г. Ростов-на-Дону
26 февраля 2021 21:09:32

Ковид помог донским снекам укрепить позиции

Новошахтинский рыбокомбинат «Донской» в 2020 году построил собственный распределительный центр и цех фасовки, оптимизировал работу и потеснил конкурентов. За счет новых участков и оптимизации работы рентабельность производства увеличилась на 5–7%. На фоне появившихся в пандемию сложностей у конкурентов, завязанных на китайских поставках, предприятие смогло увеличить свою долю на российском рынке рыбных снеков примерно на 10 процентных пунктов.
Ковид помог донским снекам укрепить позиции Юрий Мочалов, гендиректор АО «Рыбокомбинат “Донской”»: «За счет временного ухода Китая с рынка мы увеличили свою долю на российском рынке снеков до 65–70%, год назад она была равна 55%».

Новый распределительный центр состоит из среднетемпературных (от 0 до 5 градусов) складов для хранения сырья и холодных складов для хранения и отгрузки продукции. Их площадь — 1,5 тыс. кв. м. Теперь полный цикл работы предприятия сконцентрирован на одной территории. Ранее комбинату приходилось отправлять готовый продукт на склады своего второго завода в Мокром Батае. В результате ежесуточная отгрузка возросла на 20%, при том что задействовано 24 работника склада (на старом складе было 45).

— Автоматизация фасовки позволила удвоить скорость упаковки снеков без увеличения количества работников и создать резерв для увеличения производительности работы этого цеха на ближайшие 2-3 года, — рассказал N гендиректор АО «Рыбокомбинат “Донской”» Юрий Мочалов. — Сейчас используем 2 упаковочных машины, а третья — в резерве. За 10 месяцев произвели около 3 тыс. тонн готовой продукции. Наши основные заказчики — сети — в апреле-мае увеличивали запасы, а потом снизили закупки. Обычно лето — это сезон для нашей продукции, а в этом году продажи в летние месяцы были на уровне средних по году.

Впрочем, сбыт некоторых видов продукции в пандемию даже вырос. По наблюдениям Юрия Мочалова, увеличились продажи более раскрученных снеков — покупатели на самоизоляции или ограничивающие походы в магазины предпочитают брать брендированный продукт.

— Наш популярный продукт «Желтый полосатик» стал еще более востребованным, а два вида новой продукции, которые мы запустили в пандемию, показали не очень хорошие результаты, — отметил Юрий Мочалов. — Мы постоянно вводим в оборот новую продукцию.

Объем инвестиций в строительство распределительного центра и цеха фасовки составил около 45 млн рублей собственных средств.

Несмотря на небольшое снижение производства, пандемия помогла предприятию улучшить свои позиции на рынке.

— Весной поставки из Китая резко просели (см. статистику в справке. — N), в какой-то момент даже остановились, а около 70% наших конкурентов завозят китайскую продукцию, а на месте ее только фасуют, — пояснил Юрий Мочалов. — Мы закупаем рыбу, размораживаем ее, филетируем, добавляем специи, соль и сушим, при необходимости дообрабатываем, а затем упаковываем. Наш продукт попадает в розницу по истечении 5 дней после изготовления, а китайский — через 2-3 месяца. За счет временного ухода Китая с рынка мы увеличили свою долю на российском рынке снеков до 65-70%, год назад она была равна 55%.

В компании рассчитывают закрепиться примерно на достигнутом уровне, хотя конкуренты восстанавливают свои поставки.

— Перебои с китайской продукцией вызвали подорожание снеков, розничная цена выросла в среднем на 10%, из-за падения рубля у нас тоже подорожало сырье, но мы снизили свою себестоимость не только за счет новых складов и цеха, но и оптимизации всей работы комбината (внедрили программы управления предприятием, складами, оптимизировали отгрузки и т. д.), — рассказал г-н Мочалов. — Наша рентабельность увеличилась на 5-7%. По итогам года рассчитываем восстановить объем производства в натуральном измерении до прошлогоднего уровня, но увеличить выручку за счет роста цен.

В специализированной пивной сети Daviz Beer не заметили перебоев с поставками рыбных снеков. Эта сеть не работает с рыбокомбинатом «Донской», а покупает продукцию 2-3 производителей из других регионов.

Сеть супермаркетов «Солнечный круг» также затронуло только удорожание продукции.

