г. Ростов-на-Дону
08 мая 2021 19:08:13

«Система управления основывается на моральных принципах»

Гендиректор АО «Элис Фэшн Рус» Александр Еремеев считает, что стать управленцем помогает не столько образование, сколько способность обучаться, анализировать и делать выводы. Своими первыми наставниками он считает куратора группы на физтехе, где он учился, директора НИИ радиосвязи, где получал первый опыт работы, и собственную маму, руководившую ранее швейной фабрикой. Главное в работе руководителя — правильный подбор кадров и умение увлечь за собой.
«Система управления основывается на моральных принципах»

N: — Вам пригодилось в работе ваше техническое образование?

А.Е.: — Конечно. Многие известные предприниматели — выходцы из физтеха. Это академическое образование дает умение обучаться и строить модели, анализировать и делать выводы. Своих первых наставников я как раз встретил на факультете радиофизики. Моим руководителем и куратором группы был Ювеналий Михайлович Нойкин, кандидат наук. Как личность и, я бы сказал, как менеджер — он был руководителем кафедры — он дал определенные установки. Второй человек, который стал для меня наставником, точнее человеком, за которым хотелось идти, — это Д. П. Стороженко — в свое время директор НИИ радиосвязи, куда я пришел молодым специалистом. Тогда были партийные собрания, где мы могли видеть его лично, понимать его логику размышления, мораль, отношение к людям.

N: — Он стал для вас наставником в духовном смысле?

А.Е.: — Больше как менеджер. Наставничество проходило на интуитивном уровне, по системе «делай как он». Я учился его отношению к людям, выстраиванию нематериальной мотивации, умению увлечь за собой. У него была забота о людях, большая социальная программа. Наука там также была на высоком уровне. Для нее Стороженко самозабвенно делал очень многое. Благодаря его усилиям в 1990-е годы предприятие сохранило свои активы и большинство специалистов, от него ни кусочка не отрезали.

N: — Все это вы стали применять на своем предприятии?

А.Е.: — Не столько на предприятии, сколько в жизни. Система управления основывается на каких-то моральных принципах, и команду подбираешь, руководствуясь ими. Если человек аморален, но очень хороший специалист, мне он не подходит. Хотя команды строятся по разным принципам. У нас деньги уходят на второй план после командной атмосферы.

Для кадрового лифта в нашей компании не хватает активного участия руководителя в жизни коллектива. Раньше то же партсобрание экспериментального завода проходило в присутствии директора, и он по выступлениям, по реакциям видел перспективных работников, потом подтягивал их. Стороженко с доверием относился к молодым.

N: — Можно придумать что-то другое вместо партийных собраний?

А.Е.: — Да, мы сейчас думаем над этим. Кстати, в этом плане нам помогает проект «Бережливое производство», где люди проявляют инициативу, руководители общаются с работниками в цехах, обученные тренеры «ходят в народ». В рамках проекта есть направление «Фабрика идей» — это аналог системы рационализаторских предложений. Мы поощряем премиями как за принятые, так и за непринятые предложения. В этом процессе видна заинтересованность людей, их знания и творческие способности.

Я контактирую с коммерческим отделом, поскольку его в первую очередь надо оздоровить после пандемии. Безусловно, надо заниматься всем огромным коллективом — у нас работает 2300 человек, в рамках корпоративной культуры общаться с людьми.

N: — Кто был вашим наставником, когда вы начали работать на швейной фабрике?

А.Е.: — Конечно, моя мама. Она была директором и менеджером достаточно высокого уровня, хотя тогда не было таких факультетов. Руководителей воспитывали комсомол и партия. Я достаточно много у нее взял. Один из первых примеров — приходит руководитель подразделения и начинает на кого-то жаловаться. Она ничего не отвечает, а берет телефон и приглашает этого товарища, чтобы разобраться. Удивительно, но не все владеют этим приемом, часто руководители делают вывод со слов одного человека, сумевшего найти к нему подход.

Она умела зажигать людей, интуитивно ориентировалась в ситуации. В 1990-е годы многие красные директора «погибли» по двум причинам: неумение быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям, а также коррупция. Это моей матери не было присуще, поэтому мы и вышли из тяжелой ситуации.

У нас была настоящая революция, когда я предложил перенести с первого этажа наверх раскройный цех, чтобы сдавать фасад в аренду. Это вызвало большое сопротивление, но она приняла непопулярное решение. Деньги от аренды нас долго спасали — производство ничего не приносило около 10 лет.

N: — Сейчас есть менеджерское и самое разное образование. Что о нем думаете?

А.Е.: — Я знаю, что сфера физики и математики, перетекающая в сферу электроники, находится на хорошем уровне. Однако появилось много образования ради образования. Важно, чтобы студент понимал, что это ему дает, а не думал, что, пройдя обучение, он стал готовым менеджером. Человек — сложное существо, поэтому все принципы действия не распишешь.

К образованию в сфере маркетинга я также отношусь скептически, а вот электронная коммерция, программы лояльности и т. п. — это новая реальность, туда заложен огромный интеллект.

