внутреннем рынке, так и в поставках на экспорт, так что, возможно, государству стоило бы оказать небольшим предприятиям поддержку для гармоничного развития нефтепереработки в стране.