Бизнес улучшил платежную дисциплину
В августе сократилась доля платежей, просроченных российскими компаниями. Это следует из информации, опубликованной в базе «СПАРК». Данные сравниваются с апрелем. «Интерфакс» отмечает, что такая динамика свидетельствует о нормализации бизнес-среды.
За время апрельского локдауна неплатежи между предприятиями приблизились к антирекордам кризисного 2015 года. В мае на фоне смягчения карантинных ограничений компании стали аккуратнее рассчитываться с партнерами. Ситуация улучшалась в июне — августе (см. таблицу). Отмечаются признаки восстановления докризисных показателей платежной дисциплины.
Уже в мае доля своевременно оплаченных счетов выросла на 6,3 процентных пункта — до 60,8%. Доля счетов, оплаченных с просрочкой до 60 дней, выросла на 7,4 процентных пункта до 26,6%, а просроченных свыше 60 дней — сократилась на 13,6 процентных пункта до 12,5%.
В июне положительная динамика сохранилась. Доля счетов, оплаченных в срок, увеличилась на 3,6 процентных пункта — до 64,5%. Доля просроченных счетов, наоборот, сокращалась: показатель задержек до 60 дней уменьшился на 1,2 процентных пункта (до 25,4%), более 60 дней — на 2,4 процентных пункта (до 10,1%).
В июле изменения были не столь незаметными, показатели стабилизировались на уровне июня.
Предварительные данные за август свидетельствуют о сохранении курса на укрепление платежной дисциплины, однако окончательные выводы делать рано.
Для сравнения: в 2019 году доля счетов, оплаченных в срок, превышала 65%, уровень просрочки до 60 дней был ниже 27%, свыше 60 дней — около 6–8%.
— Проводимый нами мониторинг уровня расчетов в отраслях, признанных правительством пострадавшими, показывает, что и там с мая происходит постепенное улучшение расчетов с поставщиками, — отметил руководитель программы «СПАРК — Мониторинг платежей» Алексей Морсин. — Некоторые отрасли, например, сфера дополнительного образования, розничная торговля, издательская деятельность, по нашим данным, уже приблизились к докризисным уровням.
— Со второй половины лета мы наблюдаем некоторое оживление на рынках, — сообщил директор департамента урегулирования убытков и взыскания задолженности Coface Россия Дмитрий Котов. — Но до текущего момента на докризисный уровень платежная дисциплина должников, к сожалению, так и не вернулась. В то же время, что касается новых фактов неплатежей, то с конца июля мы видим сокращение количества заявляемых нашими клиентами страховых случаев. На наш взгляд, это связано с предоставлением новых и сохранением старых отсрочек покупателям, периодом отпусков, а также с принятыми ранее превентивными мерами в отношении откровенно слабых игроков рынка.
Г-н Котов ожидает роста просрочек в конце третьего — начале четвертого квартала в случае «второй волны» коронавируса. Эксперт полагает, что это может ударить по бизнесу сильнее предыдущего периода длительных нерабочих дней.
Сейчас у компаний не так много возможностей улучшать расчеты с поставщиками. Среди негативных факторов аналитики отмечают снижение спроса на товары и услуги, а также дефицит оборотных средств.
По данным проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) мониторинга «Состояние российской экономики и деятельность компаний», на снижение спроса как на ограничивающий деятельность фактор указывали в мае 52,3% компаний, в июне — 46,3%. Соответствующий январский показатель — 23,8%. На недостаток оборотных средств жаловались 32,4% респондентов в июле, 35,6% в мае и 25,6% в январе.
Справка
Проект «СПАРК — Мониторинг платежей» содержит информацию о платежной дисциплине 800 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов РФ. Информация структурирована по компаниям, регионам, отраслям. Данные обновляются ежемесячно и служат базой для расчета Индекса платежной дисциплины, доступного в системе «СПАРК». Это позволяет оперативно оценивать риски, связанные с задержками платежей контрагентов.