г. Ростов-на-Дону
28 ноября 2021 08:47:41

Урожайные 15 процентов

Максимальный эффект аграриям дает шестая часть инвестиций в IT. Сельскохозяйственные предприятия Ростовской области наращивают вложения в информационные технологии. При этом эффективны далеко не все инвестиции в цифровизацию. При ошибочном выборе продуктов они могут быть бесполезны или не востребованы у сотрудников. Однако удачные вложения в IT окупаются в аграрном секторе в десятки раз.
Урожайные 15 процентов

В течение последних трех лет агрохолдинг «СТЕПЬ» инвестировал в цифровизацию около 100 млн рублей, сообщил его генеральный директор Андрей Недужко. По его словам, IT-решения нужны сельскохозяйственным предприятиям как для решения производственных задач, так и для выполнения требований законодательства.

— Например, в этом году становится обязательной система маркировки молочной продукции, а в ближайшем будущем мы ожидаем введения аналогичной системы прослеживания зерна, а также химикатов и удобрений, — привел пример г-н Недужко. — Можно предположить, что в будущем станет обязательным внедрение электронных товарно-транспортных накладных. Это касается всех игроков вне зависимости от их масштабов и оборотов и требует внедрения определенных IT-инструментов.

По словам эксперта, в настоящее время на сельскохозяйственном рынке активно распространяются агроаналитические системы, в частности «История поля», ExactFarming, Cropio и др. Они предназначены для мониторинга состояния посевов, сбора больших данных и их визуализации. Такие решения доступны предприятиям любого масштаба, поскольку зачастую аграрии могут получить их бесплатно от поставщиков удобрений и средств защиты растений (СЗР).

Некоторые разработчики предлагают свои IT-продукты «СТЕПИ» по цене ниже их себестоимости ради продвижения этих разработок и их улучшения на базе практики крупного предприятия.

— Сегодня в любой сельхозкомпании должен быть необходимый набор IT-инструментов, некий «гигиенический цифровой минимум», — заявил Андрей Недужко. — Это технологии, обеспечивающие, во-первых, точную отчетность, во-вторых, сбор объективной информации для аналитики и анализа. Один из таких инструментов — транспортная телематика: комплексы спутникового слежения контролируют работу агротехники и выполнение полевых работ и позволяют точно знать, сколько обработано земли, с какой нормой высева производился сев, сколько раз и с какой нормой проводилось внесение удобрений, СЗР и т. д. Во время уборки два комбайна, скорости которых разнятся лишь на несколько километров в час, дают существенно разную урожайность, поэтому точное понимание того, где и как работала техника, позволяет сделать массу ценных аналитических выводов.

По словам топ-менеджера, аналитическая система на базе открытой аналитической платформы SAS позволяет «СТЕПИ» оптимизировать структуру посевных площадей с использованием системы искусственного интеллекта, планировать работу и закупку техники, а также оперативно распределять ресурсы. Вложения холдинга в реализацию этого проекта составили около 15 млн рублей, сообщил г-н Недужко, а рост OIBDA благодаря внедрению системы составит в нынешнем году, по предварительным оценкам, 300 млн рублей. IT-платформа для автоматизации закупок, созданная специалистами «СТЕПИ», обошлась агрохолдингу в 500 тыс. рублей. Она позволяет экономить не менее 40 млн рублей ежегодно.

Андрей Недужко подчеркнул, что при выборе IT-решений аграриям эффективнее ориентироваться на практику коллег и обмен опытом, чем на рекомендации разработчиков цифровых продуктов. По его словам, зачастую предприятия с земельным банком 100-200 тыс. га, тратя на IT сотни миллионов рублей, не получают от этих вложений никакого результата.

— Исходя из нашей практики, до 70% затрат на цифровизацию не дают ожидаемых результатов, так как предлагаемые решения хороши только на бумаге, либо же ими просто не пользуются сотрудники, — объяснил г-н Недужко. — Однако 15% проектов позволяют полностью окупить затраты, а оставшиеся 15% дают 20-30-кратный экономический эффект и обеспечивают прибавку к OIBDA 100-300 млн руб. ежегодно. Поэтому очень важно иметь наработанную экспертизу, позволяющую отбирать проекты, попадающие как раз в эти золотые 15%. При этом удачные практики тоже нужно тщательно выбирать. Технологии, которые эффективны для зарубежных фермеров на площади 100-200 га, часто не дают результатов российским производителям, владеющим сотнями тысяч гектаров.