Новое в этой сфере — на высоком уровне, а старые принципы менеджмента и маркетинга не прошли адаптацию в России из-за разницы в менталитете. Главное, что у нас никто не несет ответственности за качество обучения, хотя есть хорошие вузы.

N: — Если вы не очень доверяете вузам, обучающих менеджменту и маркетингу, на что ориентируетесь, принимая новых специалистов?

А.Е.: — Поскольку внешнее обучение оставляет желать лучшего, мы смотрим не на диплом, а на умение человека развиваться в нашей среде, самообучаться. Мне понятно только узкоспециализированное образование — автоматизация, робототехника. Экономистов, а они сейчас больше выполняют роль аналитиков, берем только после мехмата или РИНХа — там хорошее образование.

Второй вариант — мы берем специалиста из компании, которая ушла дальше нас. Мы с ним делаем шаг вперед, но эти люди не всегда готовы идти дальше, остаются на своем уровне. Приходится искать нового специалиста.

N: — Вы руководите крупным предприятием, теперь сами выступаете в роли наставника. Как проходит этот процесс?

А.Е.: — Я продолжаю искать наставников, у которых можно чему-то научиться. Например, фигуры наших олигархов или руководителей федеральных компаний, что бы мы о них ни думали. Березовский никакой добавочной стоимости не создал, а Дерипаска, Аликперов — это реальные менеджеры высокого уровня. Однако информацию о них получить сложно.

А кто хочет наставляться у меня — наставляется. Системы обучения нет. Перед службой персонала стоит задача организовать внутрифирменное обучение, чтобы каждый руководитель выступал перед остальными менеджерами на какую-то тему. У нас было обучение по юридическому, IT-направлениям, потом это заглохло. Основное обучение происходит за счет совещаний.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Итоги года
image
В минувшем году значительная часть публикаций N была посвящена противостоянию бизнеса и ковида. Пандемия новой коронавирусной инфекции заставила многих серьезнее относиться к онлайн-каналам продаж и подстегнула к развитию службы доставки. Сделала бизнес более зависимым от поддержки властей. Самые объемные инвестиции в уходящем году связаны со строительством ветропарков, самые крупные инвестпланы объявили предприятия агропромышленного комплекса.
Крупные компании
image
АО «Элис Фэшн Рус» открыло первые магазины мужской одежды нового бренда 20-th line в крупных торговых центрах Саратова, Краснодара и Ростова, четвертый вскоре распахнет двери на Б. Садовой. Компания инвестировала в новые точки 32 млн рублей, которые планирует окупить за 3 года. Новые магазины поддержат сокращающуюся сеть женских магазинов. Параллельно ведутся набирающие оборот продажи в интернете. Пандемия привела к тому, что увеличились продажи комфортной и универсальной одежды, особенно мужской. В ней проводят видеоконференции, готовят обед и ходят в магазин.
Недвижимость
image
Донской бизнес, вынужденно закрывшийся из-за карантина, несет убытки и пытается добиться арендных послаблений со стороны владельцев торговой и офисной недвижимости.
Практика бизнеса
image
Новый магазин ростовской швейной компании «Элис Фэшн Рус», открытый три месяца назад на ул. Б. Садовой на месте «Карен Миллен», выходит на планируемый товарооборот. В компании рассчитывают на годовую выручку 25 млн рублей.
Инвестпроекты
image
АО «Элис Фэшн Рус» получило одобрение проекта планировки на территорию в Левенцовке, где собирается строить третью в городе фабрику. Торги на участок размером 1 га будут объявлены после проведения оценки.
Просмотров: 3225

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
image
Выручка оптового продавца домашнего текстиля АО «ТПК “ДМ Текстиль Менеджмент”» в 2020 году сократилась в 1,6 раза, до 1,5 млрд рублей, общество по итогам года получило убыток 126,7 млн (годом ранее чистая прибыль составляла 13,7 млн рублей).
Практика бизнеса
image
Недавно эксперт по развитию регионов России Наталья Зубаревич высказала мнение, что «Ростсельмашу» не нужен прежний объем земли и значительную часть его территорию можно рекультивировать, превратив в городскую застройку. В интервью N совладелец и гендиректор ПАО «Ростсельмаш» Дмитрий Удрас опроверг оценку эксперта и высказал альтернативную точку зрения на тенденции в развитии городов.
Практика бизнеса
image
Донские поставщики нефтепродуктов ООО «Авантаж» и ООО «Авантаж Бипи» по итогам 2020 года в несколько раз нарастили свои финансовые показатели.
Практика бизнеса
image
Каменский стеклотарный завод зафиксировал рекордные показатели выручки и прибыли по итогам 2020 года благодаря росту спроса со стороны домохозяйств, которые увеличили объемы консервирования во время пандемии. Полученные средства предприятие планирует направить на строительство складского помещения площадью 13 тыс. кв. м. Реализация проекта позволит оптимизировать процесс хранения готовой продукции и сократить складские издержки.