г. Ростов-на-Дону
07 Июля 2020 12:27:29

Сокращать издержки, завоевывать рынок или банкротиться?

Участники вебинара «Как сократить издержки в кризисно-карантинной ситуации?» рассмотрели модели поведения бизнеса в условиях ограничений, сжатия экономики и надвигающейся волны банкротств.
Организатором традиционно выступил «Город N» при поддержке ПАО «Ростелеком» и банка «Центр-инвест». Участники диалога, представители компаний «МСБ-лизинг», «Ростелеком», юридической фирмы «М5», рассказали о том, на каких статьях расходов стоит сэкономить, а на каких не стоит ни при каких обстоятельствах.

Тема сокращения издержек всегда важна для бизнеса, но в текущей ситуации ее актуальность трудно переоценить. Эксперты рассматривали возможность сэкономить на расходах с точки зрения организации бизнес-процессов, юридических рисков и использования цифровых технологий.

Директор компании «МСБ-лизинг» Роман Трубачев рассказал, что по этой проблеме в компании был проведен мозговой штурм, и сегодня в жизнь воплощаются принятые в его ходе решения.

— Тема актуальна для всех. Около 98% наших клиентов — представители малого и микробизнеса, поэтому мы очень остро чувствуем кризис. Мы столкнулись с угрозой того, что наша выручка может в какой-то момент обнулиться. Поэтому для нас не работать с издержками было бы крайне неосмотрительно, — подчеркнул эксперт.

Роман отметил, что ряд затратных бизнес-позиций исчез объективно (расходы на командировки, встречи, конференции, презентации и т. п.). Главное, над чем работало руководство компании, — оценка эффективности подразделений и запланированных проектов в новой реальности. Был принят ряд серьезных решений по оптимизации направлений и заморозке проектов.

— Ключевые решения по эффективности подразделений, отдельных людей были приняты до середины апреля. Рациональное использование мощностей и особенно управленческого аппарата — это очень важно, — уверен Роман. — Мы не замораживали работу, продолжали поиск клиентов, но изменили немного линейку: скорее, предоставляли оборотное финансирование, чем приобретение основных средств в лизинг. Управленческий аппарат чуть-чуть ужали, отправили в оплачиваемые отпуска. Тем самым для себя решили вопрос кадров: по окончании изоляции нужно будет напряженно работать и будет не до отпусков. Таким образом, сохранили социальную ответственность и оптимизировали людские управленческие ресурсы.

Компания отложила на будущее ряд дорогостоящих проектов, в частности в IT-сфере. IT-направление, по оценке руководителя, является в компании самым дорогим. Ключевые направления оптимизации Роман обозначил так: рациональное распределение человеческих ресурсов, эффективное использование рабочего времени и корректировка новых проектов. Эксперт считает, что уроки кризиса будут полезны и в будущем, после отмены ограничений:

— После кризиса мы сможем работать эффективнее, т. к. серьезно пересмотрели некоторые позиции, глубоко вникли в бюджет. Переосмыслили стратегию на год. В июне проанализируем для себя пересмотр стратегии. До осени, вероятнее всего, экономика будет в стагнации. Несмотря на то что оживление уже происходит, вернуться к докризисным показателям она сможет примерно через два года. Поэтому стратегия должна быть совсем другая. Будут другие доходы и под них нужны другие расходы.

Отвечая на вопрос об уступках клиентам, пострадавшим от кризиса, Роман заметил, что рабочих механизмов, по которым лизингополучатели (по аналогии с заемщиками банков) смогли бы оптимизировать свои издержки по лизингу, пока не было.

— Сейчас обсуждается решение ЦБ РФ о том, что, возможно, заработает новая программа, по которой ЦБ будет рефинансировать некоторые лизинговые контракты. Но это пока только обсуждается. В апреле-мае поступали просьбы от клиентов дать лизинговые каникулы, но у нас нет для этого финансовых механизмов. Каждую проблему решали в индивидуальном порядке, исходя из наших собственных возможностей, — пояснил представитель «МСБ-лизинг». Что касается бизнеса, попавшего в ситуацию форс-мажора, то, по оценке Романа Трубачева, только 10% из заявляющих об этом компаний действительно попали в чрезвычайное положение вследствие кризиса.

— Что касается остальных 90% — текущая обстановка, конечно, оказывала влияние, но основные причины проблем клиентов не в ней. У кого-то была неосмотрительная политика, избыточная кредитная нагрузка, и любое дуновение могло пошатнуть равновесие — дело не в коронавирусе, — подчеркивает он.