Помимо экономии ГСМ и удобрений IT-решения помогают добиваться соблюдения агротехнологии, в полной мере использовать возможности техники и человеческий ресурс, а также держать оптимальные складские запасы запчастей, отметила генеральный директор ООО «АгроСоюз Юг Руси» Лариса Сулацкая. Все это в конечном итоге помогает получить урожай заданного качества по запланированной себестоимости, уверена она.

— Правильные вложения в IT окупаются на первый-второй год использования этих решений, — добавила г-жа Сулацкая. — Тренд на цифровизацию сельского хозяйства уже не дань моде. IT нужны, чтобы быть эффективным сегодня и чтобы вообще быть на рынке завтра.

По словам топ-менеджера, в настоящее время отдельные цифровые решения (дневники агронома, системы контроля техники или внесения удобрений, системы обработки информации со спутников или дронов) сменяются платформами, интегрирующими эти компоненты в управленческие системы для комплексного руководства хозяйством и целями его развития.

— Как правило, крупные сельхозпредприятия либо разрабатывают IT-платформы самостоятельно, либо покупают дорогие готовые продукты, часто западного производства, — сообщил вице-президент «МТС» по облачным и цифровым решениям Дмитрий Халин. — Огромный рынок таких услуг для малых и средних хозяйств пока достаточно свободен. Сейчас мы ведем разработки продуктов для точного земледелия, которые позволят обеспечить точность движения сельскохозяйственной техники до 5-10 см.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Техника
image
Проникновение цифровых технологий в АПК началось с систем мониторинга транспорта и работы сельскохозяйственной техники. В настоящее время эти решения уже стали привычным для отрасли явлением. Среди новинок, которые получили практическое применение в последние годы, — автоматизация планирования посевных кампаний, контроль кормления скота, аналитика на основе больших данных и т. д.
Техника
image
Аграрные предприятия Ростовской области стали первыми пользователями IT-продуктов экосистемы «Сбера» для сельского хозяйства. По словам управляющего Ростовским отделением Сбербанка Руслана Салимова, АПК — одна из ключевых для банка отраслей. Помимо традиционных финансовых сервисов «Сбер» активно предлагает аграриям решения для цифровизации и возможность участия в льготных программах поддержки отрасли.
Техника
В 2021 году компания Ростсельмаш представит аграриям ряд новых продуктов. Помимо сельскохозяйственных машин среди этих новинок будет широкая линейка электронных систем. Внедрение цифровых технологий в АПК Ростсельмаш считает одним из наиболее эффективных инструментов повышения эффективности отрасли. Для их разработки в компании создан собственный крупный конструкторско-технологический центр.
Техника
image
Сельскохозяйственные предприятия Ростовской области начали использовать технику с автоматизированным и дистанционным управлением. Это, в частности, комбайны с автономным управлением. По экспертным оценкам, эти решения способны повысить производительность и снизить потери в АПК.
Просмотров: 4032

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
image
Передовые инструменты управления урожайностью представлены на международной выставке в Краснодаре.
Практика бизнеса
image
Основательница швейной фабрики Luca’Denim Анастасия Лукина выходит на крупнейшую в мире электронную торговую площадку Amazon c собственным брендом одежды A1FA. Первая поставка запланирована на начало следующего года.
Практика бизнеса
image
Открытие небольших розничных магазинов детских товаров в условиях, когда рынок заняли маркетплейсы и гиганты вроде «Детского мира», кажется неожиданным решением вопреки тенденциям. Тарас и Елена Чефрановы развивают сеть магазинов «Детский» в формате «у дома». Меньше чем за год они открыли три точки в Ростове, одну из которых позже приняли решение закрыть. N поговорил с предпринимателями о том, как живет офлайн-магазин сегодня и как конкурирует с крупными игроками рынка.
Практика бизнеса
image
ГК «Ассорти» в декабре планирует запустить гастроном «Центральный» на месте сгоревшего «Кооператора Дона», сообщили в компании. Магазин будет позиционироваться в премиальном сегменте, как и «Кооператор».