— До недавнего времени мы работали с двумя поставщиками рыбных снеков — ТМ «Штурвал» и ТМ BEERка, недавно заключили договор с ТМ «Сухогруз». Серьезных перебоев с поставками у нас не было. С рыбокомбинатом «Донской» поработать не получается. Дважды, когда появлялась потребность в продукции, мы обращались к этому поставщику, но конкретного ответа (прайс-листа) не получали. Возможно, этот товар пользуется спросом на рынке, о росте доли информации не имеем. Доля рыбных снеков в нашем товарообороте — 0,1-0,2%. Рост цен на эту группу за 2020 год в районе 10%, как в среднем по группе продовольственных товаров.

По данным аналитической компании GfK, рынок кондитерских изделий и снеков входит в число самых быстро растущих сегментов рынка FMCG и является единственным сектором на продовольственном рынке, где в 2019 году росло домашнее потребление.

Однако, согласно исследованиям GfK, некоторые категории, в том числе сушеная рыбка/кальмары, потеряли свои позиции. Одной из причин снижения их популярности стали изменения в стиле жизни россиян, наблюдавшиеся последние два года до коронавируса: активный рост потребления вне дома.

Впрочем, рыбокомбинат «Донской» с момента основания постоянно увеличивал свои показатели, а соответственно, и долю рынка. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2019 году выручка компании выросла на 21% и составила 2,22 млрд рублей без НДС, чистая прибыль упала в 2,4 раза — до 20,2 млн рублей.

По мнению аналитиков GfK, вынужденная самоизоляция запустила тренд на рост домашнего потребления, соответственно, у снеков, просевших в 2019 году, появились новые возможности для роста. Например, производители чипсов и печенья начали в пандемию увеличивать размер упаковок, писал РБК. Снеки начали покупать для семейного потребления дома.

В июле — сентябре 2020 г. онлайн-продажи продуктов питания на Wildberries в штуках выросли на 725% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одна из самых быстрорастущих групп товаров — снеки.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Кредиты
image
Крупный бизнес Ростовской области получил в первом полугодии кредитов на сумму 292,5 млрд рублей — на 29% больше, чем год назад. Объемы кредитования малых и средних предприятий снизились на 7,9%, физлиц — на 2,4%. В целом банки выдали в регионе кредитов на 11,5% больше, чем в первом полугодии 2019 года.
Практика бизнеса
image
Новошахтинский рыбокомбинат «Донской», по словам его гендиректора Михаила Зайцева, одно из немногих в России рыбоперерабатывающих предприятий полного цикла. Большинство конкурентов лишь расфасовывают китайские снеки.
Сделки
image
Производитель снеков АО «Мейджикфуд» из Кагальницкого района Ростовской области разместил на сайте сообщение о том, что теперь его снеки нужно заказывать у других юрлиц — его партнеров. Выручка предприятия в 2017 году сократилась почти в 10 раз.
Просмотров: 7165

Справка

О китайском импорте

По данным таможенной статистики ЮФУ, импорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных из Китая в ЮФО за первое полугодие 2020 года составил 1371,7 тыс. дол., в том числе во II квартале — 230,5 тыс. дол. (16,8% от показателя за полугодие). Импорт готовых продуктов из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных 485,6 и 110,2 тыс. дол. соответственно (22,7% от показателя за полугодие). Весь импорт из Китая в ЮФО во II квартале 2020 года сократился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за полугодие — на 13,3%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
image
Крупный ростовский дистрибьютор ГК «Миллениум» открыла 15 магазинов «Продуктовая база Бум» в Ростовской области и планирует открыть еще 5-7. Они создаются на месте супермаркетов «Ассорти». С новым проектом группа компаний стремится быть в тренде: формат жесткого дискаунтера активно развивается в России. Эксперты отмечают, что развитие происходит на фоне снижения потребительского спроса, который только усилился под влиянием пандемии ковида.
Практика бизнеса
image
Олег Ной, совладелец нового завода фильтровального оборудования РЗФО и оптового продавца запчастей для сельхозтехники «РостАгроСервис», заявил, что завод намерен продавать свои изделия крупным машиностроительным компаниям и оптовикам — конкурентам «РостАгроСервиса».
Практика бизнеса
image
По словам руководителя акселератора Южного IT-парка Богдана Одарченко, выживаемость стартапов составляет около 10-20%. Инвестиции удается найти каждому десятому проекту.
Практика бизнеса
«Университет бизнеса Уралсиб» приглашает на бесплатный вебинар по продажам, который пройдет 17 февраля в 11 часов по московскому времени.