г. Ростов-на-Дону
23 сентября 2020 22:30:17

Сокращать издержки, завоевывать рынок или банкротиться?

Участники вебинара «Как сократить издержки в кризисно-карантинной ситуации?» рассмотрели модели поведения бизнеса в условиях ограничений, сжатия экономики и надвигающейся волны банкротств.

Организатором традиционно выступил «Город N» при поддержке ПАО «Ростелеком» и банка «Центр-инвест». Участники диалога, представители компаний «МСБ-лизинг», «Ростелеком», юридической фирмы «М5», рассказали о том, на каких статьях расходов стоит сэкономить, а на каких не стоит ни при каких обстоятельствах.

Тема сокращения издержек всегда важна для бизнеса, но в текущей ситуации ее актуальность трудно переоценить. Эксперты рассматривали возможность сэкономить на расходах с точки зрения организации бизнес-процессов, юридических рисков и использования цифровых технологий.

Директор компании «МСБ-лизинг» Роман Трубачев рассказал, что по этой проблеме в компании был проведен мозговой штурм, и сегодня в жизнь воплощаются принятые в его ходе решения.

— Тема актуальна для всех. Около 98% наших клиентов — представители малого и микробизнеса, поэтому мы очень остро чувствуем кризис. Мы столкнулись с угрозой того, что наша выручка может в какой-то момент обнулиться. Поэтому для нас не работать с издержками было бы крайне неосмотрительно, — подчеркнул эксперт.

Роман отметил, что ряд затратных бизнес-позиций исчез объективно (расходы на командировки, встречи, конференции, презентации и т. п.). Главное, над чем работало руководство компании, — оценка эффективности подразделений и запланированных проектов в новой реальности. Был принят ряд серьезных решений по оптимизации направлений и заморозке проектов.

— Ключевые решения по эффективности подразделений, отдельных людей были приняты до середины апреля. Рациональное использование мощностей и особенно управленческого аппарата — это очень важно, — уверен Роман. — Мы не замораживали работу, продолжали поиск клиентов, но изменили немного линейку: скорее, предоставляли оборотное финансирование, чем приобретение основных средств в лизинг. Управленческий аппарат чуть-чуть ужали, отправили в оплачиваемые отпуска. Тем самым для себя решили вопрос кадров: по окончании изоляции нужно будет напряженно работать и будет не до отпусков. Таким образом, сохранили социальную ответственность и оптимизировали людские управленческие ресурсы.

Компания отложила на будущее ряд дорогостоящих проектов, в частности в IT-сфере. IT-направление, по оценке руководителя, является в компании самым дорогим. Ключевые направления оптимизации Роман обозначил так: рациональное распределение человеческих ресурсов, эффективное использование рабочего времени и корректировка новых проектов. Эксперт считает, что уроки кризиса будут полезны и в будущем, после отмены ограничений:

— После кризиса мы сможем работать эффективнее, т. к. серьезно пересмотрели некоторые позиции, глубоко вникли в бюджет. Переосмыслили стратегию на год. В июне проанализируем для себя пересмотр стратегии. До осени, вероятнее всего, экономика будет в стагнации. Несмотря на то что оживление уже происходит, вернуться к докризисным показателям она сможет примерно через два года. Поэтому стратегия должна быть совсем другая. Будут другие доходы и под них нужны другие расходы.

Отвечая на вопрос об уступках клиентам, пострадавшим от кризиса, Роман заметил, что рабочих механизмов, по которым лизингополучатели (по аналогии с заемщиками банков) смогли бы оптимизировать свои издержки по лизингу, пока не было.

— Сейчас обсуждается решение ЦБ РФ о том, что, возможно, заработает новая программа, по которой ЦБ будет рефинансировать некоторые лизинговые контракты. Но это пока только обсуждается. В апреле-мае поступали просьбы от клиентов дать лизинговые каникулы, но у нас нет для этого финансовых механизмов. Каждую проблему решали в индивидуальном порядке, исходя из наших собственных возможностей, — пояснил представитель «МСБ-лизинг». Что касается бизнеса, попавшего в ситуацию форс-мажора, то, по оценке Романа Трубачева, только 10% из заявляющих об этом компаний действительно попали в чрезвычайное положение вследствие кризиса.

— Что касается остальных 90% — текущая обстановка, конечно, оказывала влияние, но основные причины проблем клиентов не в ней. У кого-то была неосмотрительная политика, избыточная кредитная нагрузка, и любое дуновение могло пошатнуть равновесие — дело не в коронавирусе, — подчеркивает он.

