г. Ростов-на-Дону
17 октября 2021 21:28:43

Чтобы тур приносил прибыль

Предприниматель Александр Солодовников развивает систему автоматизации бизнес-процессов для туроператоров автобусных туров и внутреннего туризма. Аналогов системы, по словам основателя, не существует. К сервису подключились уже 112 туроператоров из Ростовской области, Татарстана, Нижнего Новгорода, Калининграда, Дагестана и Грузии.
Чтобы тур приносил прибыль

Идея создать систему ERP ODYSSEA появилась у ее основателя Александра Солодовникова после непростого опыта ведения туристического бизнеса. Более 17 лет он организовывал туры выходного дня на Черноморское побережье, в Крым и на Кавказ:

— ERP-система появилась как боль, которую я закрывал в своем собственном проекте. Это был семейный бизнес. В портфель входило больше 40 авторских туристических программ, с нами работали 83 агентства Ростовской области. Заполняемость была, в принципе, хорошая, количество новых туристов росло, но появились сложности с управленческим учетом. Когда у тебя десятки туров, огромный поток клиентов, а все считается практически в ручном режиме. Мы стали попадать в кассовые разрывы. Чем больше оборот, тем больше кассовый разрыв. Начали искать системы оцифровки бизнеса. Были разные программы, но они не решали ключевых задач. Я стал разрабатывать систему самостоятельно, но проблемы у бизнеса были уже на пике. В 2017 году, до того как появилась ERP ODYSSEA, мы приняли непростое для нас решение и закрыли компанию, закрыли последний офис. Всего в Ростове-на-Дону их было четыре. 27 сентября 2017 года мы перестали заниматься туроператорской деятельностью.

Александр ушел в IT-сферу, решив завершить начатую разработку и превратить ее в бизнес. ERP ODYSSEA представляет собой электронную систему управления компанией. Ее основные функции — это управленческий учет, планирование продукта и аналитика туристического направления. Сервис предназначен в первую очередь для туроператоров, которые организуют автобусные туры.

— Кажется, что автобусные туры — это узкая ниша, — говорит предприниматель. — На самом деле это не так. Посмотрите, сколько в Instagram разработчиков мелких авторских туров. В России зарегистрировано 4264 туроператора автобусных туров. Только 10% пользуются электронными системами. Туроператоры мало тратят на софт, но рынок растет, тренд на автоматизацию усиливается.

ERP ODYSSEA включает в себя полный конструктор туристического пакета, счетчик маржинальности и систему светофора, которые в режиме реального времени показывают, насколько тур получается экономически выгодным в момент активных продаж.

— Представим, что вы планируете тур выходного дня, — продолжает Александр. — Узнаем цены за проживание и питание в гостинице, заносим себестоимость в систему, потом ставим автобус, указываем количеств мест, подтягиваем стоимость за проезд туда-обратно, везде указываем планируемую наценку. Составляем карту маршрута. Делаем тур активным, формируется ссылка с информацией о программе, наглядной картинкой, сколько и какие места в автобусе забронированы. Ссылку на тур можно разместить на сайте, в социальной сети, отправить своим агентам. Есть вариант забронировать конкретное место в автобусе прямо в e-mail рассылке. Расчеты продукта никто не увидит. Коммерческая информация доступна только менеджерам туроператора.

Система ведет учет всех продуктов, считает предполагаемую выручку и показывает, насколько каждый тур получается прибыльным. Красный свет означает, что тур в минусе, желтый сигнализирует о рисках и нулевом доходе, зеленый — проект выходит в плюс.