Последствия кризиса, по мнению эксперта, будут неоднозначными:

— В долгосрочной перспективе освобождается место для молодых, активных предпринимателей, это хорошая встряска для смены элит, для смены участников делового оборота. В локальном разрезе, если не будет второй волны, я думаю, к осени мы восстановимся в процессах и начнем позитивное движение. Хотя, если ограничения продлятся до осени, ВВП уйдет глубоко ниже тех 5%, о которых сейчас говорят.

Управляющий партнер юридической фирмы «М5» Ярослав Кошелев рассмотрел проблему оптимизации издержек с юридической точки зрения, подробно остановившись на проблеме арендаторов и арендодателей. Он пояснил, что со времени создания в 2008 году фирма была свидетелем уже нескольких кризисов и приобрела определенный опыт:

— Прогнозирую, что в ближайшие месяц-два суды будут просто перегружены теми спорами, по которым контрагенты не смогли договориться. Произойдет очистка рынка от неэффективных игроков: многократно вырастет количество банкротств. Через полтора-два года увеличится число дел, связанных со слияниями и поглощениями, и произойдет передел собственности на рынке недвижимости.

Эксперт уверен, что нынешний кризис — это история масштабирования дальнейшего присутствия сильных компаний на рынке. Поэтому стоит говорить не о прибыли, а об увеличении доли участия на своем рынке. Для этого нужно накопить определенные резервы, значит, надо правильно управлять издержками. Стоит ответить себе на вопрос: выживет ли ваш бизнес в принципе или, если у вас холдинг, какое направление выживет, а какое нет.

— Если вы уверены, что бизнес будет жить дальше, нужно задуматься об оптимизации, — пояснил Ярослав Кошелев. — Оптимизацию следует разделить на два направления. Первое — расходы, на которых нельзя экономить ни при каких обстоятельствах. Для нас это IT-направление, кадры (естественно, сотрудники должны быть эффективны) и расходы на рекламу (как раз для того, чтобы реализовать задачу по масштабированию). Второе — на чем можно сэкономить. Стоит обратить внимание на аутсорсинг неосновных процессов. Например, компании начали сокращать расходы на штатных юристов — экономия здесь идет, скорее, не на зарплатах, а на тех расходах, которые этой работе сопутствуют, например справочно-поисковых системах. Аналогичная тенденция наметилась в бухгалтерии. У компаний, оказывающих бухуслуги, появляется даже новое направление: переведи своего бухгалтера к нам в штат — и сэкономь на «1С». А такие расходы могут составлять сотни тысяч рублей. Стоит обратить внимание на сотрудничество с пострадавшими отраслями. Сейчас рассматривается возможность освобождения таких компаний от налогов за второй квартал. Кроме того, есть региональные налоговые послабления. За счет этого можно предоставлять скидки.

За счет правильного диалога с банком можно оптимизировать расходы на обслуживание кредита, даже если компания не попадает в государственные программы поддержки: «Например, если у вас аннуитетные платежи по кредитам, целесообразно просить о переводе на дифференцированные. В моменте это снизит расходы.

В начале апреля был принят закон, который допускает отсрочку уплаты арендных платежей для представителей пострадавших отраслей. Кроме того, все арендаторы без исключения могут обратиться к арендодателю с требованием предоставить скидку за тот период, когда они объективно не могли в полной мере пользоваться помещениями ввиду нормативных ограничений. По словам Ярослава Кошелева, это тоже возможность для финансовой оптимизации.

— Сейчас субъекты МСБ будут секвестировать расходы по аренде и перемещаться в более дешевые помещения. Советую обратить внимание на инициативу ТПП, которая собрала в антикризисный штаб пул экспертов, чтобы помочь бизнесу сориентироваться в нынешних условиях. Есть много интересных продуктов — кризис породил интересные инициативы, чтобы участники рынка могли развиваться, — отметил эксперт.

Продолжая тему форс-мажора, он подчеркнул, что каждая ситуация индивидуальна, и решение может принимать только суд:

— Само по себе отсутствие у вас денег по общему правилу не может являться форс-мажором, но Верховный суд РФ 30 апреля 2020 г. допустил наличие в данном правиле исключений.

Участники дискуссии задали вопрос о так называемых технических банкротствах. С точки зрения эксперта, это может стать верным шагом для сохранения бизнеса:

— Когда добросовестный должник в какой-то момент не может исполнить свои обязательства, он обязан предоставить заявление о своем банкротстве, либо можно договориться с якорным кредитором, чтобы тот ввел его в процедуру банкротства. Если суд введет процедуру наблюдения или финансового оздоровления, то должник уходит в состояние отсрочки по всем имеющимся обязательствам; перестают начисляться пени, неустойки, разблокируются счета, компания получает возможность дальше развиваться.