Последствия кризиса, по мнению эксперта, будут неоднозначными:

— В долгосрочной перспективе освобождается место для молодых, активных предпринимателей, это хорошая встряска для смены элит, для смены участников делового оборота. В локальном разрезе, если не будет второй волны, я думаю, к осени мы восстановимся в процессах и начнем позитивное движение. Хотя, если ограничения продлятся до осени, ВВП уйдет глубоко ниже тех 5%, о которых сейчас говорят.

Управляющий партнер юридической фирмы «М5» Ярослав Кошелев рассмотрел проблему оптимизации издержек с юридической точки зрения, подробно остановившись на проблеме арендаторов и арендодателей. Он пояснил, что со времени создания в 2008 году фирма была свидетелем уже нескольких кризисов и приобрела определенный опыт:

— Прогнозирую, что в ближайшие месяц-два суды будут просто перегружены теми спорами, по которым контрагенты не смогли договориться. Произойдет очистка рынка от неэффективных игроков: многократно вырастет количество банкротств. Через полтора-два года увеличится число дел, связанных со слияниями и поглощениями, и произойдет передел собственности на рынке недвижимости.

Эксперт уверен, что нынешний кризис — это история масштабирования дальнейшего присутствия сильных компаний на рынке. Поэтому стоит говорить не о прибыли, а об увеличении доли участия на своем рынке. Для этого нужно накопить определенные резервы, значит, надо правильно управлять издержками. Стоит ответить себе на вопрос: выживет ли ваш бизнес в принципе или, если у вас холдинг, какое направление выживет, а какое нет.

— Если вы уверены, что бизнес будет жить дальше, нужно задуматься об оптимизации, — пояснил Ярослав Кошелев. — Оптимизацию следует разделить на два направления. Первое — расходы, на которых нельзя экономить ни при каких обстоятельствах. Для нас это IT-направление, кадры (естественно, сотрудники должны быть эффективны) и расходы на рекламу (как раз для того, чтобы реализовать задачу по масштабированию). Второе — на чем можно сэкономить. Стоит обратить внимание на аутсорсинг неосновных процессов. Например, компании начали сокращать расходы на штатных юристов — экономия здесь идет, скорее, не на зарплатах, а на тех расходах, которые этой работе сопутствуют, например справочно-поисковых системах. Аналогичная тенденция наметилась в бухгалтерии. У компаний, оказывающих бухуслуги, появляется даже новое направление: переведи своего бухгалтера к нам в штат — и сэкономь на «1С». А такие расходы могут составлять сотни тысяч рублей. Стоит обратить внимание на сотрудничество с пострадавшими отраслями. Сейчас рассматривается возможность освобождения таких компаний от налогов за второй квартал. Кроме того, есть региональные налоговые послабления. За счет этого можно предоставлять скидки.

За счет правильного диалога с банком можно оптимизировать расходы на обслуживание кредита, даже если компания не попадает в государственные программы поддержки: «Например, если у вас аннуитетные платежи по кредитам, целесообразно просить о переводе на дифференцированные. В моменте это снизит расходы.

В начале апреля был принят закон, который допускает отсрочку уплаты арендных платежей для представителей пострадавших отраслей. Кроме того, все арендаторы без исключения могут обратиться к арендодателю с требованием предоставить скидку за тот период, когда они объективно не могли в полной мере пользоваться помещениями ввиду нормативных ограничений. По словам Ярослава Кошелева, это тоже возможность для финансовой оптимизации.

— Сейчас субъекты МСБ будут секвестировать расходы по аренде и перемещаться в более дешевые помещения. Советую обратить внимание на инициативу ТПП, которая собрала в антикризисный штаб пул экспертов, чтобы помочь бизнесу сориентироваться в нынешних условиях. Есть много интересных продуктов — кризис породил интересные инициативы, чтобы участники рынка могли развиваться, — отметил эксперт.

Продолжая тему форс-мажора, он подчеркнул, что каждая ситуация индивидуальна, и решение может принимать только суд:

— Само по себе отсутствие у вас денег по общему правилу не может являться форс-мажором, но Верховный суд РФ 30 апреля 2020 г. допустил наличие в данном правиле исключений.

Участники дискуссии задали вопрос о так называемых технических банкротствах. С точки зрения эксперта, это может стать верным шагом для сохранения бизнеса:

— Когда добросовестный должник в какой-то момент не может исполнить свои обязательства, он обязан предоставить заявление о своем банкротстве, либо можно договориться с якорным кредитором, чтобы тот ввел его в процедуру банкротства. Если суд введет процедуру наблюдения или финансового оздоровления, то должник уходит в состояние отсрочки по всем имеющимся обязательствам; перестают начисляться пени, неустойки, разблокируются счета, компания получает возможность дальше развиваться.