— Чтобы маржинальность покрывала затраты и бизнес приносил прибыль, туристической компании нужно учесть зарплатный фонд, агентские комиссии, налоги, скидки для клиентов, аренду офиса, оплату коммунальных платежей. Бывало такое, что отправляешь полный автобус в Крым, а он оказывается убыточен. Неправильно просчитали продукт, дали слишком большие скидки. В процессе продаж не замечаешь этого. Идет поток 50 автобусов в месяц, занимаешься обслуживанием людей, а кассовые разрывы и убыток видишь, когда бухгалтер начинает делать план-факт-анализ. Система показывает все в реальном времени. Можно действовать оперативно, стимулировать продажи, корректировать скидки, — говорит Александр Солодовников.

ERP ODYSSEA включает и инструмент аналитики спроса. Он позволяет поставить любую точку на карте в системе и посмотреть, востребованы ли туры в этом месте. Сервис получает данные компании Tazeros Global, которая работает с операторами связи и анализирует географию перемещения людей в разных точках страны. ERP ODYSSEA опирается также на сервисы «Яндекс Wordstat» и Google Trends, которые показывают количество запросов по ключевым словам, например «туры в Сочи». Собрав данные, система показывает индекс спроса в отмеченной на карте точке и обновляет его раз в неделю.

По словам г-на Солодовникова, аналогичной ERP ODYSSEA системы с такими инструментами аналитического прогноза не существует. Основным конкурентом являются CRM-системы, которые оцифровывают взаимодействие бизнеса с клиентами:

— У CRM-систем ограничен функционал. Это в основном учет клиентов. Многие пользуются просто Excel-таблицами. ODYSSEA — это ERP-система. Она оцифровывает всю инфраструктуру бизнеса. Взяли автобус, создали тур, посчитали, увидели, насколько он выгоден, выставили в продажу, тур начал наполняться. Это еще никто не оцифровывал.

Стоимость пользования сервисом составляет 10 тысяч рублей в месяц за одного менеджера. Для небольших туроператоров, у которых в портфеле до 10 продуктов, предусмотрена бесплатная модель поддержки. Сейчас продуктом пользуются 112 туроператоров из Ростовской области, Татарстана, Нижнего Новгорода, Калининграда, Дагестана и Грузии. В проект Александр Солодовников вложил около 6 млн рублей, 5,3 млн рублей из них — личные средства, остальное — гранты.

— Когда создаешь IT-продукт, инвестируешь много и безбожно: несколько уровней общения с клиентами, маркетинговые исследования, зарплатный фонд, поддержка технических процессов. Час работы наших программистов стоит 45 долларов. Процессом разработки помогает управлять мой партнер Андрей Сорокин. Он full-stack-разработчик, вкладывает в проект свои компетенции, — рассказывает Александр.

Окупить вложенные средства г-н Солодовников рассчитывает в 2023 году. ERP ODYSSEA заработала в 2018 году и за это время принесла основателю 1,8 млн рублей прибыли. Он отмечает, что число пользователей постепенно растет, и мечтает освоить рынок автобусных туров в Индии.

— Там очень развит автобусный туризм. Копнули и поняли, что только на Гоа 5 тысяч перевозчиков, а электронных систем учета совсем нет. Они там чуть ли не с журналами ходят. Рынок очень интересный. Будет здорово, если мы сможем перевести программу на хинди и экспортировать продукт туда, но это планы на будущее.

Просмотров: 3574

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
image
Начнем с аббревиатуры. Сейчас она все больше на слуху у многих крупных предприятий экономики, вовлеченных в процесс под названием «Национальный проект “Экология”».
Практика бизнеса
image
Министерство экономического развития Ростовской области одобрило выделение 283,8 млн руб. субсидий шести компаниям, которые реализуют инвестиционные проекты на территории региона. Они направят их на погашение процентов по кредитам. Заявка компании «КСМК — Север» была отклонена.
Практика бизнеса
image
«Группа Агроком» открыла в здании старого ростовского аэропорта временный торговый центр стройматериалов «Аэровокзал».
Практика бизнеса
image
«Северсталь» сообщает о полномасштабном запуске на российском рынке предложения для потребителей металлопроката из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ). Новые условия сотрудничества стали доступны и в Ростовской области.