Как оптимизировать расходы с помощью цифровых технологий, рассказала заместитель директора ПАО «Ростелеком» Татьяна Виноградова. Организовать полноценную бесперебойную работу офиса в удаленном доступе можно с помощью виртуальной АТС с одним номером на 8-800. Замдиректора отметила, что спрос на услугу сейчас особенно ощутим: только за последние три недели на виртуальные АТС в регионе «Ростелеком» подключил 46 новых компаний. В связи с высокой потребностью рынка акция «Домашний офис», предлагающая услуги виртуальной АТС на два месяца бесплатно, — продлена до 14 июня.

Эксперт пояснила, что такие беспрецедентные условия связаны с желанием «Ростелекома» поддержать бизнес в сложное время. Так, например, тарифная линейка корпоративной мобильной связи «Вызов» до 30 июня для новых абонентов стоит всего 1 руб. за первые три месяца. При других условиях обеспечение связи для трех абонентов на такой период обошлось бы в сумму более 4 тыс. рублей:

— Важнейшее преимущество цифровых сервисов «Ростелекома» — обслуживание по сервисной модели. Те же видеонаблюдение и виртуальные центры обработки данных позволяют компаниям не тратиться на собственную инфраструктуру и дополнительный персонал. При этом клиент получает легкую масштабируемость и высочайший уровень безопасности.

Эксперты констатировали, что в сложившейся ситуации есть множество возможностей снизить издержки и задать новые векторы развития, не выходя за пределы правового поля. Рынок меняется, и те, кто адаптируется к переменам, смогут использовать уроки кризиса для дальнейшего развития и построения эффективной модели бизнеса.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Банки
image
26 мая, в День российского предпринимательства, банк «Центр-инвест» провел онлайн-марафон «Время трансформаций», который объединил предпринимателей, партнеров банка, институты поддержки предпринимательства, органы власти, общественные и профессиональные объединения общей идеей трансформации своего бизнеса в новой дистанционной экономике. География онлайн-марафона — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Нижний Новгород, Москва и Лондон.
Практика бизнеса
image
На базе пространства «Точка кипения» при поддержке ростовского филиала ПАО «Ростелеком» и банка «Центр-инвест» «Город N» провел бизнес-дискуссию, в ходе которой представители компаний «Офисный мир КМ», «Натуральный элемент» и «Глория Джинс» обсудили новые возможности и новые формы работы с клиентами и партнерами, которые открывает перед бизнесом интернет-торговля.
Практика бизнеса
image
«Город N» при поддержке «Ростелекома» и банка «Центр-инвест» провел онлайн-конференцию «Как эффективно организовать работу с сотрудниками и клиентами в удаленном режиме». В ней приняли участие представители сети фитнесклубов «Ворлд-класс» и «Фитрон», Ростовского филиала ПАО «Ростелеком» и банка «Центр-инвест». Участники конференции рассказали о формах работы с сотрудниками и клиентами в период самоизоляции и ответили на вопросы.
Кредиты
«Город N» при поддержке компании «Ростелеком» и банка «Центр-инвест» провели онлайн-конференцию «Банк в помощь бизнесу. Какие льготы по кредитам можно получить уже сейчас?».
Новые продукты
image
Предприниматели Сергей Черкашов и Антон Силинский разрабатывают платформу, которая упростит процесс подготовки документов для банкротства физических лиц, автоматизирует работу юристов и устранит бумажную волокиту. Кроме того, сервис позволит финансовым управляющим находить клиентов и выбирать дела по банкротству.
Просмотров: 8605

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
image
Виктор Шевченко, генеральный директор ООО «Трейдберри», производителя экзотических снеков под брендом «Вкусы мира», заключил контракт с крупным маркетплейсом WildBerries и за месяц работы реализовал на этой платформе объем, сопоставимый с продажами в федеральной сети гипермаркетов.
Практика бизнеса
image
Ткань для баннеров разлагается около 150 лет. Основатель интернет-магазина «Эко Баннер» Николай Дикусар знает, как дать вторую жизнь этому материалу. Студент Южного федерального университета шьет из баннеров и других старых вещей сумки и многое другое.
Практика бизнеса
image
Сервис заказа такси планирует нанести изображение вратаря молодежного состава ФК «Ростов» Дениса Попова на машину, если футбольный клуб даст на это разрешение. Кроме того, «Ситимобил» предложил бесплатные поездки молодежному составу «Ростова». Эксперт говорит, что такая акция вполне удачный PR-ход, который повышает лояльность по отношению к бренду.
Практика бизнеса
image
Президент ассоциации IT-компаний Таганрога BrainHorn Максим Болотов считает, что у Ростовской области есть окно возможностей для формирования в Таганроге мощного IT-кластера.
Реклама на сайте и в газете
Заказать