Как оптимизировать расходы с помощью цифровых технологий, рассказала заместитель директора ПАО «Ростелеком» Татьяна Виноградова. Организовать полноценную бесперебойную работу офиса в удаленном доступе можно с помощью виртуальной АТС с одним номером на 8-800. Замдиректора отметила, что спрос на услугу сейчас особенно ощутим: только за последние три недели на виртуальные АТС в регионе «Ростелеком» подключил 46 новых компаний. В связи с высокой потребностью рынка акция «Домашний офис», предлагающая услуги виртуальной АТС на два месяца бесплатно, — продлена до 14 июня.

Эксперт пояснила, что такие беспрецедентные условия связаны с желанием «Ростелекома» поддержать бизнес в сложное время. Так, например, тарифная линейка корпоративной мобильной связи «Вызов» до 30 июня для новых абонентов стоит всего 1 руб. за первые три месяца. При других условиях обеспечение связи для трех абонентов на такой период обошлось бы в сумму более 4 тыс. рублей:

— Важнейшее преимущество цифровых сервисов «Ростелекома» — обслуживание по сервисной модели. Те же видеонаблюдение и виртуальные центры обработки данных позволяют компаниям не тратиться на собственную инфраструктуру и дополнительный персонал. При этом клиент получает легкую масштабируемость и высочайший уровень безопасности.

Эксперты констатировали, что в сложившейся ситуации есть множество возможностей снизить издержки и задать новые векторы развития, не выходя за пределы правового поля. Рынок меняется, и те, кто адаптируется к переменам, смогут использовать уроки кризиса для дальнейшего развития и построения эффективной модели бизнеса.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Банки
image
26 мая, в День российского предпринимательства, банк «Центр-инвест» провел онлайн-марафон «Время трансформаций», который объединил предпринимателей, партнеров банка, институты поддержки предпринимательства, органы власти, общественные и профессиональные объединения общей идеей трансформации своего бизнеса в новой дистанционной экономике. География онлайн-марафона — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Нижний Новгород, Москва и Лондон.
Практика бизнеса
image
На базе пространства «Точка кипения» при поддержке ростовского филиала ПАО «Ростелеком» и банка «Центр-инвест» «Город N» провел бизнес-дискуссию, в ходе которой представители компаний «Офисный мир КМ», «Натуральный элемент» и «Глория Джинс» обсудили новые возможности и новые формы работы с клиентами и партнерами, которые открывает перед бизнесом интернет-торговля.
Практика бизнеса
image
«Город N» при поддержке «Ростелекома» и банка «Центр-инвест» провел онлайн-конференцию «Как эффективно организовать работу с сотрудниками и клиентами в удаленном режиме». В ней приняли участие представители сети фитнесклубов «Ворлд-класс» и «Фитрон», Ростовского филиала ПАО «Ростелеком» и банка «Центр-инвест». Участники конференции рассказали о формах работы с сотрудниками и клиентами в период самоизоляции и ответили на вопросы.
Кредиты
«Город N» при поддержке компании «Ростелеком» и банка «Центр-инвест» провели онлайн-конференцию «Банк в помощь бизнесу. Какие льготы по кредитам можно получить уже сейчас?».
Новые продукты
image
Предприниматели Сергей Черкашов и Антон Силинский разрабатывают платформу, которая упростит процесс подготовки документов для банкротства физических лиц, автоматизирует работу юристов и устранит бумажную волокиту. Кроме того, сервис позволит финансовым управляющим находить клиентов и выбирать дела по банкротству.
Просмотров: 12059

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
В августе сократилась доля платежей, просроченных российскими компаниями. Это следует из информации, опубликованной в базе «СПАРК». Данные сравниваются с апрелем. «Интерфакс» отмечает, что такая динамика свидетельствует о нормализации бизнес-среды.
Практика бизнеса
image
Руководитель департамента Восточной Европы группы из Люксембурга «Союз Европейских Архитекторов» и учредитель креативной группы Sales Machine Тимур Захарченко занимается продажами архитектурных услуг и созданием концепций продаж в девелопменте для иностранных заказчиков.
Практика бизнеса
image
По словам гендиректора сельскохозяйственного закрытого акционерного общества (СЗАО) «СКВО» Анны Касьяненко, на сегодняшний день производство молока и мясной продукции — основные направления развития хозяйства. Предприятие продолжает инвестировать в модернизацию: в этом году в обновление парка техники было вложено около 74 млн руб., что на 35% больше, чем в прошлом.
Практика бизнеса
image
Складской комплекс транспортно-логистической компании Itella в Батайске площадью 10 тыс. кв. м в ближайшее время может сменить собственника.
Реклама на сайте и в газете
Заказать